реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственный строй Афин и Древнего Рима

реферат
p align="left">Участвовать в народном собрании, говорить в нем и голосовать мог каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20-летнего возраста. Свобода слова, в сущности, была полная, лишь бы оратор не делал предложений, противоречащих закону, не касался предметов к делу не относящихся, не повторял одного и того же и не позволял себе неприличных выражений и действий. Народное собрание считалось действительным при любом числе собравшихся, за исключением решения вопроса об остракизме или перемене законов, где минимальное число собравшихся должно было превышать 6000 человек. Обыкновенно присутствовало гораздо меньше, преимущественно горожане. В IV в. была введена плата за посещение народного собрания. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 135-137.

Правом законодательной инициативы обладал каждый из присутствующих, старше 20 лет. Если народное собрание признавало необходимым внести какое-либо законодательное изменение, то автор законопроекта передавал его текст в совет 500 для предварительного обсуждения и дачи по нему заключения. Одновременно текст помещался не видном месте, чтобы все афиняне могли с ним ознакомиться.

Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующим законам, и об этом не было определенно заявлено, и, если данный закон был вреден для государства. Такая мера предупреждала внесение в совет 500 необдуманных законопроектов, как и существование такой меры как graphe paranomon, преследующей те же цели.

Graphe paranomon (обвинение в противозаконии нового постановления) могло быть возбуждено любым гражданином, и автор отвечал по нему в гелиэйе.

Если жалоба признавалась основательной, автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или смертной казни. Закон отменялся. Лицо, трижды осужденное по graphe paranomon, на будущее время лишалось права законодательной инициативы. Личная ответственность автора истекала по прошествии одного года. В этом случае просто отменялся закон.

Обвинитель, не набравший 1/5 голосов судей, привлекался к ответственности за сутяжничество и штрафовался.

Graphe paranomon предостерегало афинян от внесения легкомысленных и непродуманных законопроектов, а так же позволяло каждому гражданину выступить в защиту существующих законов и всего строя афинской демократии.

Исследуя период наивысшего расцвета афинской демократии, нельзя не упомянуть о заслугах Перикла.

Оценивая роль «вождя афинской демократии», мнения ученых расходятся. Одни предписывают ему великую роль в развитии демократии, а другие видят в нем виновника последующего разложения и упадка афинского могущества. Однако факт остается фактом: времена Перикла - кульминационный пункт в истории афинской демократии. См. Бузескул В.П. Перикл. Историко-критический этюд, 1889. - С. 1-30.

По своему происхождению Перикл принадлежал к афинской аристократии. Он был сыном Ксанфиппа, победителя при Микале, и Агаристы, племянницы знаменитого Клисфена, что давало ему связь по материнской линии с могущественным родом Алкмеонидов. Уже благодаря только происхождению ему заранее был открыт путь к влиянию и широкой политической деятельности.

Начал свою карьеру Перикл воином, а на поприще общественно политической деятельности выступил между 469 и 467гг. до н.э. См. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 148. На первых порах он шел рука об руку со своим единомышленником и другом Эфиальтом. А период единоличного управления государством приходится на времена после решительного столкновения вождя демоса с Фукидидом, представителем аристократической партии.

Разногласия между этими виднейшими государственными деятелями возникли по вопросу расходования союзных денег на укрепление и украшение Афин и о положении союзников в Афинском государстве.

Единомышленники Фукидида выступали против перенесения союзной казны в Афины и настаивали на установлении равноправного положения союзников с афинянами.

Перикл же, указывая на достаточную оснащенность Афин всем необходимым для ведения войны, говорил, что афиняне не обязаны отчитываться перед союзниками за использованные деньги, т.к. они сражаются за них и защищают их от варваров. К тому же он стоял за централизацию, за безусловное главенство и господство Афин над союзниками.

Столкновение разрешилось остракизмом. Партия Перикла одержала верх, а Фукидид был вынужден отправиться в изгнание (443-442гг. до н.э.).

Внутренняя борьба в Афинах прекратилась надолго. В течение целых 15 лет Перикл правит Афинами без соперников, как общепризнанный руководитель государства.

