заключение сделаем некоторые выводы общего характера.1. Российская ментальность ориентирована на сильное и авторитетное государственное устройство. Поэтому только государственная служба, построенная на прочной правовой основе, принципах демократии и социальности, может быть гарантом того, что любой вопрос государственной важности или частного порядка в аппаратных структурах власти будет рассмотрен квалифицированно, своевременно и исчерпывающе.2. Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы. Он является производным от самой государственной службы как правового института.В настоящее время решение статусных проблем государственного служащего в нашей стране получило достаточно прочную нормативно-правовую базу. Тем не менее, существует немало нерешенных задач: не обеспечены полнота и системно-комплексный характер правового регулирования деятельности государственного служащего. Не сняты противоречия в понимании социального и правового статусов, нет должной систематизации прав, обязанностей, ограничений и ответственности государственных служащих и т.д. Слабо разработаны статусно-должностные полномочия служащих различных уровней и структур государственного управления. Необходимо преодолеть неразвитость института правовых и социальных гарантий по государственной службе, более предметно стимулировать повышение квалификации кадров и эффективности их труда.3. Думается, что необходимо рассматривать правовой статус государственного служащего в органическом единстве с его социальным статусом. Социальный статус определяет место и роль государственного служащего в системе социальных (прежде всего политических, управленческих, организационных, нравственных и др.) координат и может стать хорошей основой для систематизации законодательства о государственной службе как специальной подотрасли административного права.Рассмотрение социального и правового статусов государственного служащего в их диалектическом взаимодействии позволяет определить социально-правовой статус государственного служащего как объективно существующую систему социальных и государственно-служебных отношений с учетом места, роли и внутреннего построения государственной службы в единстве всех ее структурных элементов.4. Нельзя, наконец, не учитывать и то обстоятельство, что статусное, в том числе нормативно-правовое, регулирование служебной деятельности устанавливает особые корпоративные отношения в среде государственных служащих, формирует их собственные интересы и представления о ценностях и возможных вариантах действия в той или иной ситуации. Государственный служащий как гражданин страны обладает всем комплексом гражданских прав, свобод и обязанностей. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов тот момент, что административная среда государственной службы должна целенаправленно формироваться, способствуя реализации законных прав и свобод каждого служащего. Государственный служащий должен быть юридически и социально защищен не в меньшей степени, чем и любой другой человек. Его честь и достоинство должны быть неприкосновенны. Только в таком случае можно требовать от него честного, добросовестного и принципиального исполнения служебного долга.2. Понятие и основные признаки государственной службы в органах внутренних делРассмотрение государственной службы в органах внутренних дел Российской федерации необходимо начать с уточнения одного очень важного положения, а именно: какое место занимает профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в общей системе государственно-служебных отношений. Вопрос этот в теории открыт, полностью не исследован и в законодательстве до конца не решен.Понятие государственной службы имеет свое правовое закрепление. Статья 1 Федерального Закона от 27 мая 2003 года № 58 - ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" - определяет ее как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по исполнению полномочий Российской Федерации…Система государственной службы, в соответствии со статьей 2 Федерального Закона № 58 - ФЗ, включает в себя следующие виды государственной службы:государственная гражданская служба;военная служба;правоохранительная служба.Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в введении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.Служба в органах внутренних дел относится к числу наиболее урегулированных разновидностей государственной службы. Основными нормативными правовыми актами наряду с законодательством, регулирующим государственную службу в целом, являются Закон Российской Федерации "О милиции", Положение о службе в органах внутренних дел и другие нормативные правовые акты.В то же время следует отметить, что большое значение в регулировании данной разновидности государственной службы отведено Министерству внутренних дел Российской Федерации. Так, министр издает на основании федерального законодательства обязательные для исполнения в системе МВД России приказы, положения, инструкции, уставы и иные нормативные акты, которые детализируют многие вопросы службы в органах внутренних дел.В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, оно, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения безопасности, реализации задач и функций органов внутренних дел на всей территории Российской Федерации.Принадлежность органов внутренних дел к федеральной исполнительной власти означает их способность осуществлять полномочия на основе тех принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и относятся к организации и деятельности всех органов Российского государства. Это, в частности:формирование органов внутренних дел соответствующими федеральными органами государственного управления;самостоятельность;территориальная организация структуры;сочетание принципов централизма и децентрализации (применительно к милиции общественной безопасности);разграничение предметов ведения с другими правоохранительными органами и иными государственными институтами;осуществление государственно-властных полномочий в интересах охраны защиты прав и свобод граждан, общества, государства и др.Свои полномочия служащие органов внутренних дел реализуют на всей территории России. Так, статья 18 Закона Российской Федерации "О милиции" обязывает сотрудников милиции независимо от занимаемой должности и места нахождения оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; принимать меры к предотвращению и пресечению противоправных действий; задерживать лиц по подозрению в совершении правонарушений и др.