реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право России

реферат

Конституционное право России

1. Понятие и предмет К. права как отрасли права

КП - ведущая отрасль российского права. Право это единство норм, оно подразделяется на различные отрасли: на основные и вторичные. Среди основных отраслей права КП занимает ведущую роль (это публичная отрасль права КП появилась только с появлением последней К. в СССР, КП не было, т.к. интереса к правам и свободам личности не было, не было интереса к построению гражданского общества.

Конституционно-правовое регулирование горазддо шире гос.-правового регулирования.

КП должно вырабатывать принципы устройства страны. КП в России появилось в результате демократич. реформ (конституц. реформа) 80-е годы. Человеку стали уделять больше внимания. Произошло признание м/н норм права. КП - это более высокий в демократическом, соц., политич. смыслах, степень развития права.

Нормы КП охватывают в своем регулировании наиболее важные, фундаментальные, общественные отношения, связанный с современным развитием и функционированием российского общества и гос-ва.

Нормы КП носят превичный учредительный хар-р. Они юридически первичны. С др. стороны, др. нормы тоже влияют на развитие КП. КП - центр юр. сис-мы. Главным источником КП явл-ся Конституция РФ. Конституция явл-ся также базовым источником и для др. отраслей, но не главным.

Предмет и метод КП.

Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.

Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).

КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.

В отличии от др. отраслей права, например ~ регулирпуют те или иные обществ. Отношения в целом, но его, например, регулируют лишь тот срез обществ. отношений, ~ относятся к базовым и фундаментальным, ~ составляют основу современного развития и функционирования современного росс. общ-ва, т.е. м. сказать, что КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права.

Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ.

Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.

2 Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды

Гос-правовая норма - это правило поведения общего характера, изданная и гарантированная гос-вом в целях урегулирования процесса народовластия. Она имеет свои особенности:

1. Гос-правовая норма регламентирует отношения по реализации народного суверенитета.

2. Гос-правовая норма, как правило, содержится в законах и изредка в подзаконных актах.

3. Гос-правовая норма является правовой основой деятельности нашего гос-ва в целом.

4. Гос-правовая норма имеет специфику, закрепленную в НПА.

Существует довольно распространённое мнение, что гос-правовые нормы, это нормы неполноценные, поскольку в них присутствует либо диспозиция, либо гипотеза и диспозиция, а санкция всегда отсутствует. Но на самом деле все не так, в таких случаях путают норму и отражение нормы в статье закона (отражение может быть более или менее полным). Гос-правовые нормы могут иметь бланкетный и отсылочный характер (отсылочный - разные части нормы содержатся в других статьях того же нормативного акта, бланкетный - разные части нормы находятся в других нормативных актах), поэтому санкция может оказаться в совершенно ином нормативном акте, что далеко не является основанием для признания гос-правовой нормы неполноценной.

3 Конституционно-правовые отношения: понятие, виды

Гос-правовые отношения обладают рядом особенностей:

1. Первая особенность связана с особым регулированием в гос-правовых отношениях - они регулируются, прежде всего, Конституцией и законами, а, кроме того, и указами Президента, постановлениями палат Федерального собрания.

2. Также специфика состоит в том, что гос-правовые отношения складываются по поводу реализации народного суверенитета или народовластия.

Гос-правовые отношения - это урегулированные нормами госго права общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народом суверенитета или в процессе народовластия.

Гос-правовые отношения (как и любые другие), имеют свои:

1. Субъекты.

2. Объекты.

3. Содержание - это взаимные права и обязанности их участников.

Субъекты гос-правовых отношений обладают гос-правовой правоспособностью, т.е. нормативный акт закрепляет меры возможного поведения за субъектом. Субъект правоотношений также должен обладать дееспособностью. Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности. Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия. Поэтому конституционная правосубъектность лица вытекает из гос-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Объекты гос-правовых отношений. Объект гос-правовых отношений в зависимости от содержания делится на простой и сложный. Сложный объект можно подразделить на основной и факультативный (простой объект содержит только основной). Основной - это власть и мотив власти (например, когда наши сограждане хотят избирать депутатов). Факультативный объект - особый статус лица, например, депутатская неприкосновенность. Другим факультативным объектом могут быть материальные ценности, возможность заниматься особым родом деятельности (этим правом к сожалению пользуются немногие, только те кто хочет что-то улучшить). Факультативный объект может лежать за пределами гос-правовых отношений. Факультативный объект тесно связан с основным

4. Источники К. права как отрасли права

Понятие "источники права" существует в нескольких значениях - экономическом, политическом, социальном. Источник права - форма права, это то нечто, где содержатся правовые нормы.

