реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственное экологическое регулирование

реферат
p align="left">В современных условиях различают два типа экологической политики: пассивную политику и активную. Пассивная политика выходит из идеологии сдерживания возрастания загрязнения. Она основывается на использовании преимущественно административно-распорядительных инструментов, экологических стандартов и норм, разрешительных процедур. Активная политика ориентирована на последовательное сокращение загрязнения. Для этого применяются экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п.

Украинское государство правовыми рычагами регулирует отношения в области охраны, использование и воспроизведение естественных ресурсов, обеспечении экологической безопасности, предотвращении отрицательного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую естественную среду и ликвидации его последствий.

Экологическое регулирование в Украине осуществляется через соответствующие нормативно-правовые акты. В течении 1991 - 1995 гг. утверждено ряд экологических законов. Одним из основных нормативных актов есть Закон Украины "Об охране окружающей среды" (1991 г.). Закон определяет основы и рамки деятельности относительно защиты окружающей среды, предусматривает реализацию государственных экологических программ, утверждает право собственности на естественные ресурсы.

Законом определены такие цели: регулирование защиты окружающей среды, использование естественных ресурсов и поддержания экологической безопасности; предотвращение возможного вреда окружающей среде от экономической и другой деятельности; сохранение естественных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других естественных комплексов, уникальных территорий и естественных объектов, которые являются частью исторического и культурного наследства Украины.

(Другими нормативно-правовыми актами в этой сфере являются: Земельный кодекс Украины (1992г.), Законы Украины "О природно-заповедном фонде" (1992г.), "Об охране атмосферного воздуха" (1992г.), "О животном царстве" (1993г.), Лесной кодекс Украины (1994г.), Кодекс Украины о недрах (1994г.), Законы Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность" (1995г.), "Об экологической экспертизе" (1995г.), "Про исключительную (морскую) экономическую зону Украины" (1995г.), Водный кодекс Украины (1995 г.), Законы Украины "Об утилизации радиоактивных отходов" (1995 г.), "Об отходах" (1998 г.) и др.

Верховной Радой Украины ратифицировано значительное количество международных экологических соглашений. Настоящие соглашения касаются не только глобальных вопросов защиты окружающая среда, а и вопросов защиты и сохранение биологического и генетического многообразия естественных экосистем.

Основными принципами охраны окружающей естественной среды, провозглашенными в Законе Украины "Об охране окружающей среды", есть:

- приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов нормативов и лимитов использование естественных ресурсов во время осуществления хозяйственной, управленческой и другой деятельности;

- гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;

- предупредительный характер мероприятий из охраны окружающей естественной среды;

- экологизация материального производства на основе комплексности решений по вопросам охраны окружающей среды, использование и воспроизведение возобновляемых естественных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;

- сохранение пространственного и видового разнообразия и целостность естественных объектов и комплексов;

- научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основании объединения междисциплинарных знаний экологических и технических наук и прогнозирование состояния окружающей естественной среды;

- обязательность экологической экспертизы;

- гласность и демократизм в принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей естественной среды, формирование у населения экологического мировоззрения;

- научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую естественную среду;

- безвозмездность общего и платность специального использования естественных ресурсов для хозяйственной деятельности;

- взыскание платы за загрязнение окружающей естественной среды и порчи качества естественных ресурсов, компенсация вреда, причиненной нарушением законодательства об охране окружающей естественной среды;

- решение вопросов охраны окружающей естественной среды и использование естественных ресурсов с учетом меры антропогенной переменчивости территории, совокупного действия факторов, которые отрицательно влияют на экологическую обстановку;

- объединение мероприятий по стимулированию охраны и ответственность за порчу окружающей среды;

- решение проблем охраны окружающей естественной среды на основе широкого международного сотрудничества.

Объектами правовой охраны окружающего естественной среды в Украине являются:

- окружающая естественная среда как совокупность естественных и природно-социальных условий и процессов;

- естественные ресурсы, как привлеченные в хозяйственный оборот, так и неиспользуемые в экономическом процессе в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность, животное царство);

- ландшафты и прочие естественные комплексы;

- территории и объекты природно-заповедного фонда;

- здоровье и жизнь людей.

Раздел 3. Государственное экологическое регулирование

Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.

Важную роль относительно этого сыграет институт права, которое четко фиксирует для физических и юридических лиц границу допустимого в их экологическом поведении и предусматривает юридическую ответственность за нарушение этой границы. Однако основной объем загрязнений и других видов нарушение качества среды, источником которых есть материальное производство, транспорт и т.п., не может быть устранен одномоментно в силу экономических и технологических ограничений. Относительно этих источников загрязнений именно и применяется экологическое регулирование, которое рассчитанное на более или менее значительный срок.

Основы экологического регулирования вводятся в действие законами об охране окружающей естественной среды.