Практика свидетельствует, что по предписанию министра внутренних дел сотрудники органов внутренних дел также могут осуществлять свои полномочия в различных регионах России. Условием для выполнения такой деятельности является угроза жизненно важным интересам личности, общества, государства (ярким примером в этом смысле служит приказ МВД России от 7 декабря 2001 года № 1052 "О дополнительных мерах по кадровому обеспечению УВД МВД России по Чеченской республике и его территориальных органах внутренних дел").Таким образом, служба в органах внутренних дел представляет собой разновидность государственной службы в федеральных органах исполнительной власти, реализующей свои полномочия на всей территории России. Она осуществляется под руководством МВД России, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Российской Федерации, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.Теперь, что касается функций службы в органах внутренних дел.Исторически государство возникало из необходимости создать в обществе такой порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях защищенности. Ее обеспечение - важнейшая социальная функция любого государства.В настоящее время определенный объем функций в сфере обеспечения безопасности (защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и др.) возложен на Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое, как было отмечено ранее, возглавляет систему органов внутренних дел.В Положении о Министерстве внутренних дел России установлен объемный перечень функций, возлагаемых на него, а, следовательно - и на всю систему возглавляемых им органов. Не преследуя цель их подробной характеристики, отметим, что все они призваны содействовать реализации тех ключевых направлений исполнительной и распорядительной деятельности, которые в пределах своих полномочий осуществляют органы внутренних дел.Поскольку непосредственное выполнение этих функций возложено на сотрудников органов внутренних дел, следует считать их основными функциями государственной службы в данных органах.Для реализации функций по обеспечению общественной безопасности сотрудники органов внутренних дел осуществляют свою деятельность на основе отраслевой специализации: служба в криминальной милиции (уголовный розыск, подразделения по борьбе с организованной преступностью, и др.), служба в милиции общественной безопасности (патрульно-постовая служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения, ОВО и др.).Таким образом, специальные функции, свойственные федеральной исполнительной власти в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями, непосредственно осуществляют сотрудники органов внутренних дел - как федеральные государственные служащие.Служба в органах внутренних дел является правоохранительной службой.Для правоохранительной службы характерна ее вооруженность.Служащие правоохранительных органов имеют право на хранение, ношение и применение в установленных законодательством случаях оружия.Особый порядок прохождения правоохранительной службы выражается в повышенных требованиях к состоянию здоровья, физическому и психическому состоянию лиц, находящихся на вооруженной службе, в принятии присяги, в присвоении воинских или специальных званий, в ношении форменной одежды, строгой дисциплине, государственных гарантиях, защите, и т.п.Специфичность функций милитаризованной службы заключается в обеспечении защиты личности, общества и государства.Исходя из перечисленных признаков к правоохранительной следует относить службу в правоохранительных органах (в органах внутренних дел, в таможенных органах и др.).Подводя итог первого вопроса, определимся с некоторыми основными выводами.Основополагающими признаками службы в органах внутренних дел, как разновидности федеральной государственной службы, являются: осуществление ее на всей территории Российской Федерации, в том числе через создаваемые МВД России территориальные органы; реализует функции в рамках установленной компетенции, которыми наделено Министерство внутренних дел Российской федерации как федеральный орган исполнительной власти; исполняется на должностях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, устанавливаемых министром внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях высшего начальствующего состава, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; ее правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством и основанными на нем законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; порядок ее финансирования определяется Правительством Российской Федерации; служба в органах внутренних дел - правоохранительная служба со свойственными таким органам признаками (связанна с риском для жизни и здоровья, вооружение служащих, особый порядок прохождения службы, принятие присяги, ношение формы единого образца, наличие специальных званий и др.).Исходя из указанных признаков, можно дать следующее толкование службы в органах внутренних дел.Служба в органах внутренних дел Российской Федерации - это разновидность правоохранительной федеральной государственной службы, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством и основанном на нем законодательством субъектов Российской Федерации, на государственных должностях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, устанавливаемых министром внутренних дел Российской Федерации, а также на государственных должностях высшего начальствующего состава, устанавливаемых Президентом РФ, и финансируемых за счет средств федерального бюджета (если иное не установлено федеральным законом), по организации и непосредственному обеспечению государственных функций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений на всей территории Российской Федерации.3. Принципы службы в органах внутренних дел Российской ФедерацииСлужба в органах внутренних дел выполняет свою социальную роль на основе ведущих положений - принципов, которые образуют определенную целостность, составляют единую систему. Анализ юридической литературы свидетельствует, что понятие принципов государственной службы - относительно устоявшееся в отечественной науке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|