|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Формы государств в зарубежных странах
|
|
|
се остальные признаки унитарного государства определя-ются приоритетом общегосударственного начала в построении и деятельности этого государства. Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую систему; единое гражданство; единую систему высших органов государства; единую судебную систему.С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и мес-тных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децен-трализованные.В централизованном унитарном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначен-ными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии чиновники, управляющие соответствующими административно-территориаль-ными единицами, либо непосредственно назначаются "сверху", либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными органами. В некоторых европейских госу-дарствах (Польша, Болгария) областное звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а административное управление осуществляют назначенные прави-тельством чиновники.Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чи-новниками существуют из-бранные населением муниципальные органы Права выборных органов на мес-тах существенно ограничены, а правительственные агенты обла-дают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..В децентрализованном унитарном государстве нет назначен-ных правительством администраторов, а местное управление осу-ществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правитель-ства за деятельностью местных органов носит более опосредован-ный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентра-лизованном унитарном государстве существует достаточно чет-кое разграничение полномочий между центральной властью и вла-стью местных территориальных сообществ, что сближает эти го-сударства с федерациями.3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидностиФедеративное государство - более сложное государство, чем унитарное. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001 Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации» обладают известной политической са-мостоятельностью. Им присущи определенные признаки госу-дарства. Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных фун-кций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной рас-пространенность федеративной формы государственного устрой-ства. Тем не менее, в мире существует значительное число федераций, которое не только не уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни одно столетие "классическими" федерациями появились новые федерации в странах Европы и Африки (Нигерия).Часто вместо термина "федеративное государство" употреб-ляется термин "союзное государство". Именно так по официаль-ной терминологии именуется "Союзная Республика Югославии". Федеративная Республика Германии - в буквальном переводе звучит как Союзная Республика Германии, а названия ее феде-ральных органов также буквально переводятся как президент Союза, союзное собрание, союзный совет.Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и ис-ключения. К федерациям с монархической формой правления от-носятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австра-лия. В Бель-гии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет рес-публиканскую форму правления, часть - монархическую.Федеративное государство образуется:1) в результате дого-вора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских шта-тов, отстаивающих независимость от британской короны, догово-рились о создании нового государства - Соединенных Штатов Америки); 2) путем присоединения к государству новых террито-рий и наделения их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединен Техас, путем покупки - Луизиана, в ходе освоения новых территорий - штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства (обра-зование земли Северный Рейн - Вестфалия из части прежних территорий Пруссии, а также пяти новых земель на территории прежней ГДР); 3) в результате повышения статуса прежних регио-нальных образований и превращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к Конституции Бельгии 1831 г., приня-тым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель становятся субъек-тами Бельгийской федерации);4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независи-мых государств в субъектов федерации (Швейцария после гражданской войны 1847-1849 гг., в нашем веке - Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представлявшие собой кон-федеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива).Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 20011. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют статуе субъектов федерации с собственным административно-терри-ториальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австра-лия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае с ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногда территориальный фактор применяется в со-четании с национально-лингвистическим, как это имело место при формировании штатов в Индии.2. В отличие от унитарного государства территория федера-тивного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Одна-ко в некоторых федерациях в ее состав могут входить территори-альные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными едини-цами являются федеральный округ Колумбия, на территории ко-торого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Бразилии состоит из штатов - субъек-тов федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами - субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).3. Субъекты федерации не являются государствами в собствен-ном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он фор-мально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты фе-дерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как прави-ло, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений. Федеративный характер государственного устройства нередко используется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировали международ-ные пакты о правах человека и ряд конвенций, МОТ, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежелание последних приводить его в соответствие с указанными соглаше-ниями.4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефе-деральной конституцией и общефедеральными законами действу-ют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается вер-ховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты феде-рации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Па-кистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых федеративных государ-ствах в целях единообразного регулирования однотипных обще-ственных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная еще в 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов. В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юсти-ции германских земель, которая работает под руководством феде-рального министра юстиции. Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федера-ции. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а в двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта феде-рации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малайзия и др.).6. Отличительным признаком федеративного государственно-го устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федератив-ном государственном устройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.). Сравнительное конституционное право. М-., 1999.В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федератив-ных государствах (исключение - Федеративная Республика Ко-морские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно - орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территори-альным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, мо-жет быть выборной или невыборной, она обеспечивает представи-тельство субъектов федерации. При этом в одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавлива-ется равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представитель-ство субъектов федерации в верхней палате определяется в зави-симости от численности населения в том или ином субъекте союз-ного государства.7. В федеративном государстве наряду с федеральной систе-мой законодательной, исполнительной и судебной власти суще-ствуют системы законодательной, исполнительной и судебной вла-сти субъектов федерации. Порядок их организации и компетен-цию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнитель-ная власть обладает более широкой компетенцией. Она организу-ет исполнение не только местного законодательства, но и феде-ральных законов на территории соответствующего субъекта. Ана-логично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судами субъекта федерации, которые при-меняют не только местное, но и общефедеральное материаль-ное и процессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительная власть в ряде федераций имеет право федераль-ной интервенции, если субъект федерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации (ФРГ, Ин-дия, Аргентина).