p align="left"> 11. Конституция РФ 1993 года Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей. Глава 1- основы конституционного строя, гл. 2- права и свободы человека и гражданина, 3- федеративное устройство, 4- президент РФ, 5- федеральное собрание, 6- правительство РФ, 7- судебная власть, 8 - местное самоуправление, 9- конституционные поправки и пересмотр конституции. Функции: 1) Воспитательная - яв. основой формирования конституционного правосудия. 2)организационная - устанавливает систему гос. власти, а также формы взаимоотношений между ними. 3) Соц.- экономического партнёрство - основной закон выступает в качестве механизма равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и гос. регулирования экономики. 4) Правозащитная - закрепляет права и свободы граждан, а также механизмы их реализации и защиты. 5) Геополитическая - определяет национальные внешнеполитические интересы гос., обеспечивает территориальную целостность гос.6) Программная - определяет перспективы законотворческой деятельности 7) Политическая 8) Юридическая. Особенности: 1) КРФ впервые утверждает идеи конституционализма, закрепляет основы конституционного строя. 2) КРФ содержит достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные права чела. 3) В КРФ отсутствуют подробные регулирования основ общественного строя, утверждается концепция гражданского общества 4) КРФ закрепляет отдельные элементы регулирования экономических отношений, в основном законе нет спец. главы посвященной экономической системе. 5) В КРФ характеризуется расширение объёма конституционного регулирования закреплением новых институтов. 6) КРФ закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве правовой системы РФ 12. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства. Конституция РФ(от лат. -- устанавливаю, учреждаю) -- основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы нового постсоциалистического конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном понимании были приняты в конце 'XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция -- явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти. Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание сущности Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса. В действующих конституционных нормах отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соот с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического, федеративного, правового и социального государства. Уникальный статус Конституции России в правовой системе обусловлен следующими основными факторами: 1. Характером регулируемых им общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей части изначальными, первичными. Целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права. Наивысшей юридической силой. Высокой степенью нормативного обобщения. Прямым действием. Структура Конституции РФ -- краткая преамбула, два раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Видная роль в новом конституционном регулировании принадлежит главе ^озаглавленной "Основы конституционного строя", своего рода Основному Закону в миниатюре. Юридические свойства Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие ее особую правовую природу и делающие основным законом. Обычно выделяют нормативность, наивысшую юридическую силу, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.13. Юридические свойства Конституции РФ- основные обусловленные правовой природой данного нормативного акта юридические характеристики. Свойства: 1) высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что во-первых её нормы обладают верховенством по отношению к нормам других отраслей права, во-вторых законы и подзаконные акты должны приниматься органами предусмотренными в Конституции и в соот с установленной конституцией. Конституция представляет собой юридический способ закрепления высших правовых предписаний. Нормы КРФ применяются на всей территории РФ (ст.15). Высшая юридическая сила объясняется также тем, что она содержит политико-юридическое решение наиболее важных проблем общества и государства. 2) Учредительный характер. Нормы КРФ закрепляют основу гос-ва и обще-ого устройства, учреждают гос. институты, через которые реализуется гос. власть. 3) Нормативность предписаний. Обеспечивает упорядочений общественных отношений. Несмотря на особенности внешнего выражения кон-ые нормы определяют цели, способы, условия поведения соц. субъекта. 4) Прямое действие. Различают две основные формы -самостоятельное; -действие норм конституции совместно с нормами других отраслей права14. Россия - суверенное гос-воГос суверенитет используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Гос-во ядро политической системы. Такая роль гос-ва вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Существует несколько концепций госго суверенитета:1. Количественная концепция - суверенитет это сумма всех прав и полномочий гос-ва. Суверенитет может быть ограниченным, если гос-во передает кому-то часть своих полномочий.2. Качественная - суверенитет это неотъемлемое свойство гос-ва: быть верховным внутри страны, независимым на международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).3. Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак гос-ва (проявляется в том, что гос власть верховная и единая), но гос-ва в абстракции как такового нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать гос суверенитет. У госго суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание - это компетенция гос-ва или полномочия госй власти. Но компетенцию гос-ва нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия гос-ва реализуемые в соответствующих сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет гос-ва связывается с компетенцией гос-ва посредством суверенных признаков гос-ва.Суверенные признаки гос-ва - это минимум суверенных прав, без которых суверенитет гос-ва не может существовать. В эти признаки входит:1. Учредительная власть - это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и полит. ценностей, осуществляется органами госй власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением.2. Собственная территория - которая очерчена госй границей.3. Территориальное верховенство - а) власть в государстве распространяется на всю его территорию; б) территория гос-ва не может меняться без его согласия.4. Собственная система органов госй власти.5. К. и собственное отраслевое законодательства - К. правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве.1. Наличие собственной денежной и эмиссионной системы.2. Наличие собственной налоговой системы и бюджета.3. Наличие вооруженных сил.4. Осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций.5. Наличие государственных символов (герба, флага и гимна гос-ва).15. Российская Фед - демократическое, правовое гос-во с республиканской формой правленияОсновные принципы сформулированы в ст.5 К. РФ:1. Равноправие субъектов РФ - в К. перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами госй власти.2. Гос целостность РФ - территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.3. Единство системы госй власти - она одна и представляет собой единую систему, дробление которой приведет к ее уничтожению.4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госй власти РФ и субъектами РФ. В мировой практике известны несколько способов разграничения:a. Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.b. Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.c. Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту (именно такие отношения закреплены в К. РФ).5. Равноправие и самоопределение народов в РФ - это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь гос-во. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховенство, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом гос-во - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.Современное российское гос-во - это гос-во демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым К. гос-вом, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское гос-во является светским, поскольку церковь от него отделена.По форме правления Российская Фед - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики гос-ва. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Привит-ва, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)Демократической сущностью гос-ва обеспечивается развитие гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства гос-ва во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое гос-во, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.В рамках политической системы с демократическим гос-вом тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения16. Конституционный строй РФ: понятие и элементыКонституционный строй (в узком смысле) -- это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве. Конституционный строй (в широком смысле) -- это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории -- власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не всегда означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Центральное место в системе конституционного права занимают положения специфического характера -- основы конституционного строя. Основы конституционного строя -- это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу важных принципиальных : определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. В категории "основы конституционного строя" можно выделить следующие элементы, которые нашли свое выражение в статьях гл. 1 Российской Конституции. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4). Гуманный статус человека (ст. 2, 6). Народовластие (ст. 3, 12). Федерализм (ст. 5). Социальное государство ст. 7). Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9). Разделение властей (ст. 10, 11). Идеологическое многообразие (ст. 13). Светское государство (ст. 14). Целостность и незыблемость основ конституционного строя, РФ (ст. 15, 16).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|