Перикла нельзя назвать военным гением: он не совершал блестящих подвигов, но он обладал такими необходимыми для вождя качествами как безупречное личное мужество, опытность, хладнокровное благоразумие и осторожность. К тому же он был хорошо образованным великим оратором - не малых политических успехов он добился благодаря именно ораторскому таланту. См. Бузескул В.П. Перикл. Историко-критический этюд, 1889. - С. 204.

Говоря о должностях в Афинах, самой важной на тот момент была должность в коллегии 10ти стратегов. Стратеги были не только предводителями войска, они стояли во главе всего военного и морского управления. Они заведовали набором войска, председательствовали в судах по делам о военных преступлениях, наблюдали за гаванями, городскими стенами и укреплениями, за внешней и внутренней безопасностью страны, за налогами и повинностями, имевшими отношение к военным целям, принимали меры относительно подвоза хлебных запасов в Аттику и снабжения города продовольствием. Стратеги представляли Афины во внешних сношениях, заключали перемирия и иногда даже мирные договоры; их попечению предоставлялись нередко лица и города, находившиеся под покровительством Афин, иностранцы, получавшие особые почетные права. Не малым влиянием пользовались стратеги и внутри государства. Осуществляя свои полномочия, они постоянно действовали в согласии с советом и, таким образом, могли влиять на него. Они имели право созывать чрезвычайные народные собрания, их предложения раньше других обсуждались народом. См. Бузескул В.П. История Афинской демократии. 1909, - С. 155.

Существовала должность «первого стратега» - главы коллегии. Ему обыкновенно поручалось главное начальство над войском, иногда он получал особые, даже чрезвычайные полномочия.

Таким главою коллегии стратегов с особыми полномочиями Перикл был не раз. В течение 15 лет своего полновластия он избирался в стратеги из года в год. Кроме того, его влияние распространялось и на финансовое управление.

С того времени как Перикл стал во главе демоса, политический строй Афин, по словам Аристотеля («Афинская Полития», гл. 27), сделался еще более демократическим. Реформы, осуществленные Периклом, были направлены главным образом к тому, чтобы в суде и управлении фактически, а не формально, участвовал весь народ, а не только богатые горожане.

Наиболее важная реформа Перикла - это введение системы денежного вознаграждения. В древности должности носили почетный характер, и их отправление было безвозмездным. Впервые при Перикле было сделано отступление от этого принципа. Было введено жалование членам гелиэи, совета 500, войску и флоту См. Бузескул В.П. История Афинской демократии. 1909, - С. 158., т.е. должностным лицам вообще, кроме стратегов и начальников конницы. При Перикле введены и «зрелищные деньги» - теорикон, которые раздавались в праздник Дионисий, а затем и в другие дни, чтобы дать возможность простому народу посещать театр.

Система денежного вознаграждения была в то время необходима для упрочения и поддержания существовавшего в Афинах строя. Без нее не могло быть действительной демократии, так как простому демосу было трудно противостоять богатым и щедрым аристократам.

Введение вознаграждения за военную службу, преследовало внешнеполитические цели Афин: оно было необходимо для поддержания афинского могущества. Главную силу Афин Перикл видел во флоте, который при нем состоял из 300 триэр, вполне исправных и готовых к действию. Были введены ежегодные маневры, которые продолжались в течение 8 месяцев. Общее число пешего войска при Перикле доходило до такой цифры, которой ранее в Афинах никогда не было - до 29000: из них обязанных к полевой службе и далеким походам было 13000, конница состояла из 1000 всадников и 200 конных стрелков, кроме того, было 1600 пеших стрелков.

Чрезвычайно важной мерой в социальном отношении было основание клерухий, т.е. поселений афинских граждан за пределами Аттики. Поселенцы получали земельные участки в пользование, без права отчуждения (собственником этих участков признавалось государство). Они сохраняли за собою право афинского гражданства, несли повинности наравне с остальными гражданами, продолжали числиться в филах и демах, к которым они принадлежали до переселения. В этом отличие колоний от клерухий. Клерухии основывались и до Перикла, но именно при нем эта мера превратилась в систему.

