Коллективный договор, его структура и действие
СОДЕРЖАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Понятие коллективного договора
- 1.1 Коллективный договор в системе социального партнерства
- 1.2 Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты
- 1.3 Принципы заключения и разработки коллективных договоров
- ГЛАВА 2. Структура коллективного договора
- 2.1 Структура коллективного договора
- 2.2 Структура коллективного договора ЗАО ЧОП "Электра"
- ГЛАВА 3. Действие коллективного договора
- 3.1 Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
- 3.2 Контроль и ответственность при заключении и исполнении коллективного договора
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕДанная выпускная квалификационная работа представляет собой теоретический и практический анализ понятия, структуры и действия института коллективного трудового договора. На наш взгляд, это очень важная и актуальная тема исследования. Об актуальности темы свидетельствует и тот факт, что правовое регулирование данного института в связи с принятием нового Трудового кодекса РФ претерпело серьезные, а, по сути, фундаментальные преобразовательные изменения. Существенным новшеством следует признать появление в трудовом законодательстве нормативных требований к содержанию коллективного трудового договора, детальному определению процедуре его заключения, вступления в силу, исполнения и других, многозначительных для практического применения законодательных уточнений. Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в ходе заключения, изменения и расторжения коллективного трудового договора. Предметом исследования является коллективный договор - как сложный комплексный институт трудового права. Основная цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать понятие коллективного договора, его структуру и действие. Цель работы определяет следующие задачи: 1) изучить нормативно-правовую базу, а также теоретический и практический материал по коллективному договору; 2) дать понятие коллективного договора и общую характеристику его условий; 3) проанализировать вопросы заключения коллективного договора; 4) проанализировать содержание и структуру коллективного договора; С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы, понятие коллективного договора. Во второй главе работы проводится исследование структуры коллективного договора, и предлагается рассмотреть действующий договор, заключенный в ЗАО ЧОП «ЭЛЕКТРА». В заключительной главе работы изучены порядок заключения, сроки действия коллективного договора, контроль и ответственность при заключении и исполнении коллективного договора. Методология, использованная в работе включает в себя общеправовые методы изучения: исторический метод, формально-юридический метод, метод сравнительного исследования, анализ и синтез законодательства и практики. При написании данной работы были проанализированы основные учебные и научные материалы в рамках тематики работы, комментарии к действующему трудовому законодательству, а также различные публикации в периодической прессе о сущности и особенностях коллективного договора. При этом можно выделить следующих авторов: В.И. Власов, И.В. Гейц, Б.М. Жарков, Е.Г. Карсетская, М.М. Кислякова, М.И. Кучма, Б.А. Шеломов, М.В. Лушникова, Р.Н. Лыгин, Г.П. Мирзоян, А.Ф. Нуртдинова, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Окуньков, Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Г.М. Порваткин, Г.Н. Семигин, В.Н. Толкунова и др. ГЛАВА 1. Понятие коллективного договора1.1 Коллективный договор в системе социального партнерстваСоциальное партнерство - это "система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ). Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" «…впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства» [32]. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами. От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют деятельность территориальных трехсторонних комиссий, действующих в рамках определенных территорий или муниципальных образований. На федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Статья 35 Трудового кодекса РФ определяет и сферу деятельности этих комиссий. К ней относятся: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить, что социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые отношения, т.к. оно включает в себя отношения по социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и другие отношения социальной сферы. Система социального партнерства должна функционировать на всех уровнях экономики - от общефедерального до уровня отдельно взятой организации. Система социального партнерства включает следующие уровни [9]: – федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; – региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; – отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); – территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; – уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном действуют на принципах трипартизма, представляющих интересы работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства или органов местного самоуправления. Все нормативные акты, действующие на этих уровнях, должны приниматься и применяться с учетом принципов социального партнерства. Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту. Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются: – равноправие сторон; – уважение и учет интересов сторон; – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; – соблюдение сторонами и их представителями правовых актов; – полномочность представителей сторон; – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; – добровольность принятия сторонами на себя обязательств; – реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; – ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора. Он является наиболее значимой формой социального партнерства. Коллективный договор - это "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей". В этом определении указаны стороны и содержание коллективного договора как главного правового акта, регулирующего широкий круг социально-трудовых отношений на локальном уровне (ст. 40 ТК РФ). Коллективные договоры являются нормативными соглашениями, принимаемыми в результате проведения коллективных переговоров. Они содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права, и признаются источниками трудового права. Коллективный договор может заключаться в организации, ее филиалах и представительствах. Организационно-правовые формы организаций, штатная численность, ведомственная подчиненность не влияют на возможность заключения коллективного договора. Коллективный договор - это двусторонний акт. «Сторонами коллективного договора являются работники организации, от имени которых выступают их представители, и работодатель, представителем которого является руководитель организации [35]. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве представителем работодателя выступает руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем (ч. 5 ст. 40 ТК РФ). В настоящее время, как и раньше, наиболее типичная форма представительства - профсоюзы. Работники, не вступившие в члены профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. Если же профсоюзная организация не создана, то работники могут поручить представлять их интересы иному представителю. При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. «…Создание единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации» [18]. При разработке и принятии коллективного договора сторонам следует руководствоваться основными принципами социального партнерства (ст. 24 ТК). Трудовой кодекс РФ не определил порядок принятия коллективного договора, а лишь предусмотрел в ст. 42, что "порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами". Инициаторами проведения коллективных переговоров вправе выступить представители работников или работодателей. Инициатор переговоров посылает другой стороне уведомление в письменной форме с предложением о начале переговоров. Представители стороны, получившие уведомление, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Порядок ведения коллективных переговоров указан в ст. 37 ТК РФ. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, которые являются участниками указанных переговоров. Кодекс закрепил обязанность сторон предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Подготовленный проект коллективного договора обсуждается в подразделениях организации (цехах, отделах), затем дорабатывается с учетом поступивших замечаний и дополнений. Коллективный договор утверждается общим собранием (конференцией) и подписывается всеми участниками единого представительного органа. Часть 2 ст. 40 ТК РФ устанавливает, что «…при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий» [34].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|