Государственная регистрация земельных участков, прав на земельные участкии и сделок с ними в Республике Беларусь
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И СДЕЛОК С НИМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В соответствии со ст. 131 ГК Республики Беларусь пра-во собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих права, их возникновение, переход и пре-кращение подлежат государственной регистрации в специ-ально уполномоченных на то органах. До введения в дейст-вие Гражданского кодекса регистрация прав на землю осу-ществлялась на основании правил, связанных с регистраци-ей документов о правах на земельные участки. Действую-щим законодательством установлена государственная реги-страция: земельных участков как видов объектов недвижи-мого имущества; прав на земельные участки; сделок с земельными участками. Объектами государственной регистрации (примени-тельно к земельным участкам) являются: создание, изменение, прекращение существования земельного участка; возникновение, переход, прекращение прав и огра-ничений (обременении) прав на земельный участок, подле-жащие в соответствии с законодательными актами Респуб-лики Беларусь государственной регистрации; сделки с земельными участками, подлежащие в со-ответствии с законодательными актами Республики Бела-русь государственной регистрации. В силу п. 1 ст. 7 Закона «О государственной регистра-ции недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация недвижимого имущества -юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования недви-жимого имущества. Государственная регистрация права ограничения (об-ременения) права на недвижимое имущество - юридичес-кий акт признания и подтверждения государством возник-новения, перехода, прекращения права, ограничения (обре-менения) права на недвижимое имущество. Государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом - юридический акт признания и подтвержде-ния посредством факта совершения сделки. Исходя из легального определения государственной ре-гистрации земельных участков как объектов недвижимо-сти, прав на них и сделок с ними, можно выделить ряд от-личительных черт такой регистрации. Во-первых, законодатель подчеркивает значение госу-дарственной регистрации как акта, имеющего юридическое значение. Во-вторых, при государственной регистрации склады-ваются государственно-властные отношения. В-третьих, государственная регистрация означает акт признания и подтверждения государством возникновения, существования, изменения и прекращения прав на земель-ные участки. В-четвертых, государственная регистрация имеет по от-ношению к регистрируемому праву правообразующее (право-устанавливающее) значение. Это означает, что именно госу-дарственный регистрационный закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав на недвижимость . В-пятых, государственная регистрация создает ста-бильность, устойчивость правового режима земельных уча-стков. Она может быть признана недействительной только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат возникновение, переход, прекращение: права собственности; права пожизненного наследуемого владения зе-мельным участком; права постоянного пользования земельным участ-ком; права временного пользования земельным участ-ком; аренды и субаренды земельного участка; сервитута; ипотеки; ареста; иных прав и ограничений (обременении), устанав-ливаемых в отношении земельного участка. Государственная регистрация сделки с земельным уча-стком проводится в случаях: указанных в законодательных актах; предусматриваемых соглашением сторон, хотя по законодательству для сделок данного вида государственная регистрация не предусматривается. Государственной регистрации подлежат договоры, ко-торые не являются или могут стать основанием возник-новения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, в том числе договоры: отчуждения недвижимого имущества (купля-продажа, мена, дарение, рента и др.); об ипотеке; доверительного управления недвижимым имущест-вом; аренды и субаренды земельного участка; раздела недвижимого имущества, являющегося об-щей собственностью, на два или более объекта недвижимо-го имущества; слияния двух или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества с обра-зованием общей собственности. Государственной регистрации подлежат также иные сделки с недвижимым имуществом в случаях, предусмот-ренных законодательными актами Республики Беларусь. Участниками отношений, возникающих при государст-венной регистрации, являются: государственная организация по регистрации; собственники и обладатели иных прав на земельные участки (правообладатели); лица, претендующие на приобретение прав на зе-мельные участки (кандидаты в правообладатели). В систему государственных организаций в области го-сударственной регистрации входят: специально уполномоченный орган государствен-ного управления Республики Беларусь в области регистра-ции, подчиненный Правительству Республики Беларусь; республиканская организация по государственной регистрации; территориальные организации по государственной регистрации (п. 1 ст. 11 Закона «О регистрации недвижи-мого имущества, прав на него и сделок с ним»). В Республике Беларусь создается и ведется единый го-сударственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Он включает: регистрационные книги; регистрационные дела; кадастровые карты; журналы регистрации заявлений; другие документы. Ведение документов такого регистра осуществляется на бумажных носителях. Регистрационные книги, кадастровые карты и журналы регистрации заявлений ведутся также на электронных (магнитных) носителях. Состав, порядок ведения документов единого государ-ственного регистра недвижимого имущества установлен ст. 24-27 Закона «О регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». По общему правилу совершение регистрационных дей-ствий возложено на регистраторов территориальных орга-низаций по государственной регистрации. Исключение со-ставляют