реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституция как основной нормативно-правовой акт

реферат

Конституция как основной нормативно-правовой акт

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Понятие нормативных актов. основные особенности нормативно-правовых актов 2
    • 1.1. Понятие нормативного акта 2
      • 1.2. Нормативный акт как источник права 7
      • 1.3. Основные особенности нормативно-правового акта 8
    • 2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
      • 2.1. Виды нормативно-правовых актов и их система 11
      • 2.2. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 17
    • 3. Конституция россиии в системе нормативно-правовых актов 22
      • 3.1. Этапы коституционного развития России 22
      • 3.2. Конституция - основной закон РФ 26
      • 3.4. Юридические свойства Конституции РФ 1993 года 28
  • Список использованной литературы 33
1. Понятие нормативных актов. основные особенности нормативно-правовых актов

1.1. Понятие нормативного акта

Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетен
тными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.

Нормативно правовой акт это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. Например: (Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в "Российской газете" 1995, 16 мая). Также нормативно правовой акт имеет "преамбулу" - предисловие, т.е. вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит "нормы-цели" и "нормы-принципы", которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано "Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Это и является преамбулой.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.

В других же отраслях права мы находим различные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.

Также следует рассмотреть вопрос о юридической силе нормативно - правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.

Понятие "юридическая сила" как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие "сила" в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне. И в этой связи неверными являются положения некоторых Конституций субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных сферах.

Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т.д. Но это не значит, что нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее "влиятельными". Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип "подзаконности", "соответствия" в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.

Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки "соответствия" (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т.п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Еще один немаловажный вопрос, связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права. Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т.д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например: Приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение. Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт.

Итак, нормативно правовой акт - властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

1.2. Нормативный акт как источник права

Нормативный акт также является одним из основных источником пр
ава. Под источниками права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. К таким органам относятся, например: Федеральное Собрание-парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ и т.д.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью, которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Нормативными актами выступающими в качестве источника права являются в РФ: конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, положения, приказы, инструкции, решения, нормативные договоры и пр. Данные виды источников права присущи всем отраслям российского права. Их множественность объясняется необходимостью регулировать различные по характеру, степени важности, кругу субъектов и объему принадлежащих им прав общественные отношения. В зависимости от того, кто издает тот или иной акт они различаются своей юридической силой. Т.е. акт, изданный Президентом РФ, федеральными органами (законодательными и исполнительными) обладают высшей юридической силой на всей территории страны, акты остальных органов находятся в определенной правовой соподчиненности. Всегда в случае расхождения различных актов действует акт высшей власти.

Следует особо отметить, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой НОРМАТИВНЫЙ АКТ. Например: Указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретным лицам не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источником права, т. к. не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ. Издаются они всеми государственными органами, но в пределах своей компетенции - например: решение о предоставлении гражданину жилой площади или назначении пенсии и пр. но от этого источниками права не становятся. Только такие правовые акты, которые содержат норму права, а не конкретно-индивидуальное веление, а потому направлены на регулирование общественных отношений определенного вида, т.е. нормативные акты, могут выступать в качестве источников права. Так нормативным актом является, например: Закон о гражданстве РФ, в силу чего он служит одним из важных источников государственного права.

В государствах с устойчивыми правовыми традициями нормы права могут быть выражены в трех основных формах права (источниках права): правовой обычай, правовой прецедент, нормативный акт. В РФ преимущественной формой права является нормативные акты, и очень редко используются правовые обычаи. Что же касается прецедента (судебного, административного и пр) то отечественное право длительное время вовсе не признавало такой формы. Считалось, что суды не создают правовые нормы, а только их применяют, а потому и судебные акты нельзя толковать как источники права. Но ведь судебная власть, являясь одной из ветвей власти, и тоже должна быть, наделена правотворческими функциями.

1.3. Основные особенности нормативно-правового акта

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.