Для эффективного экологического регулирования первоочередное значение имеет выбор правильных методов и инструментов (рычагов) регулирование. На ранних стадиях экологического регулирования, которое выходило из идеологии сдерживания возрастание загрязнение пассивное регулирование, применялись в основному административно-распорядительные инструменты, экологические стандарты и нормы, разрешительные процедуры. Во время перехода к новой идеологии в политике охраны окружающей среды, ориентированной па последовательное уменьшение загрязнения (активное регулирование), применялись некоторые экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре механизмов прямого регулирования (административно-правового принуждения) появились новые и перспективные как административно-распорядительные, так и экономические инструменты.

Механизмы прямого экологического регулирования являются гибкими, то есть дают возможность дифференцированно подходить к объекту смыкания и разных экологических ситуаций, а также к определению меры жесткости регулирования. Эти механизмы не выключают, а наоборот, предусматривают предоставления государственной помощи предприятиям, в частности на техническое перевооружение. Это дает удовлетворительные результаты относительно главного критерия экономической эффективности регулирования - величина удельных затрат для сокращения выбросов. В реальной практике экологического регулирования стран Запада величина государственного стимулирования достигает, по наиболее скромным оценкам. 0,1 %ВВП.

В странах Запада механизмы экологического регулирования существенно изменились, и процесс этот длится. Главные векторы этой эволюции - установление более темных связей между регулирующими органами и каждым объектом регулирования, а также усовершенствование и обогащение арсенала как регламентационных, так и (в особенности) экономических инструментов. В обобщенном виде механизм прямого экологического регулирования, применяемый в странах с развитой рыночной экономикой, имеет такую структуру:

1. Регуляционные инструменты

1.1. Попытки принуждения:

1.1.1. Порядок обязательного оценивания влияния па окружающую среду - экологическая экспертиза.

1.1.2. Прогрессивные нормативы снижения уровня выбросов (эмиссионные нормативы).

1.1.3. Экономические санкции, административная, гражданско-правовая уголовная ответственность за невыполнение требований эмиссионных нормативов.

1.2. Инструменты материального стимулирования и поддержки:

1.2.1.Инструменты, связанные с природоохранной деятельностью государства.

1.2.2. Прямое и косвенное государственное стимулирование предприятий.

1.2.3. Многофункциональные системы с элементами взаимостимулирования и взаимофункцинирования (перераспределительные системы, порядок переуступки разрешений на загрязнение).

1.3. Рычаги экономического побуждения (ценовое регулирование относительно товаров, изделий, продуктов):

1.3.1. Ценовая дифференциация.

1.3.2. Налоги на изделия и продукты.

1.3.3. Заставные системы.

2. Вспомогательные (не регуляционные) средства:

2.1. Стандарты и нормы-ориентиры предельных концентраций и выбросов.

2.2. Зонирование территорий, планы землепользования.

2.3. Ответственность за правонарушение экологического характера, порядок покрытия убытков в результате загрязнения среды.

3. Ассоциированные средства:

3.1. Административные налоги.

3.2. Фондосоздающие налоги и платежи (на временной основе).

3.3. Порядок обязательного страхования экологических рисков (в сфере управления опасными и токсичными веществами).

В Украине улучшение состояния естественной среды и использования естественных ресурсов возможное только в случае государственной поддержки и регулирования этих процессов, в особенности в условиях формирования рыночного отношения, экономической свободы и безответственности хозяйственных структур и правового нигилизма, который пока что властвует в сознания предпринимателей.

Важным средством государственного регулирования может быть Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования естественных ресурсов, концепцию которой было создано в 1995г.

В соответствии с этой концепцией в Украине генеральной стратегической целью относительно охраны окружающей среды и рационального использования естественных ресурсов признано такое развитие его современного социально-хозяйственного комплекса, за которого не было бы разногласий между экономическими интересами, природопользованием, сохранением целостности экосистемы и достижением стабильного развития. Для осуществления этой цели необходимое последовательное решение ряда стратегических проблем.

В будущему планируется создать систему государственного управления использованием естественных ресурсов, регулированием техногенного влияния на окружающую естественную среду как составную управление общим развитием общества.

Экологическая экспертиза есть одним из рычагов государственного регулирования. В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности.

Экологической экспертизе подлежат: проекты схем развития и размещение продуктивных сил, развития областей экономики, генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования и другая предплановая и предпроектная документация; технико-экономические обоснование и расчеты, проекты строительства и реконструкции предприятий и других объектов; проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов и документов, которые регламентируют хозяйственная деятельность; документация с создание новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе и то, что покупается за границей; материалы, вещества, системы и объекты, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности и отрицательного влияния на окружающую естественную среду.

В границах экологического мониторинга осуществляются: надзор за качеством воздуха, воды, грунта; радиационный мониторинг; надзор за биологическими ресурсами и т.п.

Государственная экологическая инспекция осуществляет контроль за внедрением законодательных актов, которые регулируют вопрос защиты окружающая среда, рационального использования естественных ресурсов и ядерной безопасности. К обязанностям инспекции отнесен: контроль за использованием земли, наземных и грунтовых водных ресурсов; защита биологических видов и морских экосистем; контроль за соблюдением норм ядерной и радиационной безопасности, лимитов на выбросы и других экологических нормативов.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.