реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственный строй Афин и Древнего Рима

реферат
p align="left">Приемнику Тарквиния Старшего Сервию Туллию приписывается реформа общественного строя.

Численное превосходство плебса, возрастающее его экономическое значение и то, что плебеи привлекались к военной службе наряду с патрициями и подобно последним вооружались за свой счет - все это привело к тому, что плебеи были включены в populus Romanus, и все способные носить оружие были разделены на пять классов в зависимости от имущественного ценза. Каждый класс выставлял определенное количество вооруженных соответствующим образом войсковых единиц (центурий) и получал такое же количество голосов на собраниях всего гражданства, собиравшегося по центуриям, так называемые центуриатные комиции. Из лиц, обладающих таким же цензом, как и граждане первого класса, комплектовались 18 центурий всадников. Таким образом, было установлено деление граждан по имущественному положению. Всего было образовано 193 центурии. Решающее значение имели граждане первого класса, вместе с всадниками выставлявшие 98 центурий.

Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение Рима на территориальные трибы. Новое устройство знаменовало утверждение в Риме государства. Главное значение приобретали центуриатные комиции, в которых главную роль играло имущественное положение, не всегда совпадавшее со знатным происхождением, а собрания по куриям теряют свое прежнее значение. Тем не менее, родовая знать в Риме, в отличие от передовых греческих государств, сохраняла свое значение. Большая Советская энциклопедия, 1941. - С. 735-736.

Легенды об изгнании Тарквиниев отражают освобождение Рима от этрусского владычества и переходе к республике.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА ДЕМОКРАТИИ

2.1 Начальный этап становления демократии в Афинах

Во многих источниках начало демократии в Афинах относят к очень раннему периоду, еще ко времени Тезея. Но, по мнению остального большинства ученых, эти сведения не заслуживают доверия. Свою точку зрения они основывают на предположении, что Тезей - личность, скорее, не историческая, а легендарная, так как мы имеем намного больше свидетельств о Солоне, как об основателе афинской демократии, чем предания о Тезее.

В действительности от монархии Афины перешли не сразу к демократии, а сначала к архонтату. Согласно господствующему преданию, цари были заменены архонтами, которые сначала были пожизненные, а середины VIII в. должность архонтов ограничивается 10 годами. Архонты избирались ареопагом «по знатности и богатству», как выражается Аристотель в своей «Афинской Политии». Это не говорит о наличии какого-либо имущественного ценза, но естественно, что наиболее богатым евпатридам ПРИМЕЧАНИЕ: В социальном отношении, по знатности происхождения и по своим занятиям, население Аттики делилось на три сословия: евпатридов - благородных (они сосредотачивали в своих руках крупную земельную собственность, политическое влияние и власть), геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников. отдавалось предпочтение.

При архонтах существовал совет из знати - ареопаг. Его членами пожизненно были бывшие архонты. Ареопаг был высшей контролирующей и карающей властью.

В VIII-VI вв. до н.э. почти вся земля в Аттике оказалась в руках евпатридов, кроме того, они сосредотачивали в своих руках и торговлю сельскохозяйственными продуктами. Появление денег способствовало концентрации богатств у незначительной части населения. Сложились острые противоречия между родовой знатью и малоземельным и безземельным крестьянством, которые дополнялись политическими противоречиями между родовой и городской знатью, не имевшей доступа к должностям.

В 594г. до н.э. всеобщее недовольство демоса вылилось в великую смуту, результатом которой явились реформы архонта Солона, чье имя и связывают с установлением демократии в Афинах.

Солон, проводя свои реформы, затронул все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную. Его реформы стоят на первом месте в процессе установления демократии в Афинах, в первую очередь потому, что он учредил органы, основанные на принципах демократии и считающие своей главной целью нахождение компромисса между родовой аристократией и демосом. См. Гриневич К.Э. Солон (до 594г. до н.э.), 1946. - С 54-74.

Законы Солона не были написаны просто и ясно, и он не пожелал стать их истолкователем, а удалился в добровольное изгнание на 10 лет. С афинян была взята клятва в течение этого срока хранить его законы. Однако сразу после отъезда Солона политическая борьба в Аттике чрезвычайно обостряется, в результате чего наступает смута, после преодоления которой к власти приходит Клисфен из проклятого и изгнанного из Афин рода Алкмеонидов.