случаи, когда недвижимое имущество располо-жено на территории более чем одного регистрирующего округа, а также когда регистрационные действия необхо-димо совершить в отношении предприятия как имущест-венного комплекса или в отношении объектов специально-го назначения. Для государственной регистрации необходимы опреде-ленные необходимые правовые основания. Так, основанием для государственной регистрации создания земельных уча-стков как объектов недвижимого имущества являются: выделение вновь образованного земельного участ-ка; раздел недвижимого имущества; слияние недвижимого имущества; иные основания, предусмотренные законодательст-вом Республики Беларусь. Земельный участок относится к числу вновь образован-ного недвижимого имущества, если он выделен из земель, не зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества. Документами, подтверждающими создание вновь обра-зованного земельного участка, являются: землеустроительные дела; документ, подтверждающий целевое использование земельного участка в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 48 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сде-лок с ним»). Среди оснований для государственной регистрации из-менения недвижимости имущества - изменение границ зе-мельного участка, изменение назначения недвижимого имущества и иные. Основаниями для государственной регистрации пре-кращения существования недвижимого имущества являют-ся аннулирование вновь образованного земельного участка; раздел и слияние недвижимого имущества, а также иные основания, предусмотренные законодательством Республи-ки Беларусь. Основанием для государственной регистрации возник-новения, перехода, прекращения прав и ограничений (об-ременении) прав на недвижимое имущество являются: ¦ договоры и иные сделки, как предусмотренные за-конодательством Республики Беларусь, так хотя и не пре-дусмотренные законодательством Республики Беларусь, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены за-конодательством Республики Беларусь в качестве основа-ния возникновения, изменения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество; судебные решения, устанавливающие или прекра-щающие права, ограничения (обременения) прав на недви-жимое имущество; иные действия физических и юридических лиц, с которыми законодательство Республики Беларусь связыва-ет возникновение, переход, прекращение прав и ограниче-ний (обременении) прав на недвижимое имущество; события, с которыми законодательство Республики Беларусь связывает возникновение прав, ограничений (об-ременении) прав на недвижимое имущество. Для государственной регистрации сделок с недвижи-мым имуществом такими основаниями являются докумен-ты, выражающие содержание сделки, а также другие доку-менты, предусмотренные п. 2 и п. 3 ст. 66 Закона «О реги-страции недвижимости, прав на нее и сделок с ним». Для государственной регистрации недвижимого иму-щества подается заявление и документы, содержащие иден-тификационные сведения, подлежащие занесению в реги-страционную книгу при совершении регистрационных дей-ствий, а также документы, являющиеся основанием для го-сударственной регистрации. Регистрационные действия, кроме приема документов, включают: прекращение решения о совершении регистрации; совершение регистрационных действий; удостоверение произведенной государственной ре-гистрации. На действия (бездействия) регистратора, нарушающие гражданские права, может быть подана жалоба в суд или заявление в соответствующую территориальную республи-канскую организацию по государственной регистрации. Землеустройство как правовой институт - это сис-тема правовых норм, регулирующих землеустроительные отношения, институт земельного права. В отличие от Зе-мельного кодекса 1970 года новое земельное законодатель-ство не использует термина «государственное» примени-тельно к землеустройству. Это связано с появлением новой формы собственности на землю -- права частной собствен-ности, где участниками отношений по землеустройству яв-ляются собственники земельных участков. В Кодексе о земле 1999 года землеустройству посвяще-на глава 32 «Землеустройство». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 1991 г. утвер-ждены Основные положения землеустройства в Республике Беларусь, а также Положение о порядке систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель и формирования специального фонда земельного запаса местных исполнительных и распорядительных орга-нов1. Кодекс о земле (ст. 145) по новому определяет понятие землеустройства. Землеустройство представляет собой систему юриди-ческих, экономических и технических мероприятий, на-правленных на регулирование и совершенствование зе-мельных отношений, повышение эффективности использо-вания и охраны земель, сохранение и улучшение окру-жающей среды. В силу ст. 145 ' Кодекса о земле объектами землеуст-ройства являются земли административно-террито-риальных единиц, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного ре-гулирования, определенных законодательством Республики Беларусь; земельные участки, предоставленные в пользова-ние, пожизненное наследуемое владение, переданные в частную собственность или аренду, а также части указанных земельных участков. Землеустройство является важной составной частью механизма рационального использования земель. Задачи землеустройства: формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования; создание равных условий хозяйствования для раз-вития всех форм использования земли и хозяйствования на разных по качеству и местоположению землях; ¦ разработка предложений об условиях использова-ния земель; ¦ статистика информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления земельного на-лога и арендной платы за землю, возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного про- изводства при изъятии земель и другие задачи. Принципами, лежащими в основе института земле-устройства и определяющими его особенности, являются:
Страницы: 1, 2
|