Специфика состоит в том, что источники госго права бывают двух уровней - федерального и субъектов федерации. Их соотношение прописано в статьях 71-73 К. РФ. По вопросам, изложенным в ст.71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст.73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные акты субъектов федерации. Ст.72 же содержит сферу совместного ведения, где регулирование происходит как на основании законов РФ, так и законов субъекта РФ (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но сегодня при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве (коих не мало), субъект РФ сам применяет регулирование по вопросу, указанному в ст.72 К. РФ, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с базой федеральной.

Конституция РФ является "первейшим" источником права (и не только госго). Это основной закон гос-ва, который в соответствии с реальным соотношением социально-полит. сил закрепляет основы госго народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция - закон высшей юридической силы. Помимо К. в РФ действует еще 2-е разновидности закона: фед К. закон и ординарный фед закон (обычные законы).

Вообще, конституционные законы бывают трёх видов (из мировой практики):

1. Которые вводят Конституцию в действие,

2. Которые изменяют и/или дополняют Конституцию (другими словами, имеется в виду законы, которыми вносятся конституционные поправки).

3. Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в К. гос-ва.

Федеральные ординарные законы - это законы, которые по юридической силе стоят после К. РФ и федеральных конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы госй жизни, неурегулированные Конституцией и К.и законами. Федеральные законы принимаются Госй Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно Госй Думе со своими замечаниями, а вот фед К. закон он подписать обязан.

Следующая группа источников - подзаконные акты.

На первом месте в данной группе находятся указы Президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества - это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества - это уже ненормативный указ). Указы нормативного характера могут:

a. непосредственно содержать правовые нормы;

b. утверждать положения, содержащие правовые нормы.

Следующий источник, который входит в группу подзаконных актов - постановления палат

Федерального Собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные могут:

1. непосредственно содержать правовые нормы;

2. утверждать положения, содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов Совета Федерации).

Ст. 15 К. РФ устанавливает, что частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Они могут содержаться в актах международных организаций. Но в ст.15 К. РФ следует добавить слово "ратификация", иначе у нас должны действовать все международные законы.

Акты К. суда РФ. Судебный прецедент - это решение судьи по конкретному делу, оно необходимо при пробелах законодательства по разрешаемому вопросу, таким образом, судебное решение пробелы ликвидирует и в последствии становится образцом для решения подобных дел. Судебного прецедента в классическом варианте у нас в России нет. Существуют только постановления К. Суда 2-х видов:

1. О расширительном или ограничительном толковании статей К. РФ По практическим результатам эти постановления приравниваются к конституционной норме.

2. О признании неК.и законов, подзаконных актов и не вступивших в силу международных договоров. По результатам, эти постановления также являются источником К. права.

Федеративные договоры (или гос-правовые договоры) также являются источником госго права. Но договоры это широкое понятие, в данном случае в него входят следующие виды договоров, это:

1. Союзные договоры о создании федерации.

2. Договоры о распределении полномочий между федеральной властью и субъектами федерации.

3. Договоры о распределении полномочий в сфере совместного ведения федеральной власти и субъектов федерации.

4. Договоры между субъектами федерации.

5. Договоры между органами госй власти и органами местного самоуправления, о порядке полномочий

5. Система отрасли и основные институты К. права

Исходя из предмета К. регулирования К. право РФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы К. права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить К..

Зависимость иных отраслей права от норм К. права подтверждается тем, что принятие новой К. обычно ведет к смене всего законодательства.

К. право РФ образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент системы К. права РФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основные институты российского К. права:

* основы К. строя;

* основные права и свободы человека и гражданина;

* фед устройство;

* основы избирательного права;

институт Президента РФ;

законодательная власть;

исполнительная власть;

местное самоуправление;

судебная власть и прокуратура;

иные институты.

6. Основные этапы развития российской К.

Этапы К развития России

В Российском государстве основой К строя и акты, которые закрепляли данные институты возникают лишь в начале 20 в. Первым законодательным актом, имевшим К значение стал манифест от 17 октября 1917 г, под названием Об усовершенствовании гос порядка, который провозглашал введения гражданских свобод, а так же создание законодательного орана в виде ГосДумы. В апреле 1906г были приняты гос законы, которые определяли 2-х палатную систему парламента - ГосДумы и Госсовет, однако данные законы устанавливали, что вместе с парламентом законодательную деятельность осуществляет и император, без утверждения которого ни 1 закон не имеет юр силы. До 1917 г был принят ряд законов, развивающих положение основных гос законов:

1) Закон о военно-полевых судах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.