реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики

реферат
p align="left">Приведенная государственная позиция не только согласуется с выводами Всемирного экономического форума о низком уровне эффективности отечественного правосудия и защиты собственности, но подтверждает и другие экспертные оценки. В частности, Европейский Банк Реконструкции и Развития, изучавший российскую правовую практику, по качеству экономического законодательства, Россию поставил на 4 место среди стран Восточной Европы и республик бывшего СССР, а по исполнению законодательства -- на предпоследнее 24-е. И хотя на рассмотрение и принятие федерального закона в среднем уходит более года, но качество законов продолжает оставаться низким: около 50 процентов принятых Государственной Думой Федерального Собрания РФ законов отклоняется Президентом РФ.

Процесс становления социальной страты собственников -- первичное накопление капитала -- подчиняется закономерностям, среди которых выделим отдельные: данный период важно не затягивать во времени, в противном случае страдает как само общество, так и будущие собственники; для этого экономического уклада характерно определенное мировоззрение: все, что приносит доход -- нравственно; экономика легко поражается ржавчиной примитивного воровства и коррупции; публичная власть несет обязанность по спасению собственников как класса созидателей; между капиталом и властью строятся особые отношения: богатство собственника не зависит от государства. Это в условиях примитивного фаворитизма близость к властвующей особе влияло на материальное благополучие лица, сейчас его социальный статус определяет собственность. В обществе, где не культивируется частная собственность, благосостояние зависит от продвижения лица в структуре власти. Теряешь власть, теряешь и экономические выгоды. Частная собственность дает свободу, автономию от капризов политических органов. Иными словами, охрана права частной собственности государством -- где есть право, там есть и его защита (ubi jus, ubi remedium) -- и правящей элитой в силу конституционных гарантий собственности (по правилам ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества частного собственника для государственных нужд в императивной форме ограничено обязанностью предварительного и равноценного возмещения) отделяет экономическое богатство от политической власти.

Развитие процесса первичного накопления капитала порождает проблему его правового обеспечения. И хотя мировым сообществом накоплен значительный опыт его законодательного регулирования, но в современных российских условиях, как представляется, он должен быть критически переосмыслен и в определенной мере востребован с учетом того архиважного обстоятельства, что в обществе стала популярной идея усиления регулирующей функции государства. Последнее объяснимо как реакция на доктринерство либералов первой волны и утрату управляемости социально-экономическими процессами. Следует заметить, что сама по себе эта идея неоднозначна, так как ее реализация таит опасность, во-первых, утрату приобретенных либеральных ценностей, во-вторых, возрождения идеологии, апеллирующей к тому, как произведенное обществом богатство может быть распределено при социальном неравенстве, в-третьих, предания забвению очевидной истины: увеличение потенциала социальной свободы заставляет человека самостоятельно принимать решения, действовать на свой риск и приводит к тому, что привычные формы социального государства не могут функционировать ad infinitum. Поскольку государственное вмешательство в экономику предполагает регламентацию гражданского оборота, формирование системы публично-правовых и негосударственных организационно-экономических структур, обеспечивающих контроль за соблюдением предпринимательского законодательства, выработку социально-экономической политики государства, то многие из уже созданных рыночных институтов могут оказаться неработающими, в общественное сознание привнесутся политические лозунги о том, что рыночные преобразования не дали позитивных преобразований в жизни социума, поэтому пролонгации конституционной модели экономики не может быть. Иными словами, за справедливостью и всем аппаратом других «христианских» чувств, на которых покоится идея возвращения государства в экономику, угадываются ностальгические устремления к плановой экономике, способной запрещать, стеснять, вызывать застой и вялость созидательной политики публичных институтов.

В президентском Послании 2003 г. декларирована стратегическая цель, которая должна быть достигнута уже в 2010 году: Россия прочно будет занимать место среди «действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира», она будет страной «с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией», «с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать». Движение по пути достижения этой цели происходит в условиях, когда «экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно».

На риторические вопросы: «все ли возможности для экономического роста и социального развития мы использовали? И устраивает ли нас нынешнее положение дел?» в Послании 2004 г. Глава государства признает: «Нет. Прежде всего не устраивает уровень жизни людей». Приведенные суждения политических лидеров проявляются в современных характеристиках российской действительности: «…дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. …Неэффективная, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ».

Путь, пройденный Конституцией РФ, подтверждает обоснованность заключений международных экспертиз, согласно которым российский Основной закон 1993 г. признан одним из самых демократических в мире, анализ же существующих политико-правовых оценок документа свидетельствует, что его разделы, закрепляющие основы конституционного строя (глава 1) и права и свободы человека и гражданина (глава 2), не критикуются. Критика направлена на относящихся к сфере политики два других раздела -- о федерализме и системе органов государственной власти. Следовательно, дискуссии по поводу этой части Конституции РФ объективно не стихнут никогда.

На основе Конституции РФ в Российской Федерации стали невозможными дискриминация, массовые репрессии, неоправданные привилегии, идеологические стеснения свободы человека, провозглашены равные права граждан независимо от пола, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в качестве особой задачи государственной власти выступает всесторонняя защита прав и свобод человека. Конституционные принципы и нормы позволили российскому обществу обеспечить реальное ограничение власти над человеком судебным контролем: Конституционный Суд РФ отменяет неконституционные законы, Верховный и Высший Арбитражный суды отменяют незаконные правовые акты, активно защищают права граждан Прокуратура РФ и Уполномоченный по правам человека, предусмотрена и международно-правовая защита.

