реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституция как основной нормативно-правовой акт

реферат
ормативно-правовые акты имеют ряд отличительных особенностей. Следует четко представлять себе совокупность этих особенностей (атрибутов) правового акта, составляющих его свойства. Они присущи каждому правовому акту, но вместе с тем, в зависимости от видов, обеспечиваются различный порядок и характер их действия. Конкретные виды актов, изданные разными органами, действуют каждый в том порядке и имеют ту форму, которые установлены именно для данного акта, чем обусловлена и степень присущей ему юридической силы.

а) Важным атрибутом правового акта является точное наименование данного акта. Это не формальность. Т.к. в зависимости от того, какой орган издал акт и потому он имеет разную юридическую силу - Закон, указ или постановление.

б) Необходимый признак правового акта - это издание нормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа. Этот признак является условием самой законности правотворческой деятельности. Каждый орган может реализовать лишь свою компетенцию и в пределах этой компетенции издавать свои правовые акты. Например: не может Правительство издавать акты по вопросам. Которые находятся в компетенции Федерального Собрания, а любое министерство не может издавать акты, которые относятся к ведению Правительства и т.д.

в) Нормативный правовой акт отличается определенностью формулирования правовых норм. Т.е. в акте должно все изложено четко и ясно, т. к. если нет четкости и ясности, то можно и толковать его различно и применять ненадлежащим образом.

Г) Общеобязательность нормативно-правовых актов или государственно-властный характер предписаний, охраняемых от нарушения государственным принуждением. Т.к. в правовой акт обязательно входит норма права, а нормы права обязательны для всех и поэтому этот признак распространяется и на само понятие правового акта.

Д) Общеизвестность, т.е. установление и соблюдение особого порядка их (нормативных актов) опубликования, чем обеспечивается доведение актов до сведения тех субъектов, которым они адресованы. Согласно Конституция РФ. Ст.15 законы подлежат обязательному официальному опубликованию, а неопубликованные законы вообще не могут быть применимы. При этом ВАЖНО ЗНАТЬ, что если нормативные правовые акты затрагивают права и свободы и обязанности гражданина и человека, то любые из них не применяются, если они не доведены до всеобщего сведения путем официального опубликования. Законы Принятые Федеральным Собранием публикуются Президентом РФ. В течение 5 дней со дня подписания закона он направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает закон или отклоняет, не подписывая его, тем самым, включая механизм его преодоления Федеральным Собранием президентского вето. Если оно преодолено, то подписание и опубликование Закона происходит в течение 7 дней независимо от точки зрения Президента на содержание Закона. Само опубликование нормативно-правового акта подчиняется определенному порядку. Обычно он публикуется после его принятия, но для наиболее важных актов установлены сроки их опубликования. Пример: Законы и Указы Президента должны быть опубликованы не позже 7 дней после подписания их Президентом РФ. Они публикуются в особых источниках "Собрание законодательства РФ" или в "Российской газете". Это относится к законам, и другим нормативным актам, чтобы адресаты могли эти акты использовать.

е) Нормативно-правовой акт имеют особый порядок их вступления в законную силу. Этот порядок определен однозначно точно. Как правило - в самих законах, указах, постановлениях и т.д. указан срок их вступления в силу - с такого то числа. Если же в самом акте не указан срок вступления его в силу, но нужно знать что Закон и Указ вступает в силу по истечении 10 дней после публикации, а Постановление Правительства в ступает в силу через 15 дней после публикации и т.д.

2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц

2.1. Виды нормативно-правовых актов и их система

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации является их юридическая сила. Юридическая сила правовых актов есть обязательное требование соответс
твия актов нижестоящих органов государства актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида. Иными словами, с помощью понятия "юридическая сила правового акта" можно установить его соотносимость и соподчиненность другим правовым актам, выразить их системные взаимосвязи: характеристику всех видов правовых актов вместе и каждого из них в отдельности, их места в правовой системе государства и соотношения между собой. В этой связи систему нормативно-правовых актов в нашей стране можно построить следующим образом:

1) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы взаимоотношении между человеком, обществом и государством в Российской Федерации;

2) законы (в том числе и законы сводного характера - кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и устанавливают основные правила поведения в тех или иных сферах общественной жизни в Российской Федерации;

3) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) - издаются органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции с целью развития, дополнения и даже иногда конкретизации законов.

