реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики

реферат
p align="left">- ярко выраженная смесь методов и инструментов различных моделей с довольно значительным удельным весом государственного сектора так называемая «смешанная экономика».

- государство регулирует хозяйственную жизнь экономических субъектов, включая частных предпринимательских структур;

- правовое обеспечение касается не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

- существенный патернализм государства, выражающийся в гарантировании определенного уровня удовлетворения потребностей всего населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

- регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; государственное регулирование доходов населения, а при определенных условиях - и цен.

В реальной жизни модели экономического развития могут сочетаться друг с другом. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- действие рыночного механизма ограничено определенными сферами и отраслями и он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В тех сферах социального организма, где рынок не в состоянии обеспечивать саморегуляцию и не может дать ожидаемого эффекта, требуется вмешательство государства. Иными словами, в современном обществе отсутствуют объективные предпосылки для функционирования так называемого «свободного рынка». Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что эффективное функционирование экономики в целом не исключает, а предполагает государственное регулирование. Весь вопрос коренится в поисках оптимальной экономической роли государства. Непременным спутником здоровой рыночной экономики является механизм государственной поддержки, конкретные формы и методы его осуществления. Характеризуя этот вид хозяйствования выдающийся Английский экономист Д. Кейнс в работе «Беглый взгляд на Россию» писал, что капитализм во многих отношениях является весьма неблагополучным строем, но если им «разумно управлять», он может достичь «большей эффективности в достижении экономических целей, чем любая из существующих до сих пор альтернативных систем».

Степень вмешательства государства в экономическую жизнь можно выразить соотношением между суммой государственных расходов и валовым внутренним продуктом (ВВП). Например, в некоторых индустриально-развитых странах оно достигает 50% (во Франции в 2005г. оно равнялось 45,8%), в республиках СНГ этот показатель значительно выше.

Любая экономическая система и, особенно рыночного типа может быть поражена тяжелыми болезнями - высокими уровнями инфляции, монополизма и кризисных явлений, лечение которых невозможно без серьезного государственного вмешательства путем механизма правового и экономического регулирования ситуации в экономике. Иными словами, отсутствие в экономике рыночного типа иммунитета против инфляции и монополизма объективно предопределяет активные действия государства. Без постоянного проведения антиинфляционных, антимонопольных и антикризисных государственных мер практически очень трудно обеспечить нормальное функционирование рынков и особенно, рынка потребительских товаров, а следовательно, устойчивый экономический рост.

Современный рынок потребительских товаров (в т.ч. продовольственных) во всех развитых странах является регулируемым, что достигается не только экономическими рычагами, но и целым набором административных средств, среди которых, в частности: а) ограничение деятельности; б) лицензирование хозяйственной деятельности субъектов рынка в отдельных отраслях и секторах экономики; в) введение института «защиты потребителей» и разработка правовых норм, закрепляющих его требования к качеству товаров и услуг, особенно безопасности продовольственных товаров и грантийной защиты прав потребителей; г) разработка и проведение государством антимонопольных и антиинфляционных мер.

Основной целью проводимых экономических реформ в странах СНГ является формирование и обеспеченно эффективного функционирования социальноориентированного - рыночной экономики.

В отечественных научных работах, в программах и нормативных документах можно выделить три пути перехода к рынку: первый - в качестве коренных предпосылок выдвигается приватизация государственной и иных форм собственности, либерализация цен и социальная защита населения от стихии рынка; второй - предусматривает диверсификацию социально-экономической системы через всемерную децентрализацию экономики, за государством сохраняется его основные функции; третий - основан на экономической целесообразности регулирования, опирающегося на формирование ориентиров на макроэкономическом уровне (ориентиров) воспроизводственных пропорций .

Анализ процесса перехода к модели общественного устройства, основанного на рыночных отношениях, выявил как позитивные, так и негативные стороны формирования рыночной экономики. Так, очень медленно устранялись причины системного кризиса в обществе, не обеспечены ожидаемые позитивные результаты от перехода к рыночным отношениям и др.

