p align="left">Расширялась сфера компетенции и деятельности местных Со-ветов. Декретом Совета Народных Комиссаров от 27 января 1918 г. местным Советам было предоставлено право решать вопрос о гра-ницах между отдельными административно - территориальными единицами. В этом же месяце при исполкомах Советов, начиная с волости, учреждаются отделы по назначению пенсий военнослужа-щим, получившим увечья. В феврале 1918 г. декретом ВЦИК было предложено всем губернским и уездным исполкомам организовать дорожные секции, которые приняли бы на себя от местных само-управлений все права и обязанности в данной области. Полномо-чия Советов этого периода простирались достаточно далеко. Они занимались организацией работы местных предприятий, подвер-гавшихся национализации, осуществляли охрану промышленных объектов, контролировали предприятия, все еще находившиеся в руках старых хозяев. В социальной сфере Советы стали осуществлять деятельность по обеспечению неотложных нужд населения, и, прежде всего рабочего класса. Они организовывали общественные столовые, общежития, пытались регулировать вопросы труда и заработной платы, разраба-тывали совместно с профсоюзами тарифы, осуществляли различные мероприятия по охране труда и решению жилищных вопросов. В области народного просвещения и культурно-просветитель-ной деятельности Советы создавали народные начальные и средние школы, принимали меры по изданию новых учебников и учебных пособий, реорганизовывали гимназии и реальные училища в советские начальные и средние школы. По их инициативе расширялась сеть детских домов, детских площадок, библиотек, изб-читален, В сфере здравоохранения Советы осуществляли меры по обе-спечению бесплатного медицинского обслуживания, проводили различные мероприятия в области санитарии, гигиены и профи-лактики. В Конституции РСФСР 1918 г. задачи местных Советов опреде-лялись следующим образом: а) проведение в жизнь всех постановлений высших органов совет-ской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории. Очень важным в этой связи представляется тот факт, что все до-ходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра. В конце 1919 г. VII Всероссийский съезд Советов принимает офи-циальный курс на децентрализацию. Съезд поставил Советы между наркоматами и ВЦИК. Советы получали право приостанавливать распоряжения наркоматов, если их решения противоречили интере-сам мест. Одновременно предусматривалось, что приостановление действия распоряжений отдельных народных комиссариатов может иметь место только в исключительных случаях, причем Президиум ВЦИК при рассмотрении этого вопроса вправе привлечь к судеб-ной ответственности виновную сторону - либо наркоза, отдавшего явно противоречившее законам распоряжение, либо руководителей губисполкома, незаконно приостановивших распоряжение народ-ного комиссариата. Иными словами, советы получили право защиты своих интере-сов. В тоже время были определены единицы местного самоуправ-ления независимо от размера (губернии, уезда, волости, города, де-ревни). Они стали называться коммунами. В Советах были созданы специальные органы (коммунотделы) для руководства «коммуналь-ным хозяйством». В апреле 1920 г. был создан центральный регули-рующий орган - Главное управление коммунального хозяйства. После гражданской войны в период восстановления расширение полно-мочий местной власти, придание ей характера местного самоуправ-ления для Советского правительства было шагом вынужденным, но на том этапе необходимым. Но оно было кратковременным. 2. Положение самоуправления в СССР в условиях становления и развития тоталитаризма (1924-1953 гг.). Самостоятельная хозяйственная деятельность Советов началась осенью 1924 г. с выделения самостоятельных городских бюджетов. С развитием товарно-денежных отношений у местных Советов по-являются средства для формирования собственных бюджетов. Их основой становятся доходы от вновь восстановленных налогов, пла-ты за жилье и другие коммунальные услуги. В 1924 г. начинают обсуждаться вопросы расширения прав Советов не только в хозяйственной деятельности, но и в политико-админи-стративной. В прессе развертывается широкая кампания «за ожив-ление местных Советов». В апреле 1924 г. проводится совещание по вопросам советского строительства и «улучшения работы местных Советов как власти, организующей самодеятельность многомилли-онных масс трудящихся». В 1925 г. было принято Положение о город-ском Совете, где декларировалась новая роль Совета как «высшего ор-гана власти на территории города и в пределах своей компетенции». Профессор Л.А. Велихов в своей книге «Основы городского хо-зяйства», изданной в 1928 г., значительное внимание удели анализу «Положения о городских Советах». Оно было принято 2-й сессией ВЦИК XII созыва и опубликовано в «Известиях» 3 января 1926 г. Какими предметами ведения наделялись городские Советы? Горсоветы в области управления, охраны государственного по-рядка и общественной безопасности получили право издавать по-становления, образовывать избирательные комиссии по перевы-борам, определять избирательные районы и порядок проведения выборов. В пункте 26 III главы «Положения....» было записано, что в обла-сти «хозяйственно-экономической и промышленной городские со-веты эксплуатируют подведомственные им предприятия непосред-ственно или путем сдачи в аренду, организуют новые предприятия производственного и торгового характера, содействуют развитию в городе промышленности и торговли и регулируют их в пределах действующих узаконений, оказывают всемерную поддержку и со-действие всем видам кооперации. В области земельно-коммунального хозяйства (согласно пункту 28), горсоветы ведают эксплуатацией и сдачей в аренду городских земель и угодий, проводят работы, связанные с городской чертой, мелиорацией, планировкой, отводом земельных участков под за-стройку и сельскохозяйственное использование, устраивают и раз-вивают, в пределах городской черты, выгонное, луговое и лесное хозяйство, скотоводство, сады и прочее, организуют ветеринарную помощь. К концу 1927 г. разрушенное городское хозяйство было восста-новлено до уровня 1913 г. Вновь начинает уделяться внимание воп-росам благоустройства. Появляются разнообразные проекты город-ской планировки. Ряд школ в крупных городах переходит на баланс коммунального хозяйства. Налицо, таким образом, достаточно яв-ственное проявление «автономизации» местных Советов, была за-явлена их попытка играть более или менее самостоятельную роль в общественной жизни. В