Между Клисфеном и Солоном большое различие: Солон - посредник между партиями, а Клисфен - вождь партии, решительно ставший на сторону демоса, при нем мы видим победу демократических начал.

В ряде Клисфеновых реформ самая главная - ведение новых десяти фил. По этим филам все граждане Аттики распределялись не по своему происхождению, а по месту жительства. Филы не представляли собой сплошной территории. Клисфен, таким образом, разделил страну, что каждая фила имела свои 3 тритии (более мелкая территориальная единица) во всех трех частях страны: вокруг города, вдоль берега и в средине страны. См. Бузескул В.П. История афинской демократии, 1909. - С. 81.

Данная реформа оказала большое влияние на предотвращение развития обособленности различных частей Аттики, на развитие местных партий; эта мера, по словам Аристотеля, «перемешала» население так, что в каждой филе преобладающим населением был демос.

В то время как Клисфен проводил свои реформы, молодой афинской демократии пришлось выдержать тяжелую борьбу одновременно с несколькими внешними врагами: Спартой, Беотией, Халкидой, островом Эгином, а затем целую эпоху Греко-Персидских воин. Однако такое положение Афин, лишь способствовало упрочению молодой афинской демократии, поскольку угроза из вне заставила забыть афинян о внутренних распрях.

Нельзя сказать, что война с персами далась легко, более того после нашествия Ксеркса и вторжения Мардония Афины представляли собой груду развалин. Но главным результатом победы в Греко-Персидских воинах стало политическое возвышение Афин в греческом мире. Они возглавляют морской союз греческих государств, который в середине V в. до н.э. превратился в Афинскую морскую державу - Архэ.

После смерти Аристида, организатора союза, знаменитого деятеля времен нашествия персов, на горизонте политического первенства появляются другие вожди - во главе аристократической партии Кимон, во главе демократической - Эфиальт и затем Перикл, чьи имена неразрывно связывают с периодом наивысшего расцвета Афинской демократии.

2.2 Кульминационный период в истории Афинской демократии

Как вождь демоса, как борец за его права, в Афинах в 60-х гг. V в. до н.э. на первом месте стоял Эфиальт. Дошедшие до нас сведения о нем весьма отрывочны, но все они сходятся в признании, что Эфиальт был одним из лучших людей древних Афин, - твердый, бескорыстный, идеально-честный. По выражению Аристотеля, Эфиальт слыл «неподкупным и справедливым в политическом отношении».

В своей общественной деятельности Эфиальт представляется нам своего рода общественным трибуном: «это был воодушевленный и красноречивый защитник демоса, всецело преданный его интересам, гроза олигархов, неумолимый преследователь нарушителей справедливости» Бузескул В.П. История Афинской демократии. 1909, - С. 118..

За одно с Эфиальтом действовал и Перикл, его единомышленник и друг, но он пока оставался на втором плане; первенствующее положение он занял лишь с середины V в.

По-настоящему значимым событием, приведшим к торжеству демократии в Афинах, стала реформа ареопага, который до сих пор своими действиями отдалял завершение процесса демократизации общественно - политического строя Афин в V-IV вв. до н.э.

Ареопаг - учреждение, выросшее из совета старейшин родовой эпохи. Этот орган с момента своего создания задумывался как защитник и представитель интересов верхушки афинского общества.

Трудно в точности разграничить права и функции этого органа, т.к. они не были ясно определены, что могло способствовать расширению сферы его влияния. Однако с уверенностью мы можем говорить о неограниченных политических правах: ареопагу принадлежала высшая контролирующая власть над действиями должностных лиц, народным собранием, т.к. он пользовался правом veto по отношению к постановлениям народного собрания. Кроме того, этот орган обладал и судебными функциями. Таким образом, ареопаг влиял на весь ход государственной жизни. Многие из тех прав, которыми пользовался ареопаг - особенно право veto - лишь тормозили дальнейшее развитие уже окрепнувшей демократии и казались анахронизмом.

