реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Институт усыновления в Российской Федерации

реферат
p align="left">Дети, подлежащие усыновлению, должны быть поставлены на учет, который ведется в порядке, предусмотренном п.3 ст. 122 СК РФ. Согласно ст.3 ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», такой учет осуществляется путем формирования государственного банка о детях, который состоит из регионального и федерального банков данных. В формировании государственного банка данных и в осуществлении централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей участвуют органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ (региональный оператор), Министерства образования и науки РФ (федеральный оператор).

Для формирования регионального банка данных о детях, органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня поступления сведений о таком ребенке.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

В государственном банке данных содержится документированная информация о детях (анкета ребенка), оставшихся без попечения родителей.

К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Последним основным условием, требующимся для усыновления, является соответствие личности усыновителя, а также некоторых иных его качеств, критериям, установленным в нормативно-правовых актах.

Во-первых, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола (абз.1 п.1 ст. 127 СК РФ). Данная норма означает, что не могут усыновить ребенка несовершеннолетние лица, признанные полностью дееспособными в силу эмансипации или приобретшие дееспособность в полном объеме в связи с вступлением в брак. Такой же вывод сделан и Верховным Судом РФ.

Во-вторых, между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть разница в возрасте не менее 16 лет (п.1 ст. 128 СК РФ). Однако при наличии уважительных причин суд может допустить усыновление и при меньшей разнице в возрасте. Это возможно, например, в случае, когда ребенок считает усыновителя своим родителем, привязан к нему и т.д. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется (п.2 ст. 128 СК РФ).

Законодатель ничего не говорит о предельном возрасте, по достижению которого лицо не может быть усыновителем. Вместе с тем, в литературе делаются попытки доказать необходимость законодательного ограничения предельного возраста усыновителя, как правило, достижением им 60 лет. [2 С.7; 39 С.62].

Думается, что такое ограничение будет носить дискриминационный характер по отношению к пожилым лицам. Несмотря на то, что они уже достигли пенсионного возраста и им сложнее, чем молодым, содержать ребенка, велик риск их ухода из жизни, однозначно запрещать им усыновление нельзя. Думается, что вопрос об усыновлении детей пожилыми людьми должен решаться судом в каждом случае индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств дела.

В ст.127 СК РФ и п.3 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни, и воспитания на территории РФ указан перечень граждан, которые не могут быть усыновителями.

К ним относятся:

1. Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными по основаниям, предусмотренным ст.29, 30 ГК РФ.

2. Супруги, один из которых признан судом недееспособным или
ограниченно дееспособным. Указанное положение критикуется М.В.
Антокольской, которая отмечает, что ч.3 п.1 ст.127 СК РФ сформулирована
таким образом, что позволяет сделать вывод о том, что и один только дееспособный супруг не может быть усыновителем. [7 С.294]. Я присоединяюсь к такой критике и полагаю, что данное положение следует исключить из нормативно-правовых актов, а решение вопроса об усыновлении в этом случае отнести на усмотрение судьи.

3. Лица, лишенные судом родительских прав или ограниченные судом в родительских правах в соответствии со ст. 69, 73 СК РФ.

4. Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом по основаниям, установленным ст.39 ГК РФ.

5. Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине. Основания к отмене усыновления указаны в ст. 141 СК РФ.

6. Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

Перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, установлен Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. №542 (Собрание законодательства РФ. 1996. №19. Ст. 2304.).

К заболеваниям, препятствующим лицу усыновить ребенка, относятся:

- туберкулез всех форм локализации у больных I, II,IV групп диспансерного учета;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

В связи с этим лица, желающие усыновить ребенка, должны пройти медицинское освидетельствование и представить медицинское заключение о состоянии здоровья как при постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, так и при подаче заявления в суд об усыновлении.

7.Лица, которые на момент установления усыновления не имеют (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1996. №8.) дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители.

Лица, не имеющие постоянного места жительства.

Лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (ст.1,5 Федерального закона от 24 октября 1997г. №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в РФ» (с доп., внесенными Федеральным законом от 27 мая 2000г. №75-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997.№43. Ст.4909; 2000 №22. Ст. 2264.).

В соответствии со ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Условия погашения и снятия судимости закреплены в ч. 3-5 ст.86 УК РФ.

По мнению Ю.Ф. Беспалова, данный перечень необходимо дополнить лицами, ранее судимыми за умышленные преступления против жизни и здоровья детей. Думается, что такое предложение является излишним, так как, преступление против жизни и здоровья граждан включает в себя и преступление против жизни и здоровья ребенка, и до тех пор, пока судимость не будет снята или погашена, путь в усыновители ему заказан.

10. Лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим требованиям. Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательствам.

Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка (п.2 ст. 127 СК РФ). Данный запрет получил неоднозначную оценку в научной литературе от полного одобрения до его отрицания.

По мнению Л.М. Пчелинцевой, такой запрет ясен и вытекает из содержания ст. 23 СК РФ, устанавливающий приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которой при ином решении вопроса обеспечить не удастся. Более того, усыновление ребенка двумя лицами, не состоящими в браке, может вызвать в последующем дополнительные, нравственные страдания для ребенка из-за двусмысленности и неопределенности его положения.

В свою очередь, М.В. Антокольская считает данный запрет спорным, так как фактические супруги также составляют полную семью в социологическом смысле и могут обеспечить ребенку такое же воспитание, как и лица, состоящие в браке, поэтому дискриминация при усыновлении по признаку зарегистрированный брак, не оправдана.

Действительно, передача ребенка на воспитание и содержание в полную семью, позволяет в наибольшей степени обеспечить его права и интересы. Но полноценное семейное воспитание ребенок может получить и в семье лиц, проживающих в конкубинате, и в семье родственников ребенка, желающих совместно усыновить ребенка. Однако установленный в законе запрет лишает таких лиц права на совместное усыновление ребенка.

Содержание п.2 ст. 127 СК РФ следует дополнить положением: «Суд, исходя из интересов ребенка, вправе допустить совместное усыновление одного и того ребенка лицами, не состоящими в браке».

Перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, является исчерпывающим. Поэтому каждый совершеннолетний гражданин, не входящий в число лиц, которым запрещено усыновление, может усыновить ребенка. К их числу относятся супруги, одинокие лица, как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка, так и являющиеся посторонними для него.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований к личности усыновителей и интересов ребенка (п.3 ст. 127 СК РФ).

Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства для получения заключения о том, что оно является надлежащим усыновителем.

Согласно п.6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, для получения такого заключения лицу, желающему усыновить ребенка, необходимо представить в орган опеки и попечительства:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

краткую автобиографию;

справку с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копию декларации о доходах;

4) копию финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

5) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

6) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

7) копию свидетельства о браке (если состоят в браке).

Перечисленные документы действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение 3 месяцев.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Возможно, как положительное, так и отрицательное заключение. Отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения.

Кандидаты в усыновители наделяются определенными правами и обязанностями. Так, они имеют право получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников, и обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения, и социального развития Российской Федерации.

В тоже время они обязаны лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка, подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать сведения для усыновления ребенка по месту своего жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи любого субъекта Российской Федерации, или в Министерство образования Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.