целом же «нэповскому» периоду деятель-ности Советов были присущи: -- некоторая децентрализация единой иерархической советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев; -- расширение социально-экономических полномочий местных Советов в лице их исполнительных органов за счет поглощения ими местных территориальных органов, центральных правитель-ственных структур, формирование специальных органов управ-ления коммунальным хозяйством; -- попытки более или менее широкого вовлечения в избирательный процесс на местах «трудящихся масс», оживления Советов при сохранении жесткого политического контроля со стороны пра-вящей партии; -- формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях оживления товарно-денежных отношений; -- создание нормативно-правовой основы, обеспечивавшей опре-деленную «автономизацию» местных Советов. Завершение нэповского этапа привело к существенному измене-нию финансового положения муниципальных образований. В апреле 1927 г. XV партконференция ВКП(б) объявила курс на централизацию власти и управления. С 1928 г. закрываются «отком-мунхозы» и городские управления коммунального хозяйства, идут «чистки» аппаратов местных Советов и центрального аппарата. Принимается новый закон о финансах местных Советов, который вводит остаточный принцип финансирования (после затрат на ин-дустриализацию) местных хозяйств. Города лишались бюджетной самостоятельности: сначала по решению партийных органов часть предприятий городов объеди-нялась в тресты, а с созданием в 1932 г. системы отраслевых про-мышленных наркоматов тресты перешли в их непосредственное подчинение. В 1930 г. ликвидируются отделы коммунального хо-зяйства местных Советов, и тем самым вообще прекращается са-мостоятельная деятельность Советов. Это и было, как отмечает А. Н. Буров, фактическое умерщвление городских Советов, так как город из относительно независимого образования превращался и придаток индустрии. В 1933 г. принимается новое Положение о го-родском Совете, в котором они вновь стали декларироваться как органы пролетарской диктатуры, призванные проводить политику центральной власти на местах. Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. пре-образовали местные Советы рабочих, крестьян и красноармейцев в Советы депутатов трудящихся, что в юридическом плане следует рассматривать как шаг на пути к демократизации. С упразднением съездов Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Они формировались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Местные Сове-ты провозглашались полновластными органами на своей территории и были призваны решать наиболее важные вопросы государственно-го, хозяйственного, социально-жилищного строительства. На деле же в условиях сформировавшегося тоталитарного режима Советы были очень далеки от реального полновластия и демократизма. В предвоенные годы появляется новая форма участия депутатов Советов в практической работе. Из их состава формируются посто-янные Комиссии, среди которых бюджетная, школьная, оборон-ная и др. Изменилось и положение исполкомов Советов. Они стали представлять собой исполнительные и распорядительные органы, подотчетные Советам, осуществляющим под неусыпным оком и на-правляющим воздействием партии повседневное руководство всем хозяйственным и культурным строительством на своей территории, деятельностью предприятий местной промышленности, сельского хозяйства, учреждений народного образования. Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в развитие местного самоуправления. На основании Указа «О военном положении» все функции ор-ганов государственной власти были в прифронтовых территориях переданы Советам фронтов, армий и округов. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках Государственного Комитета Обороны. На этот чрезвычайный высший орган руководства страной были воз-ложены главные функции управления, связанные с войной, обе-спечение материальных и иных условий ведения военных действий. Постановления ГКО подлежали беспрекословному исполнению всеми государственными органами, общественными организация-ми и гражданами. В ряде областных центров и городов создавались местные комитеты обороны. И Советы должны были действовать наряду и в теснейшем единстве с этими органами, возникшими в условиях войны. В этой связи почти повсеместно нарушались кон-ституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, отчетность Советов. Еще более возросла роль исполнительно-рас-порядительных органов (исполкомов). Вопросы, требовавшие кол-легиального рассмотрения на сессиях, зачастую решались испол-комами и отделами. В свою очередь партийные комитеты нередко подменяли деятельность советских органов, а многие функции ис-полкомов выполнялись единолично их руководителями и заведую-щими отделами. 3. Попытки реформирования территориального самоуправления (1958-1964 гг.). Период стабилизации развития местных советов (1964-1982 гг.). В 50--80 г. XX в. в СССР было принято немало постановлений, посвященных проблемам совершенствования местного самоуправ-ления. Это постановления ЦК КПСС «Об улучшении деятельно-сти Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» (1957 г.), «О работе местных Советов депутатов трудящихся Полтав-ской области» (1965 г.), «Об улучшении работы сельских и поселко-вых Советов депутатов трудящихся» (1967 г.), «О мерах по дальней-шему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» (1971 г.), постановление ЦК КПСС, Президиума Вер-ховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве» (1981 г.) и др. Во многих документах были расширены финансовые права мест-ных органов. Так в 1956 г. местные Советы стали самостоятельно распределять денежные средства своего бюджета. Шагом вперед следует признать и предоставленное местным Советам право на-правлять на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурных мероприятий дополнительно выявлен-ные при исполнении бюджетов доходы. В положении о сельских Советах РСФСР, утвержденном Президиумом Верховного Совета Российской Федерации 12 сентября 1957 г., местные органы полу-чили право при перевыполнении доходной части сельского бюдже-та направлять бюджетные средства на дополнительные расходы по формированию хозяйственных и культурных мероприятий (кроме увеличения заработной платы). Был изменен сам порядок утверж-дения этих бюджетов: теперь они утверждались на сессии сельско-го Совета, тогда как раньше подлежали утверждению исполкомами районных Советов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|