p align="left">строгое соблюдение требований земельного зако-нодательства; сбалансированность интересов всего общества с интересами собственников, землевладельцев и землеполь-зователей при свободном выборе форм хозяйствования; согласованность общих и частных решений с дол-госрочной перспективой использования и охраны земель; приоритет сельскохозяйственного землепользова-ния; комплексность развития территорий, учет природ-но-экологических условий; ¦ согласованность социально-экономических и эколо-гических требований по охране земель и воспроизводству плодородия почв; ¦ взаимосвязь работ по землеустройству и работ по государственному кадастру и мониторингу земель. Землеустройство как система мероприятий по органи-зации рационального использования земли как средства производства постоянно развивается. Оно включает значи-тельный круг землеустроительных действий. Его совре-менное содержание нельзя свести только к внутрихозяйст-венному и межхозяйственному землеустройству, как это было ранее. Землеустройство включает: ¦ разработку республиканских и региональных про-гнозов, программ использования и охраны земель, схем ис-пользования и охраны земельных ресурсов, схем землеуст-ройства административно-территориальных единиц, охра-няемых территорий, зон особого государственного регули-рования; разработку проектов, оформление технической до-кументации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, город-ской, поселковой черты, границ сельских населенных пунк-тов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков соб-ственников, землевладений и землепользовании; составление проектов образования новых и упоря-дочения существующих землепользовании и землевладе-ний, отвод земельных участков в натуре (на местности), подготовку документов, удостоверяющих право собствен-ности на землю, право пожизненного наследуемого владе-ния и права пользования землей; проведение оценки земель; разработку проектов внутрихозяйственного земле-устройства сельскохозяйственных организаций, проектов организации и устройства территории крестьянских (фер-мерских) хозяйств, садоводческих товариществ и населен-ных пунктов, рабочих проектов по рекультивации нару-шенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, по-вышению плодородия почв и других проектов, связанных с использованием и охраной земель; проведение инвентаризации земель, систематичес-кое выявление неиспользуемых, нерационально используе-мых или используемых не по целевому назначению земель; проведение геодезических и картографических ра-бот, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и других тематических карт (пла-нов) и атласов состояния и использования земельных ре-сурсов; авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства; ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; осуществление государственного контроля за ис-пользованием и охраной земель. Законодательством Республики Беларусь в содержание землеустройства могут быть включены и другие мероприя-тия, связанные с регулированием земельных отношений, использованием и охраной земель. В силу ст. 147 Кодекса о земле оценка земель прово-дится специально уполномоченным государственным орга-ном по землеустройству. Проведение оценки возложено на Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и находящие-ся в его ведении юридические лица. Порядок проведения оценки земель урегулирован При-ложением о порядке проведения оценки, переоценки зе-мель, земельных участков, которое утверждено постанов-лением Совета Министров Республики Беларусь от 17 де-кабря 2002 г. № 1764'. Цель оценки - определение показателей, характери-зующих качество земельных участков. Результаты оценки, переоценки земель, земельных участков вносятся в госу-дарственный земельный кадастр. Оценке подлежат: ¦ земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли садоводческих товариществ и дачного строи-тельства; земли других категорий в случаях, предусмотрен-ных законодательством Республики Беларусь. Оценка, переоценка земель, земельных участков прово-дится с учетом их качества и местоположения. При этом учитываются: градостроительная документация; близость к инженерным коммуникациям, объектам культурно-бытового назначения; историческая и ландшафтная ценность территории; состояние окружающей среды, климатических и других условий. В процессе оценки, переоценки земель, земельных уча-стков проводится оценочное зонирование территории. Оце-ночной зоной признается часть земель, однородных по их целевому назначению, виду функционального использова-ния, близких по значению стоимости земельных участков. По результатам отнесения земель к той или иной зоне со-ставляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается стоимость единицы площади в границах этих зон. Заказчиками оценки, переоценки земель, земельных участков могут быть местные исполнительные и распоря-дительные органы, юридические и физические лица. По результатм оценки, переоценки земель, земельных участков составляются: отчет об оценке с указанием юридического адреса исполнителя работ, методик проведения оценки и иных данных; карта (схема) оценочного зонирования; таблица стоимости земель в оценочной зоне и зе-мельных участков. Материалы оценки направляются на рассмотрение мест-ному исполнительному и распорядительному органу для утверждения, а после утверждения - органу, осуществ-ляющему ведение государственного земельного кадастра. Инвентаризация земель как вид землеустройства про-водится для: уточнения или установления местоположения гра-ниц земельных участков (без закрепления их на местности); определение или уточнение размеров земельных участков; установление правового статуса земельных участ-ков; выявление неиспользуемых, нерационально исполь-зуемых или используемых не по целевому назначению зе-мельных участков; определение других количественных и качествен-ных характеристик земель, отражаемых в государственном земельном кадастре. В зависимости