Конституционное признание формального равенства граждан -- абсолютно необходимая предпосылка правового государства -- нивелируется конституционным положением о социальном государстве, которое призвано обеспечить перераспределение доходов в пользу малоимущих, прогрессивное налогообложение. И хотя баланс этих функций государства сегодня находится в «строительных лесах» проектов, но очень важно не возвращаться к «социальному равенству», или уравниловке, поскольку подобный поворот разрушит всю систему стимулов, свойственную рыночной экономике и заложенную в конституционно закрепленной свободе предпринимательства.

Конституция РФ, хотя и принималась в исторически сложное время,-- документ достаточно взвешенный и может послужить российскому народу еще много лет, так как богатство идей, в ней заложенных, в полной мере еще не выявлено. Современное российское общество, хотя и медленно, все больше осваивает правило: все должны поступать так, чтобы в поступках их проявлялась безусловная готовность подчиниться Конституции РФ. Только при таком условии возможно социальное существование на новом витке исторического развития России.

Закрепляя основы государственной власти, Конституция опирается на идею: от человека исходит деятельность государства, к нему и возвращается. Следовательно, человек должен иметь надежное средство воздействия на государство, таковым средством выступает избирательное право. Здесь важно сделать акцент на слово «право», т.е. государство не может и не должно навязывать личности другой вид деятельности, кроме той, которую она сама себе изберет, подчиняясь соображениям личной пользы. Более того, она имеет право воздействовать на государственную жизнь в благоприятном для себя смысле, одобрять или не одобрять законы, соглашаться на те или другие мероприятия.

Говоря о социальной роли государства, черты которого оформлены конституционными нормами, важно констатировать, что несмотря на провозглашение государства социальным (ст. 7 Конституции), оно не нацелено на создание «рая на земле», поскольку государство бессильно осуществить это. Государственная благотворительность, как свидетельствует опыт индустриально развитых стран, не является эффективным средством преодоления барьера бедности и в некоторых случаях способствует ее увековечиванию, так как поощряет иждивенческие социальные установки. Либеральная ориентация цивилизации, отвергая экономическое и социальное равенство, диктует иной принцип: каждый волен жить настолько хорошо или плохо, насколько он способен. Все наши рассуждения подводят к вопросу: можно ли утверждать, что модель политической власти, реализуемой в нынешних российских условиях, является прогрессивной и отвечает чаяниям народа? Не будет ошибочным суждение следующего порядка: задачи конкретного периода жизнедеятельности общества будут опираться на конституционную стратегию развития государства, которое осложняется наследием прошлого: привычкой людей к зависимости, неприятием экономического неравенства, отсутствием среднего класса, этническими противоречиями. Негативное воздействие этих факторов усиливается вследствие таких феноменов, как экономический кризис, депопуляция. Позволительно в этой ситуации спросить: привнесла ли Конституция в жизнь общества чувство позитивных перемен? В чем проявилось ее социально полезное действие? Поиск ответов на поставленные вопросы приводит к выводу о том, что жизненная сила принятой в 1993 г. Конституции РФ проявилась в том, что она стала правовой основой:

-предотвращения сепаратизма, национальных конфликтов, перевода проблем национального развития из области политической в область социально-культурную;

-формирования в сфере экономики социально-ориентированного рыночного хозяйства, в политической системе -- демократического правового государства;

-демократических преобразований в сфере федеративных отношений;

-развития принципа персоноцентризма, согласно которому человек, его права и свободы объявлены высшей социальной ценностью;

-становления современного российского конституционализма -- образ жизни государства, при котором оно отказывается от своего прошлого советского существования, основанного, главным образом, на власти;

-зарождения институтов гражданского общества.

Богатство создается трудом, поэтому истинная причина сегодняшней бедности состоит в отсутствии работы, если человек лишен работы, государство обязано ему помогать. Человек -- существо социальное, поэтому по мере развития общество приобретает все большее значение для обеспечения нормальных условий его жизни. Нет оснований полагать, что эта зависимость исчезнет в будущем.

Мамедов А.А. д.ю.н. профессор

Российского университета дружбы

народов, г. Москва

ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Конституция Российской Федерации11 Конституция Российской Федерации // Российская газета.1993.25декабря. № 237.

также, как Конституция Республики Таджикистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п.1ст.15). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п.2 ст. 15). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71), в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, гражданское законодательство, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, правовых основ единого рынка; финансовое регулирование.

Стратегическая цель устойчивого развития и России, и Республики Таджикистан - повышение уровня и качества жизни населения на основе динамичного развития экономики и социальной сферы, сохранения воспроизводственного потенциала природного комплекса стран. Формирование модели социального рыночного хозяйства в государстве предполагает соответствующие трансформационные преобразования в экономике, модернизацию национальных финансовых институтов и другие изменения, обусловленные стратегическими интересами страны и современными тенденциями ее развития в условиях глобализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.