Научная мысль, обосновывая цикличность функционирования экономических систем, использует для этого категорию «делового цикла». По выражению Д.Кейнса «…что имеется заметная регулярность в чередовании и продолжительности повышательных и понижательных тенденций».

По вопросу о продолжительности делового цикла также отсутствие единого мнения среди ученых - экономистов других исследователей цикл Китчина охватывает период 3-4 года; цикл Жюглера, укладывается в рамках десятилетия; цикл Лабруса продолжается 12 лет и больше; цикл Кондратьева полстолетия.

Э. Долан приводит форму «типичного» делового цикла, характерную для экономики США, прошедшей с 1854 по 1986 годы через 30 деловых циклов. Если рассмотреть период цикла в странах СНГ, то в Таджикистане длина его достигает 18-20 лет. Структура делового цикла в Таджикистане приведена на рис.1.

Рис. 1. Структура делового цикла в Таджикистане (схема построена впервые автором)

На продолжительность цикла существенное влияние оказывает внутреннее и внешнее экономическое пространство . Применительно к СНГ рыночное хозяйство независимого государства - внутреннее экономическое пространство, хозяйство других стран - внешнее экономическое пространство, взаимодействие между которыми порождает немало проблем. К примеру, замедление темпов в начальном этапе, умеренное ускорение экономического развития в последнее время в России (внешнее пространство) оказывает влияние на темпы экономического роста Таджикистана и других стран СНГ (внутреннее пространство).

Исследуя широкий спектр вопросов, возникающих при формировании рыночной среды, как во внутреннем, так и во внешнем экономическом пространстве на территории СНГ, необходимо отметить следующее:

- Экономическое пространство - категория социально-экономическая, она наполняется конкретным содержанием через обеспечение интересов субъектов, хозяйствующих на данном пространстве;

- Образ жизни, исторические и национальные традиции, географическое расположение и другие особенности народа, проживающего на территории отдельных государств СНГ, обуславливают специфическое проявление общих закономерностей формирования рыночной экономики на этой территории.

- Несмотря на единые принципы перехода к рынку необходимость учета индивидуальных характеристик внутреннего экономического пространства каждого из стран СНГ очевидна.

- Переход к рыночной модели хозяйствования, как к системе развитых рыночных отношений, связан с некоторыми национальными особенностями. Она, как показывает опыт формирования рыночной экономики в республиках Центральной Азии, в том числе и Таджикистане, оказывает существенное влияние на содержание и скорость экономических реформ. Необходимо отметить, что Центрально-Азиатский регион, представляющий собой мозаику уникальных цивилизаций, имеет сходные типологические черты. Так, в Таджикистане проживает население, объединяемое понятием «традиционное общество», которому характерны этнопсихологические стандарты поведения (постоянство, стабильность, повторяемость). Кроме того, новации, рушащие устои и порядки, осуждаются на уровне общественного сознания. Процесс привыкания и усвоения всего нового носит инертный характер. Поэтому понимание особенностей территории и народов Средней Азии, уклада их жизни должно отражаться в экономической политике перехода к рыночным отношениям.

В рыночной экономической системе функционируют два вида хозяйствующих субъектов. Продавцы, выступающие от имени производителей, формируют предложение товаров, покупатели, представляющие спрос, выступают от имени потребителей. Модель спроса и предложения, проблемы обеспечения оптимального их соотношения являются ядром экономической теории, знание их, а также использование опыта способствуют решению многих экономических проблем инфляции, изменения цены на товары и услуги, конъюнктуры рынка на структуры и определения на производство преимуществом последствий внедрения новой техники и т.д.

На спрос покупателей, составляющего основу решения проблемы сбыта товаров, влияет целый ряд факторов, к числу которых относятся: величина собственного денежного дохода покупателя, его поведения на рынке; цена товаров и услуг;

Есть и другие факторы, оказывающие влияние на структурные показатели спроса. Например: мода, традиции, привычки, индивидуальные вкусы, предпочтение взаимозаменяемым товарам и т.д.

