p align="left">В Российской Федерации создана централизованная система учета детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи. Кандидаты в усыновители имеют право: получить подлинную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок. Они обязаны: лично изучить в документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт, подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Установление и прекращение опеки или попечительства определяются Гражданским кодексом РФ. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, осуществляются органами опеки и попечительства, в случае отсутствия или недостаточности возможностей, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства информируют через средства массовой информации граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведут прием граждан, выразивших желание стать опекунами. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе .В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Развитие форм семейного устройства является залогом успешного реформирования системы социальной защиты детей в России. Поддерживая различные формы семейного устройства, в то же время необходимо соблюдать определенный баланс между ними. Увеличение материальной поддержки замещающих (прежде всего приемных) семей привело к сокращению численности детей, устраиваемых на наиболее приоритетные с точки зрения интересов ребенка формы, такие как усыновление и родственная опека. В условиях роста материальной заинтересованности замещающих родителей увеличивается потребность в их более строгом отборе, в том числе за счет введения в федеральном законодательстве нормы об обязательности обучения приемных родителей. Другим обязательным условием четкого функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей. При организации такого сопровождения может быть использован опыт программ патронатного воспитания по созданию и развитию уполномоченных служб, оказывающих медико-педагогические, психологические и другие услуги и помогающих семьям преодолевать сложности на различных этапах жизни ребенка. Сложившаяся практика работы органов опеки и попечительства, социальных служб не ориентирована на профилактику социального сиротства и оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении. Основным инструментом работы с такой семьей обычно является применение органами опеки и попечительства гражданско-правовых и (или) административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по надлежащему воспитанию детей. В большинстве случаев результатом подобных действий становится изъятие ребенка из семьи, ограничение или лишение родительских прав. Глоссарий |
№ | Понятие | Определение | | 1. | Аналогия закона | это решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения. | | 2. | Аналогия правa | это решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства. | | 3. | Алиментная обязанность супругов | это обязанность супругов (то есть лиц, заключивших в установленном законом порядке брак) оказывать друг другу материальную поддержку. Формы и порядок осуществления материальной поддержки определяются законом или соглашением супругов. | | 4. | Брак | это юридически оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности имущественного, так и личного неимущественного характера между супругами. | | 5. | Договорный режим имущества супругов | это режим, при котором имущественные права и обязанности супругов в период брака и (или) на случай его расторжения определяются соглашением супругов, в котором они вправе отступить от законного режима имущества супругов. | | 6. | Законный режим имущества супругов | это режим имущества, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом, нажитым, супругами во время брака, а также его раздел осуществляются по правилам ст. 33--39 СК; | | 7. | Семья (в юридическом смысле) | - это круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. | | 8. | Семейные правоотношения | это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. | | 9. | Фиктивный брак | это брак, заключаемый без намерения супругов (одного из них) создать семью, а лишь в целях воспользоваться вытекающими из него правами и льготами имущественного или иного характера (право на жил площадь, право на регистрацию по месту жительства супруга, право на имущество супруга в случае его смерти, право на пенсию и т. д.) | | 10. | Место жительства супруга | это место, где супруг постоянно или преимущественно проживает. | | 11. | Законный режим имущества супругов | это режим имущества, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом, нажитым, супругами во время брака, а также его раздел осуществляются по правилам ст. 33--39 СК; | | 12. | Лишение родительских прав | это исключительная мера ответственности родителей за виновное невыполнение родительского долга. | | 13. | Ограничение родительских прав | это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. | | 14. | Опека | это одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования. | | 15. | Попечительство | это одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования. | | 16. | Ребенок | это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). | | 17. | Усыновление или удочерение | это юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. | | 18. | Фиктивный брак | это брак, заключаемый без намерения супругов (одного из них) создать семью, а лишь в целях воспользоваться вытекающими из него правами и льготами имущественного или иного характера (право на жил площадь, право на регистрацию по месту жительства супруга, право на имущество супруга в случае его смерти, право на пенсию и т. д.) | | 19. | Приемная семья | это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). | | |
Список использованной литературы Нормативные правовые акты 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.// Консультант Плюс. 2. Конституция Российской Федерации . Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445. 3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс; 6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.04.2010) // Российская газета - 07.04.2010. 7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ по состоянию на 05.04.2010 N 40-ФЗ //"Российская газета" - 07.04.2010. 8. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; 9. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Консультант Плюс 10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс 11. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) Собрании законодательства РФ - 28.12.2009 12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г., N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : принят Государственной думой 4 декабря 1996 года : одобрен советом Федерации 10 декабря 1996 года : (с изменениями на 22 августа 2004 года). 159-ФЗ// Официальные документы в образовании. - 2006. - N 5. - С. 47-56. 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изм., от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210) // Консультант Плюс 14. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006)"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"// "Российской газете" - 18.04.2006.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|