Таким образом, чтобы нанести окончательный удар по аристократической партии, необходимо было лишить ее той опоры, какую она находила в ареопаге. Таким ударом стала осуществленная в 462 г. до н.э. реформа Эфиальта, которая лишала ареопаг политических функций, сохраняя только судебные по следующим делам: преднамеренное убийство, нанесение ран и увечий, поджоги, отравления, дела о нечестии, ненадлежащее исполнение религиозных обрядов и некоторые другие. В результате этот аристократический орган перестал быть сдерживающей силой, а его политические функции были переданы демократическим органам: народному собранию, гелиэе (народный суд, суд присяжных), совету пятисот.

Теперь в компетенцию гелиэи входила масса дел, суд по которым ранее осуществлял ареопаг. Чтобы обеспечить беспристрастный и справедливый приговор со стороны судей, был принят ряд мер. Возможность подкупа или запугивания устранялась большим числом судей. К тому же дела по секциям распределялись в день суда по жребию так, что судья не знал заранее, в какой секции он будет заседать и какое дело рассматривать. Заседания гелиэи были публичными, что также должно было быть гарантией от каких-либо злоупотреблений властью. Наконец, гелиастов, членов гелиэи, должна была связывать и даваемая ими клятва, в которой они клялись решать дела согласно законам афинского народа, по совести и разумению.

Так же к компетенции народного суда относилось утверждение законопроекта и принятие жалобы на противозаконие. Гелиэе принадлежал решающий голос при раскладке податей с союзников, производившейся каждые четыре года (размер подати - форос). Она утверждала постановления народного собрания о даровании афинского гражданства, осуществляла контроль законности замещения должностей в государстве и имела право отвода в отношении любого должностного лица.

Гелиастов, членов гелиэи было 6000 человек. Все они избирались по жребию - по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 членов в каждой, остальные члены считались запасными.

Наравне с гелиэей наследником прав ареопага был совет 500. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 133. Этот орган свои обязанности выполнял не в полном составе, а через притании (50 человек, избранных от 1 и той же филы). Каждая из 10 пританий работала поочередно в течение 1/10 части года. Совет 500 избирался на 1год.

Совет являлся центральным органом государственного управления, заведовал всеми текущими делами. Он принимал меры против государственных преступников, во многих случаях действовал совместно с присяжными. Так же к его ведению было отнесено изыскание источников государственных доходов, прием пожертвований на государственные цели. К тому же совет производил надзор за общественными постройками, святилищами и празднествами, осуществлял сношения с другими государствами, принимал послов. Не малую роль играл совет 500 и в осуществлении своих полномочий народным собранием, т.к. он давал необходимое предварительное заключение или определение по делу (пробулевма).

Однако все же «державным господином» Там же С. 134. в Афинах был демос, и верховные права принадлежали народному собранию. Оно решало вопросы, касающиеся государственного строя, войны и мира, войска и флота, безопасности страны и снабжения ее хлебом, государственных средств и налогов, построек, культа и т.д.; оно сносилось с другими государствами, заключало договоры, выбирало должностных лиц, предоставляло особые преимущества и награды отдельным лицам и общинам, иногда само судило по обвинению в государственном преступлении, иногда передавало такие дела в гелиэю, обсуждало законодательные вопросы, предоставляя решение о принятии новых и отмене старых законов - «голосование законов». Чем более развивалась демократия, тем больше расширялась компетенция народного собрания, росло его влияние и значение.

Созывались народные собрания пританами, которые и председательствовали в них. Деятельность собрания в течение года была разбита на десять циклов, в каждый цикл, охватывающий примерно 36 дней, проводилось четыре собрания. Чтобы упорядочить его работу на каждое из четырех собраний выносились дела определенного вида. Так на первом собрании каждого цикла рассматривались наиболее важные вопросы: военный, продовольственный, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания должностных лиц. На втором собрании рассматривались ходатайства по личным и общественным делам, а третье и четвертое собрания рассматривали остальные вопросы: международные дела, награждение за заслуги, выборы некоторых должностных лиц. Программа собраний готовилась и обсуждалась советом 500 и объявлялась за 3-5 дней до собрания. Для всех дел требовалось предварительное заключение Совета 500 (пробулевма); заседание начиналось с её прочтения и принесения жертв богам.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.