Глава 4. Государственный режимКонституционное право зарубежных стран содержит регла-ментацию третьего элемента формы государства - государствен-ного режима, хотя и в меньшем объеме, чем это имеет место в отношении первых двух элементов формы правления и формы территориально-политического устройства. Государственный ре-жим характеризует порядок деятельности государства, который складывается в результате использования различных форм, спо-собов, приемов и методов осуществления государственной власти. Знание этого элемента формы государства позволяет ответить на вопрос об источниках государственной власти, выявить действи-тельное значение тех или иных государственных институтов, определить соотношение организационно-дозволительных и прину-дительных методов в деятельности государства.Понятие "государственный режим" появилось в науке кон-ституционного права сравнительно недавно, поэтому оно недо-статочно разработано в содержательном плане. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. В течение дли-тельного времени третьим элементом формы государства призна-вался политический режим. В тоталитарном государстве, где плюрализм политических интересов не признается и гражданское общество по существу отсутствует, различие между государствен-ным и политическим режимом стирается. Однако в демократическом обществе с его развитой политической системой понятие "го-сударственный режим" отличается от понятия "политический ре-жим". Последнее является более емким по содержанию и отражает практику функционирования всех политических институтов, включая наряду с государством также политические партии, мас-совые общественные организации и движения и др. Изучением политических режимов занимается специальная наука -- поли-тология. В этом контексте понятие "государственный режим" при-обретает самостоятельное значение. Оно изучается государствоведческими науками и используется для характеристики форм, способов, приемов и методов деятельности самого государства, что позволяет дать функциональную характеристику государства, рассматривая его в динамике, в процессе осуществления государ-ственной власти.4.1. Понятие государственного режимаМожно дать следующее определение государственного ре-жима как элемента формы государства. Государственный ре-жим - это определенный, основанный на нормах права поря-док деятельности (функционирования) государства, который складывается как результат использования разнообразных при-емов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.Государственный режим - наиболее изменчивый, наиболее подвижный элемент формы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов и приемов осуществления го-сударственной власти не является произвольным. Он определяет-ся как совокупностью внешних по отношению к государству фак-торов (экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних факторов организации самого государства (его фор-мы правления, территориально-политического устройства, осо-бенностей построения государственного механизма и пр.).Государственный режим отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной вла-сти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясня-ется его сравнительно слабая правовая регламентация. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра-ва. М., 2002. Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в об-ществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обосно-вание, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функцио-нирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовы-ми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой госу-дарственный режим, при котором деятельность государства про-тиворечит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государ-ственный режим - это всегда правовой режим, поскольку госу-дарство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности.Поэтому легитимный государственный режим предполагает нали-чие правовой государственности.Нелегитимный государственный режим - это, прежде всего неправовой режим. На практике это означает ничем не стеснен-ный произвол государства и его агентов. Нелегитимный государ-ственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ее осуществление. Легитимный государственный режим может трансформироваться вне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или пре-вышение этих полномочий. ЗаключениеКонституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более - пресечение воз-можности злоупотреблений и произвола с ее стороны. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.В условиях господства абсолютизма или деспотической влас-ти возможность формирования особой системы норм, которые дол-жны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знако-мы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других.Становление конституционного права как отрасли националь-ного права -- это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не - менее, можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и инсти-туты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные из-менения в общественной жизни, выдающиеся научные достиже-ния в познании окружающего мира, активная творческая деятель-ность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принци-пы взаимоотношений между человеком и государством.Именно в эпоху, предшествующую освободительным рево-люциям складываются концепции, существенно важные для фор-мирования конституционного права. В Великобритании утвержде-ние Хабеас корпус акта привело к возникновению одного из та-ких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия личной свободы. Также в Великобритании сформи-ровалась концепция верховенства парламента как органа народно-го представительства, противостоящего абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально обладающего правом принимать решение по всем вопросам, ко-торые затрагивают интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция господства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуется концепцией вер-ховенства закона. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).Подчеркивая, что формирование и становление конституци-онного права - это длительный процесс, нельзя не отметить осо-бо выдающееся значение некоторых событий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вооб-ще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамери-канских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декла-рация прав человека и гражданина 1789 г.Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспекти-ве, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг пол-ноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значи-тельной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие полити-ческие права обрели такие демографические и социальные груп-пы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избира-тельное право, т. е. важнейшее политическое право, открываю-щее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.Список литературы1. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..3. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.4. Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.5. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.6. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.7. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра-ва. М., 2002.8. Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.9. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.10. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.11. Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.12. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.13. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.14. Сравнительное конституционное право. М-., 1999.15. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|