Переселенцы принадлежали преимущественно к низшим менее состоятельным классам. Таким образом, город очищался от пролетариата.

Клерухии представляли и экономическую пользу: благодаря им поддерживалась торговая связь с отдельными странами. Но еще более клерухии должны были служить опорой афинского могущества. Это были наблюдательные посты, гарнизоны афинских граждан среди местного населения. Такие поселения были образованы на территориях наиболее важных стратегических пунктов: на проливах Босфор и Геллеспонт, во Фракии была основана колония Брея, а в 437 году афинские поселенцы овладели нижним течением Стримона, основав город Амфиполь. Этот пункт имел большое стратегическое значение в борьбе против Фракии и Македонии и торговое по отношению к соседним союзным городам. См. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 163-164.

Перикл развернул обширную строительную деятельность, которая имела целью не только украсить Афины, но и дать заработок безработной массе сограждан. При Перикле Афины были украшены великими произведениями Фидия, такими зданиями как Парфенон, Пропилеи.

Для системы денежного вознаграждения, содержания многочисленного флота, поддержания внешнего могущества, для создания великих памятников искусства и широкого развития строительной деятельности, для всего этого требовались большие финансовые средства. Перикл, как нельзя лучше понимал, какую важную роль в государственной жизни играют денежные средства, и он старался увеличить финансовую мощь Афин. Естественно наибольший вклад в государственный бюджет осуществлялся с помощью налогов.

Прямой налог с имущества, эйсфора, в Афинском государстве взимался только в случае крайней необходимости. Поэтому государственное хозяйство основывалось, прежде всего, на косвенных налогах. Кроме фороса (название налога, уплачиваемо союзниками в пользу Афин), доходы Афинского государства состояли из аренды с рудников, с государственных имений и домов, из разного рода пошлин - портовых (на ввозимые и вывозимые товары), рыночных (при сделках и продажах), судебных пошлин и штрафов, из налога на рабов, с некоторых профессий, из сумм, выручаемых при продаже конфискованных имений. Широко были распространены общественные повинности, или литургии, возлагавшихся на богатых землевладельцев, купцов, владельцев ремесленных мастерских. Главным из них были: триэрархия - налог на оснащение и снаряжение государственного военного судна и хорегия - покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, на содержание хоров. Существовал налог в пользу устройства гимнастических игр и состязаний, на содержание их участников - гимнасиархия. См. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 172-174.

Все эти источники доходов сделали афинскую казну при Перикле одной из самых богатых за все времена афинской истории.

Расходовать государственные средства в пределах установленной суммы можно было по постановлению народного собрания, а добавочные расходы нуждались в дополнительном законе.

Такой предстает перед нами система государственных органов Афин в период наивысшего расцвета демократии.

Необходимо заметить, что афинская демократия, со всеми ее достоинствами и недостатками, сложилась исторически, была национальным созданием афинского народа, плодом работы целых поколений. Следует сказать, что Перикл явился лишь завершением того, что было заложено еще Солоном, и что получило дальнейшее развитие благодаря историческим условиям и таким деятелям как Клисфен, Фемистокл, Эфиальт.

Время Перикла - кульминационный период в истории возникновения, становления, и развития афинской демократии. Хотя он и избрал путь «умеренного демократа», все же благодаря именно его усилиям демократический режим добивается господства во всех сферах жизни афинских граждан.

Незадолго до Пелопоннесской войны появляется крайняя демократическая партия, намеренная взять демократическое движение под свой контроль, обвиняя Перикла в недостаточности его политики и оставляя, таким образом, его «вне игры». К тому же против Перикла поднимается оппозиция снизу, из рядов тех общественных слоев, которые некогда служили ему главной опорой, вождем которых он был сам.

Так, шаг за шагом падает политическое влияние Перикла, а вместе с ним падает и господство демократии в Афинах, что станет первым предвестником политического кризиса, а за тем и упадка всего государства.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.