p align="left">3. Аннулирование незаконных и необоснованных процессуальных актов - своеобразная мера защиты правопорядка, применение которой обеспечивает законность в деятельности органов судопроизводства и служит охране прав граждан. Если дело возвращено на новое судебное рассмотрение, то аннули-руется приговор. Оправдание подсудимого или прекращение в отношении него уголовного дела в суде первой инстанции равнозначны аннулированию обвинительного заключения. Прекращение дела вышестоящим судом анну-лирует не только обвинительное заключение, ной приговор суда. Одновременно с отменой приговора могут быть аннулированы определения (постановления) кассационных и надзорных инстанций, оставивших приговор в силе.Отменяя незаконный или необоснованный акт, суд (прокурор) восстанавливает положение, существовавшее до его вынесения, требует устранить допущенные нарушения закона при проведении нового разбирательства. Эти властные акты можно назвать принудительными лишь в смысле обязательности исполнения. 4. Превентивные меры. К принудительным превентивным мерам уголовно-процессуального характера следовало бы отнести: а) задержание подозреваемого; б) меры пресечения; в) наложение ареста на имущество обвиняемого, подозреваемого, лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, а также лиц, владеющих имуществом, которое было приобретено преступным путем; г) отстранение обвиняемого от должности наложение ареста на имущество обвиняемого. Общее у всех этих мер состоит в том, что они имеют целью в принудительном порядке предупредить противоправное или иное нежелательное с точки зрения достижения задач процесса поведение соответствующих участников уголовного судопроизводства. Для применения указанных мер достаточно обоснованного предположения, что могут наступить нежелательные послед-ствия, предупреждению которых служат эти меры (обвиняемый скроется ис-пользует занимаемую им должность для того, чтобы помешать расследова-нию или продолжить свою преступную деятельность, продаст похищенное имущество и т. д.). Применение превентивных мер, как правило, не сопровождается грубым физическим насилием над личностью. И все же в этих случаях имеет место применение к обвиняемому (подозреваемому) процессуального принужде-ния, так как по общему правилу люди не отправляются добровольно в тюрь-му, не стремятся оставить занимаемую должность, не уступают по собствен-ному желанию имущество, которым владеют. 5. Процессуальная ответственность. Ответственность -- это реакция об-щества и государства на противоправное виновное поведение лица, заклю-чающаяся в официальном порицании этого лица, наложении на него опреде-ленных ограничений, лишений и применении наказания за нарушение обя-занностей. В уголовном процессе ответственность наступает лишь за виновное нару-шение закона (умысел или неосторожность). Процессуальное правонару-шение нередко образует состав преступления (например, умышленное ук-лонение свидетеля от явки по вызову суда) или дисциплинарного проступка (например, небрежность следователя, выразившаяся в превышении уста-новленных законом сроков расследования). Уголовно-процессуальное право почти не располагает собственными санкциями штрафного характера, по-этому наказание процессуальных правонарушителей происходит преимуще-ственно путем возложения на них уголовной, дисциплинарной и иной ответ-ственности Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. Л.Н. Башкатова, И.Л. Петрухина. М., 2006. С. 253.. При широком распространении в уголовном процессе мер зашиты и пре-вентивных мер доля процессуальной ответственности не столь велика. Обычно называют такие виды уголовно-процессуальной ответственности, как изменение меры пресечения на более строгую, удаление из зала судебного заседания за нарушение порядка и неподчинение распоряжения председательствующего, наложение штрафа за нарушение порядка в судебном заседании, наложение штрафа на переводчика и специалиста при уклонении их от явки к следователю или в суд, наложение денежного взыскания на поручителя при избрании личного поручительства в качестве меры пресечения, обращение в доход государства залога, внесенного обвиняемым (другим лицом) в виде меры пресечения. 1.3. Задержание и его место в системе мер принуждения Задержание в уголовном процессе -- это кратковременное, не более чем на 48 часов лишение свободы подозреваемого в совершении преступления лица без санкции прокурора и постановления (определения) суда. Задержа-ние позволяет пресечь преступную деятельность, предупредить побег право-нарушителя, установить его личность, если она неизвестна, обеспечить его участие в процессуальных действиях, воспрепятствовать подговору свидете-лей и потерпевших, фальсификации подозреваемым доказательств, другим его попыткам помешать установлению истины. Лицо, подвергшееся задер-жанию, существенно ограничивается в правах. Задержанный лишен свободы передвижения, общения с другими лицами, владения и пользования имуществом, его переписка контролируется, он подвергается обыску. Учитывая это, следует подчеркнуть, что к задержанию допустимо прибегать лишь в слу-чаях, когда оно действительно необходимо для раскрытия или пресечения преступления. Следует различать административное и уголовно-процессуальное задер-жания. Административное задержание применяется органами и должностными лицами, ведущими производство об административных правонарушениях. По общему правилу его предельный срок составляет 3 часа. Капитаны судов вправе задержать лицо до передачи его властям в первом же порту Российской Федерации, в который зайдет судно, или направить его в порт Российской Федерации на другом попутном судне. О задержании дол-жен быть уведомлен прокурор. Его указания обязательны. До истечения 48 часов после начала фактического задержания подозре-ваемый должен быть доставлен к судье для проверки законности и обосно-ванности задержания и рассмотрения ходатайства следственных органов и прокурора об избрании в качестве меры пресечения заключения под стра-жу. В рассмотрении ходатайства, кроме лица, возбудившего ходатайство, уча-ствует подозреваемый и его защитник. Рассмотрение ходатайства произво-дится в закрытом судебном заседании. Судья рассматривает представленные следственным органом и прокурором материалы, обосновывающие ходатай-ство. Судья вправе принять одно из следующих решений: 1) избрать меру пре-сечения в виде заключения под стражу или менее строгую меру пресечения; 2) отменить задержание и освободить задержанного; 3) отложить принятие решения на срок не более 72 часов для представления дополнительных дока-зательств обоснованности ходатайства о заключении подозреваемого под стражу (в этом случае судья указывает в своем постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания) - п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001. Ст. 108. Таким обра-зом, максимальный срок задержания в российском уголовном процессе -5 суток, что не соответствует позиции Европейского Суда (задержание мак-симум на 2-3 суток). По истечении дополнительных 72 часов задержания, если судья не принял решение о заключении под стражу, подозреваемый дол-жен быть немедленно освобожден. В этом случае ему выдается справка с ука-занием срока задержания, которая служит основанием для возмещения ущерба, причиненного незаконным или необоснованным задержанием. Если вопрос о направлении условно осужденного в места лишения сво-боды возник в связи с совершением им нового преступления, то должно быть возбуждено уголовное дело, при этом подозреваемый может быть задержан в обычном уголовно-процессуальном порядке. Уголовно-процессуальное задержание обычно предшествует избранию меры пресечения. Срок задержания включается в срок содержания под стражей, хотя бы мера пресечения была избрана -- не сразу после задержа-ния. Если мера пресечения не избрана или не связана с лишением свободы, то время задержания должно включаться в срок наказания в соотношении 1:1, если наказанием являются лишение свободы или дисциплинарная во-инская часть; 3:1 - если наказанием являются исправительные работы (ст. 72 УК) Уголовный кодекс РФ. М., 1996. Ст. 72.. Если арестованный в дисциплинарном порядке привлекается за то же деяние к уголовной ответственности, то срок дисциплинарного ареста необ-ходимо включать в срок задержания или содержания под стражей, а если из-брана другая мера пресечения или она вообще не избрана -- то непосредст-венно в срок уголовного наказания с применением указанных выше эквива-лентов. Задержанные, как правило, содержатся в ИВС. Местом задержания военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений, может быть гауптвахта или камера для задержанных ИВС. Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержа-но только при наличии установленных законом оснований (ст. 91 УПК) Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001. Ст. 91.. 1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Должностное лицо, пользующееся правами органа дознания, следова-тель, прокурор почти никогда не застают подозреваемого на месте преступле-ния. Поэтому рассматриваемое основание адресовано прежде всего лицам, осуществляющим фактическое задержание, предшествующее его юридиче-скому оформлению. Слово «застигнут» подчеркивает внезапность появления этого основания задержания, пресекающий и скоротечный характер дейст-вий по задержанию. Закон допускает также задержание непосредственно после совершения преступления. Слово «непосредственно» означает, что задержание может быть предпринято на месте происшествия или в ходе преследования. Если же преследуемому удалось скрыться, то задержание может быть в дальнейшем осуществлено по другим основаниям. В ряде ситуаций задержание возможно не сразу после совершения пре-ступления. Если, например, лицо неожиданно узнало преступника спустя длительное время после совершения преступления, то оно должно иметь воз-можность задержать его или обратиться с просьбой о задержании в милицию. В пределах срока давности уголовного преследования допустимо задержание скрывшегося обвиняемого. 2. Очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо указывают на данное ли-цо как на совершившее преступление. Следует обратить внимание на то, что «очевидцы» и «потерпевшие» ука-заны в законе во множественном числе. Но все-таки можно представить себе ситуации, когда только один очевидец (например, потерпевший) располагает столь убедительными сведениями, что их можно считать достаточными для задержания. Вероятные, предположительные заявления очевидцев о том, что лицо, возможно, совершило преступление, не являются достаточным основанием для задержания. 3. На подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обна-ружены явные следы преступления. Речь идет не только о следах в собственном смысле слова, но и о вещест-венных доказательствах, изобличающих лицо в совершении преступления (оружие, похищенные ценности и др.). Следы должны быть явными, т. е. та-кими, которые сразу бросаются в глаза и не требуют для своего обнаружения проведения экспертизы. Если обыски, выемки, освидетельствования проводятся в процессе рас-следования по возбужденному уголовному делу не в связи с задержанием, то следы преступления и вещественные доказательства могут служить основа-нием для вынесения постановления о задержании лица, у которого они обна-ружены. 4. Иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, могут служить основанием для задержания не сами по себе, а лишь в совокупности хотя бы с одним из названных в законе условий: а) покушение подозреваемого на побег; б) отсутствие у подозреваемого по-стоянного места жительства; в) неустановление личности подозреваемого (ст. 91 УПК); г) органом расследования или прокурором, Направлено в суд ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения (ст. 91 УПК) Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001. Ст. 91.. К «иным данным» можно отнести явку с повинной, результаты примене-ния служебно-розыскной собаки, сведения оперативно-розыскного характе-ра и т. п. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. Л.Н. Башкатова, И.Л. Петрухина. М., 2006. С. 230. Фактические данные, устанавливающие основания задержания в момент его осуществления, не являются доказательствами в процессуальном смысле слова, так как они получены не из уголовно-процессуальных источников. О задержании составляется протокол, который должен содержать указа-ние не только на основание задержания, но и на фактические данные, под-тверждающие эти основания. Если при задержании проводился личный обыск, то об этом должно быть указано в протоколе. Протокол задержания должен быть составлен не позже чем через 3 часа после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или про-курору. В протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК. В протоколе указываются дата и время его составления, дата, время, место, основания и мотивы задержа-ния, результаты личного обыска задержанного и другие обстоятельства за-держания. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель и сле-дователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания (п. 2 ч. 2 ст. 46 УПК). В допросе допускается участие защитника (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК). При задержании допус-кается проведение личного обыска без санкции прокурора и судебного реше-ния (ст. 184 УПК). Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001. Ст. 46,49, 184.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|