от целей и объектов землеустройства она проводится по решению специально уполномоченного го-сударственного органа по земельным ресурсам и землеуст-ройству, местных исполнительных и распорядительных органов либо по ходатайству землепользователей, земле-владельцев, собственников и арендаторов земельных уча-стков. По каждому объекту землеустройства и виду работ раз-рабатывается землеустроительная документация. Это: прогнозы и программы использования и охраны зе-мель; генеральная схема использования и охраны земель; схемы землеустройства административно-терри-ториальных единиц, особо охраняемых природных терри-торий, зон особого государственного регулирования; проекты межхозяйственного землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты организации и устройства территорий кре-стьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих товари-ществ и населенных пунктов; рабочие проекты по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почв; материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изы-сканий, осуществляемых для целей землеустройства, оцен-ки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты (планы) и атласы состояния и использования земельных ресурсов. Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и другие виды землеустроительной докумен-тации. Состав, содержание, порядок ведения и хранения зем-леустроительной документации определяется специальным уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству. Землеустроительная документация оформляется в зем-леустроительное дело. Оно включает, кроме того, другие материалы, относящиеся к объекту землеустройства. Порядок формирования и хранения землеустроитель-ных дел устанавливает Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии. По содержанию землеустройство подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Межхозяйственное землеустройство является основ-ным механизмом формирования рационального землевла-дения и землепользования, наделения землей граждан, кре-стьянских хозяйств, предприятий, учреждений, организа-ций и кооперативов, физических и юридических лиц. Содержание межхозяйственного землеустройства опре-деляется исходя из местных природных, экономических условий и особенностей объектов проектирования. Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется в пределах границ конкретных предприятий и организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью. Такое земле-устройство проводится по инициативе самих землепользо-вателей. Цель его - создание организационно-территориальных условий для внедрения прогрессивных форм организации труда. В процессе внутрихозяйственного землеустройства: устанавливается экономически и экологически сба-лансированный состав земельных угодий; выявляются неиспользуемые и нерационально ис-пользуемые земли; уточняется организационно-производственная струк-тура сельскохозяйственного предприятия; закрепляются земли за внутрихозяйственными подраз-делениями; определяются земельные участки для огородниче-ства, сенокошения, выпаса скота; уточняются границы и проектируется система ис-пользования территорий с особым природоохранным ре-жимом; разрабатываются мелиоративные и природоохран-ные мероприятия, требующие капитальных вложений, оп-ределяются приоритетные направления, объемы, стоимость и очередность осуществления мероприятий; определяются перспективы развития населенных пунктов, производственных центров, объектов производст-венной и социальной инфраструктуры хозяйства и прово-дится ряд других мероприятий. Кодексом о земле (ст. 147 ') установлены случаи, когда землеустроительные мероприятия должны проводиться в обязательном порядке. Это случаи: изменения границ объектов землеустройства, а так-же отсутствие данных об этих границах; изъятия и предоставления земельных участков; изменения целевого назначения земельного участ-ка; перевода земель из одной категории в другую; установления сервитута и иных ограничений в ис-пользовании земельного участка (его части); выявления нарушенных земель, а также земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, подтоплению, заболачиванию, уплотнению, загрязнению отходами, радиоактивными и химическими веществами и другими вредными воздействиями. Землеустройство проводится по решениям исполни-тельных и распорядительных органов или по ходатайству заинтересованных землевладельцев и землепользователей. Землеустроительные мероприятия, направленные на реали-зацию единой государственной земельной политики, осу-ществляются за счет государственного бюджета (ст. 147 Кодекса о земле). Разработка землеустроительных проектов проводится по инициативе собственников, землевладельцев и земле-пользователей и за их счет землеустроительными организа-циями. Землеустроительные организации имеют право: проводить контроль за ходом реализации проектов землеустройства; информировать о его результатах соответствующие Советы депутатов; вносить предложения об улучшении практики ис-пользования и охраны земель; согласовывать изменения в проектах, связанные с мелиорацией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохозяйственных нужд и по другим основани-ям; вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем проектов землеустройства. Землеустроительные работы могут проводиться субъек-тами хозяйствования на основании лицензий, которые вы-даются на следующие виды деятельности: установление (восстановление) границ земельных участков собственников, землевладельцев и землепользова-телей охраняемых территорий; оформление материалов по изъятию и предоставле-нию земельных участков в собственность, владение и поль-зование; ¦ оформление документов, удостоверяющих право собственности, владения и пользования землей. Землеустроительные организации оказывают помощь субъектам хозяйствования и несут ответственность за эко-номическую и экологическую эффективность мероприятий по землеустройству. Государственный контроль за рациональным использо-ванием земель - одна из важнейших функций управления земельным фондом. Государственному контролю за использованием и охра-ной земель посвящена глава 30 Кодекса о земле (ст. 139-140), а также Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденное постанов-лением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мар-та 1993 г. № 182 с изменениями и дополнениями от 25 фев-раля 1994 г. № 107'. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель: соблюдение всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков требований земельного законодательства Республики Бела-русь (ст. 139 Кодекса о земле). Государственный контроль за использованием и охра-ной земель характеризуется всеобщностью и постоянством. Он охватывает все категории земель земельного фонда, ка-сается всех землевладельцев и землепользователей. Кон-троль не ограничен какими-либо сроками, он осуществля-ется постоянно. На основании Положения о государственном контроле за использованием и охраной земель от 26 марта 1993 г. контрольные функции возложены на Советы депутатов и землеустроительные органы, органы прокуратуры, Мини-стерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, его органы на местах, органы санитарно-эпидемио-логического надзора Минздрава Республики Беларусь, Го-сударственный комитет по архитектуре и строительству и его органы на местах, Госкомзем, соответствующие его от-делы в областях, управление землепользования и землеуст-ройства Минского городского Совета депутатов, землеуст-роительную службу соответствующих территориальных исполнительных и распорядительных органов. Контрольную деятельность вышеназванных органов можно подразделить на две части. Первая содержит элементы контроля за использованием и охраной всех категорий земель. Вторая отражает специфику контроля применительно к каждой из категорий земель (особенно в отношении сель-скохозяйственных угодий). Контрольные органы проводят проверки ведения госу-дарственного земельного кадастра и мониторинга земель, своевременности возврата земель, предоставленных во временное пользование. Они обследуют фактическое ис-пользование земель. Вторая часть контрольной деятельности представлена в виде проверок рационального использования отдельных категорий и видов земель. Землеустроительные органы осуществляют контроль за своевременным и качественным проведением землевла-дельцами и землепользователями мероприятий по защите почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачи-вания, засоления, уплотнения, загрязнения сточными вода-ми, отходами производства, химическими и радиоактивны-ми веществами, другими отходами и иной порчи,»проверя-ют качество культурно-технических работ, * осуществляют надзор за проведением мероприятий по защите сельскохо-зяйственных угодий от зарастания кустарником и мелко-лесьем, а также по сохранению торфяных почв в ходе их использования и предотвращению процессов минерализа-ции торфяников, осуществлением проектов землеустройст-ва и других проектов по использованию сельскохозяйст-венных угодий и охране почв. Они вносят предложения о консервации земель, загряз-ненных химическими и радиоактивными веществами, а также деградированных земель. В отношении земель несельскохозяйственного назначе-ния направлениями государственного контроля являются: проверка соблюдения требований законодательства при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов с тем, чтобы исключить их вредное воздействие на состояние земель; контроль за снятием, сохранением и использовани-ем плодородного слоя почвы хозяйствующими субъектами при проведении работ, связанных с нарушением земель, а также за своевременной и качественной рекультивацией и приведением их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, за рекультива-цией земель, отведенных во временное пользование для добычи полезных ископаемых и торфа, строительства и других целей; проверка своевременности и качественности меро-приятий по защите почв от загрязнения отходами произ-водства, химическими веществами, иной порчи. Должностным лицам землеустроительной службы пре-доставлены следующие правомочия, закрепленные в Поло-жении о государственном контроле за использованием и охраной земель: давать землевладельцам, землепользователям и собственникам обязательные для исполнения указания по вопросам охраны земель и использования земельных уча-стков по целевому назначению; приостанавливать агротехнические и лесомелиора-тивные работы, вносить в соответствующие органы пред-ложения о приостановлении дорожного, гидротехнического и иных видов строительства, разработки полезных иско-паемых, проведения изыскательских и других работ, осу-ществляемых с нарушением действующих норм и правил, что может привести к развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, а также к уничтожению плодородного слоя почвы; согласовывать проекты гидротехнических соору-жений, мелиорации земель, планировки и застройки насе-ленных пунктов, а также других проектов, в которых пре-дусматривается исключение земель из сельскохозяйствен-ного оборота; вносить в установленном порядке представления о прекращении права владения и права пользования (в том числе на условиях аренды) земельными участками, о пре-кращении права частной собственности на земельные уча-стки в соответствующих случаях; запрашивать у соответствующих органов необхо-димые материалы и получать сведения по вопросам охраны земель; ¦ принимать участие в приемке в эксплуатацию ме-лиорированных, рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, строящихся в целях повы-шения плодородия и охраны земель; ¦ привлекать должностных лиц и граждан, виновных в нарушении земельного законодательства, к администра-тивной ответственности, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с. 3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС». 4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с. 5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.
Страницы: 1, 2
|