Конечно, все эти факторы оказывают влияние на изменение спроса, но решающую роль играет цена. Связь между ценой товаров и объемом спроса на них показана на рисунке 2. В графике «А» каждая точка на «кривой спроса» показывает тот объем товара, который потребители желают купить за соответствующую цену. Рост цен за единицу товара приводит к снижению объема спроса.

На формирование предложения товаров на рынке также оказывают ряд факторов, среди которых следует особо выделить цели, преследуемые производителем (продавцом) товаров. Это получение максимальной прибыли, завоевание новых рынков, укрепление своих позиций на рынке, увеличение объемов производства.

Но вместе с тем решающее значение имеет уровень цен за единицу товара, сомони. На графике «Б» показана непосредственная зависимость предложения от цены товара. Увеличение объема предлагаемых к продаже товаров детерминирует снижение цены товара.

Для последующего анализа требований законов спроса и предложения необходимо совместить графики «А» и «Б», чтобы определить рыночную равновесную цену. Как видно, точка пересечения кривых спроса и предложения показывает равновесную цену, т.е. соответствует объему товаров-К2 продаваемых по цене - Рl. Именно эта цена (Рl) и этот объем предложения (К2) соответствуют интересам продавцов и покупателей и следовательно, осуществляется реальный акт купли и продажи товаров на рынке.

Следует отметить, что цена Рl получила качество цены равновесия, отклонения от которой ведут к превышению предложения товаров (по цене P2), либо к превышению спроса (при цене Р3). Равновесная цена является центром колебания цен. Направления изменения любой структуры цен могут быть понятны лишь на базе сравнения с их равновесным уровнем. Поэтому использование категории равновесных цен является условием познания закономерностей движения рыночных цен. Как нам представляется, достижение равенства спроса и предложения на рынке является абстракцией или моментом зарождения нового неравенства между ними, основывающего на непрерывном колебании цен вокруг своей стоимости.

Необходимо отметить, что процесс рыночного равновесия описывается с помощью математического аппарата. При исследовании достижения рыночного равновесия важное значение имеет определение свойства функциональной зависимости спроса от формирующих его факторов.

Первое свойство - функция покупательского спроса является однородной нулевой степенью относительно вектора цен и дохода, то есть пропорциональное изменение цен и дохода не влияет на спрос. В этом случае покупательная способность и реальный доход, а также соотношение цен остаются неизменными, а меняется только масштаб цен.

Второе свойство - при возрастании цены на товар спрос на него падает. Но это свойство распространяется не на все товары. В частности есть товары, для которых увеличение цены на товар не влечет за собой уменьшение спроса на него. При этом спрос на такие товары (товары Гиффена) либо остается стабильным, либо увеличивается (парадоксы закона спроса).

Третье свойство - зависимость спроса на товары от дохода: а) малоценные (малокалорийные продукты питания, некачественные и немодные непродовольственные товары и т.д.), т.е. при увеличении дохода спрос на них уменьшается. б) ценные товары длительного пользования, предметы роскоши, при увеличении дохода спрос на них возрастает, т.е. зависимость спроса от формирующих его факторов наиболее точно выражается расчетами коэффициентов эластичности.

Определение 1. Эластичность спроса в зависимости от дохода.

Коэффициент эластичности спроса от дохода показывает, на сколько процентов изменится спрос на i-й товар при увеличении дохода покупателя на 1%, или :.

С точки зрения методологии целесообразным на наш взгляд является классификация товаров с использованием значения коэффициентов эластичности спроса на ценные и малоценные товары в зависимости от дохода:

а) если <1 - недостаточно эластичен;

б) если 1 - заметно эластичный;

в) если >1 -высокоэластичный.

Определение 2. Эластичность спроса от цен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.