Теперь о каждой группе нормативно-правовых актов более подробно.

Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, имеет статус закона и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативно-правовым актам в Российской Федерации.

Законы как источники правового регулирования в Российской Федерации подразделяются на федеральные законы - законы, действующие на всей территории России, и законы субъектов Российской Федерации - законы, действующие соответственно на территории того субъекта Федерации, где они приняты. Федеральные законы в свою очередь подразделяются на федеральные конституционные законы и на иные федеральные законы. А особенностью законов субъектов Российской Федерации является необходимость их строгого соответствия нормам федеральных законов, регламентирующих отношения в тех же отраслях и сферах общественной жизни.

Конституционные законы Российской Федерации представляют собой особую группу федеральных законов, особенность которых состоит в том, что их принятие предусмотрено Конституцией РФ. Таковых законов, как уже выше отмечено, всего тринадцать. Особенность конституционных законов заключается также и в том, что они касаются основополагающих аспектов жизни российского государства и его граждан, а поэтому и требуют особо жесткого и строгого механизма их принятия. Для принятия таких законов необходимо согласие не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением не менее чем 3/4 членов Совета Федерации РФ.

Федеральные законы в отличие от федеральных конституционных законов принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением также простым большинством членов Совета Федерации РФ.

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией РФ, а также регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ). Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов: внесение в органы представительной власти предложений об изменении законодательства либо конкретных законопроектов (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (обнародование) закона. Подробнее эти процессы изучаются в курсе "Конституционное право России".

Важным и наиболее многочисленным видом источников права в Российской Федерации являются подзаконные правовые акты по различным аспектам государственного управления (их еще обозначают как "текущие" Правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития. Обязательным условием их принятия является соответствие действующим в стране законам.

Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы президента РФ. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. (с изменениями от 25.07. 2000 г) № 199 "Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций"': принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст.411-413 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР (в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридических лиц) ст.56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР.

В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ. В ст.90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения (последние отличаются ненормативным характером). В п.1 ст.115 речь идет о нормативных указах Президента РФ как об основании для издания актов Правительства, а в п. "а" ст.125 - о разрешении Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ. А вот п.3 ст.90 Конституции РФ гласит: "Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам" и ориентирует правотворчество Президента РФ на строгое соблюдение основополагающего принципа российской правовой системы: принципа верховенства законов над иными правовыми актами.

По юридической силе указы Президента РФ подразделяются на нормативные и правоприменительные. Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер, а правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управленческой деятельности (например, указ Президента РФ о назначении на должность какого-либо министра, о присвоении звания или награждении орденом и пр).

Распоряжения Президента (как уже отмечено) ненормативные и принимаются по различного рода оперативным вопросам государственного управления (например, о создании всевозможного рода рабочих комиссий, о выделении средств из резервного фонда на те или иные нужды и пр).

Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация.

Постановления Правительства РФ можно охарактеризовать следующими присущими им признаками:

1) отражение многопрофильность деятельности и межотраслевой характер;

2) высшая мера нормативности в системе исполнительной власти в Российской Федерации;

3) прямая связь с законом и строгая подзаконность;

4) общеобязательность действия на всей территории России.

За правительственными постановлениями в череде источников права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами и ведомствами Российской Федерации во исполнение положений и норм, содержащихся в федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты - это наиболее многочисленный элемент в системе источников права.

Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 (с последующими изменениями и дополнениями) в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.

Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов является приказ. Приказами опосредуется различная по своему характеру деятельность, ими утверждаются, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативно-правовым актам, исходящим от того или иного министерства или ведомства.

В ведомственном нормотворчестве довольно широко применяется "воспроизведение" (повторение, дублирование) нормативных актов вышестоящего уровня. Такое дублирование представляется целесообразным лишь в случаях, когда нужно представить нормативные предписания с точки зрения их единой системы. В противном случае оно оказывает негативное влияние на правоприменительную практику, поскольку создает у нижестоящих органов (адресатов правовых актов) иллюзию того, что законы, указы Президент РФ и Правительства РФ начинают действовать не немедленно после принятия или с даты, указанной в них, а только после воспроизведения или указания о его применении "своим" министерством или ведомством.

Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"' (с последующими изменениями и дополнениями) необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, Пленения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за дополнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.