|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Конституция как основной нормативно-правовой акт
|
|
|
ормативно-правовые акты имеют ряд отличительных особенностей. Следует четко представлять себе совокупность этих особенностей (атрибутов) правового акта, составляющих его свойства. Они присущи каждому правовому акту, но вместе с тем, в зависимости от видов, обеспечиваются различный порядок и характер их действия. Конкретные виды актов, изданные разными органами, действуют каждый в том порядке и имеют ту форму, которые установлены именно для данного акта, чем обусловлена и степень присущей ему юридической силы. а) Важным атрибутом правового акта является точное наименование данного акта. Это не формальность. Т.к. в зависимости от того, какой орган издал акт и потому он имеет разную юридическую силу - Закон, указ или постановление. б) Необходимый признак правового акта - это издание нормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа. Этот признак является условием самой законности правотворческой деятельности. Каждый орган может реализовать лишь свою компетенцию и в пределах этой компетенции издавать свои правовые акты. Например: не может Правительство издавать акты по вопросам. Которые находятся в компетенции Федерального Собрания, а любое министерство не может издавать акты, которые относятся к ведению Правительства и т.д. в) Нормативный правовой акт отличается определенностью формулирования правовых норм. Т.е. в акте должно все изложено четко и ясно, т. к. если нет четкости и ясности, то можно и толковать его различно и применять ненадлежащим образом. Г) Общеобязательность нормативно-правовых актов или государственно-властный характер предписаний, охраняемых от нарушения государственным принуждением. Т.к. в правовой акт обязательно входит норма права, а нормы права обязательны для всех и поэтому этот признак распространяется и на само понятие правового акта. Д) Общеизвестность, т.е. установление и соблюдение особого порядка их (нормативных актов) опубликования, чем обеспечивается доведение актов до сведения тех субъектов, которым они адресованы. Согласно Конституция РФ. Ст.15 законы подлежат обязательному официальному опубликованию, а неопубликованные законы вообще не могут быть применимы. При этом ВАЖНО ЗНАТЬ, что если нормативные правовые акты затрагивают права и свободы и обязанности гражданина и человека, то любые из них не применяются, если они не доведены до всеобщего сведения путем официального опубликования. Законы Принятые Федеральным Собранием публикуются Президентом РФ. В течение 5 дней со дня подписания закона он направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает закон или отклоняет, не подписывая его, тем самым, включая механизм его преодоления Федеральным Собранием президентского вето. Если оно преодолено, то подписание и опубликование Закона происходит в течение 7 дней независимо от точки зрения Президента на содержание Закона. Само опубликование нормативно-правового акта подчиняется определенному порядку. Обычно он публикуется после его принятия, но для наиболее важных актов установлены сроки их опубликования. Пример: Законы и Указы Президента должны быть опубликованы не позже 7 дней после подписания их Президентом РФ. Они публикуются в особых источниках "Собрание законодательства РФ" или в "Российской газете". Это относится к законам, и другим нормативным актам, чтобы адресаты могли эти акты использовать. е) Нормативно-правовой акт имеют особый порядок их вступления в законную силу. Этот порядок определен однозначно точно. Как правило - в самих законах, указах, постановлениях и т.д. указан срок их вступления в силу - с такого то числа. Если же в самом акте не указан срок вступления его в силу, но нужно знать что Закон и Указ вступает в силу по истечении 10 дней после публикации, а Постановление Правительства в ступает в силу через 15 дней после публикации и т.д. 2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц2.1. Виды нормативно-правовых актов и их системаОсновным критерием классификации нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации является их юридическая сила. Юридическая сила правовых актов есть обязательное требование соответствия актов нижестоящих органов государства актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида. Иными словами, с помощью понятия "юридическая сила правового акта" можно установить его соотносимость и соподчиненность другим правовым актам, выразить их системные взаимосвязи: характеристику всех видов правовых актов вместе и каждого из них в отдельности, их места в правовой системе государства и соотношения между собой. В этой связи систему нормативно-правовых актов в нашей стране можно построить следующим образом: 1) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы взаимоотношении между человеком, обществом и государством в Российской Федерации; 2) законы (в том числе и законы сводного характера - кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и устанавливают основные правила поведения в тех или иных сферах общественной жизни в Российской Федерации; 3) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) - издаются органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции с целью развития, дополнения и даже иногда конкретизации законов. Теперь о каждой группе нормативно-правовых актов более подробно. Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, имеет статус закона и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативно-правовым актам в Российской Федерации. Законы как источники правового регулирования в Российской Федерации подразделяются на федеральные законы - законы, действующие на всей территории России, и законы субъектов Российской Федерации - законы, действующие соответственно на территории того субъекта Федерации, где они приняты. Федеральные законы в свою очередь подразделяются на федеральные конституционные законы и на иные федеральные законы. А особенностью законов субъектов Российской Федерации является необходимость их строгого соответствия нормам федеральных законов, регламентирующих отношения в тех же отраслях и сферах общественной жизни. Конституционные законы Российской Федерации представляют собой особую группу федеральных законов, особенность которых состоит в том, что их принятие предусмотрено Конституцией РФ. Таковых законов, как уже выше отмечено, всего тринадцать. Особенность конституционных законов заключается также и в том, что они касаются основополагающих аспектов жизни российского государства и его граждан, а поэтому и требуют особо жесткого и строгого механизма их принятия. Для принятия таких законов необходимо согласие не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением не менее чем 3/4 членов Совета Федерации РФ. Федеральные законы в отличие от федеральных конституционных законов принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением также простым большинством членов Совета Федерации РФ. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией РФ, а также регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ). Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов: внесение в органы представительной власти предложений об изменении законодательства либо конкретных законопроектов (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (обнародование) закона. Подробнее эти процессы изучаются в курсе "Конституционное право России". Важным и наиболее многочисленным видом источников права в Российской Федерации являются подзаконные правовые акты по различным аспектам государственного управления (их еще обозначают как "текущие" Правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития. Обязательным условием их принятия является соответствие действующим в стране законам. Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы президента РФ. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. (с изменениями от 25.07. 2000 г) № 199 "Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций"': принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст.411-413 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР (в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридических лиц) ст.56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР. В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ. В ст.90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения (последние отличаются ненормативным характером). В п.1 ст.115 речь идет о нормативных указах Президента РФ как об основании для издания актов Правительства, а в п. "а" ст.125 - о разрешении Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ. А вот п.3 ст.90 Конституции РФ гласит: "Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам" и ориентирует правотворчество Президента РФ на строгое соблюдение основополагающего принципа российской правовой системы: принципа верховенства законов над иными правовыми актами. По юридической силе указы Президента РФ подразделяются на нормативные и правоприменительные. Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер, а правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управленческой деятельности (например, указ Президента РФ о назначении на должность какого-либо министра, о присвоении звания или награждении орденом и пр). Распоряжения Президента (как уже отмечено) ненормативные и принимаются по различного рода оперативным вопросам государственного управления (например, о создании всевозможного рода рабочих комиссий, о выделении средств из резервного фонда на те или иные нужды и пр). Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация. Постановления Правительства РФ можно охарактеризовать следующими присущими им признаками: 1) отражение многопрофильность деятельности и межотраслевой характер; 2) высшая мера нормативности в системе исполнительной власти в Российской Федерации; 3) прямая связь с законом и строгая подзаконность; 4) общеобязательность действия на всей территории России. За правительственными постановлениями в череде источников права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами и ведомствами Российской Федерации во исполнение положений и норм, содержащихся в федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты - это наиболее многочисленный элемент в системе источников права. Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 (с последующими изменениями и дополнениями) в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается. Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов является приказ. Приказами опосредуется различная по своему характеру деятельность, ими утверждаются, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативно-правовым актам, исходящим от того или иного министерства или ведомства. В ведомственном нормотворчестве довольно широко применяется "воспроизведение" (повторение, дублирование) нормативных актов вышестоящего уровня. Такое дублирование представляется целесообразным лишь в случаях, когда нужно представить нормативные предписания с точки зрения их единой системы. В противном случае оно оказывает негативное влияние на правоприменительную практику, поскольку создает у нижестоящих органов (адресатов правовых актов) иллюзию того, что законы, указы Президент РФ и Правительства РФ начинают действовать не немедленно после принятия или с даты, указанной в них, а только после воспроизведения или указания о его применении "своим" министерством или ведомством. Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"' (с последующими изменениями и дополнениями) необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, Пленения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за дополнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|