реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формы государств в зарубежных странах

реферат
се остальные признаки унитарного государства определя-ются приоритетом общегосударственного начала в построении и деятельности этого государства. Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую систему; единое гражданство; единую систему высших органов государства; единую судебную систему.

С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и мес-тных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децен-трализованные.

В централизованном унитарном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначен-ными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии чиновники, управляющие соответствующими административно-территориаль-ными единицами, либо непосредственно назначаются "сверху", либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными органами. В некоторых европейских госу-дарствах (Польша, Болгария) областное звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а административное управление осуществляют назначенные прави-тельством чиновники.

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чи-новниками существуют из-бранные населением муниципальные органы Права выборных органов на мес-тах существенно ограничены, а правительственные агенты обла-дают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

В децентрализованном унитарном государстве нет назначен-ных правительством администраторов, а местное управление осу-ществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правитель-ства за деятельностью местных органов носит более опосредован-ный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентра-лизованном унитарном государстве существует достаточно чет-кое разграничение полномочий между центральной властью и вла-стью местных территориальных сообществ, что сближает эти го-сударства с федерациями.

3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидности

Федеративное государство - более сложное государство, чем унитарное. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации» обладают известной политической са-мостоятельностью. Им присущи определенные признаки госу-дарства. Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных фун-кций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной рас-пространенность федеративной формы государственного устрой-ства. Тем не менее, в мире существует значительное число федераций, которое не только не уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни одно столетие "классическими" федерациями появились новые федерации в странах Европы и Африки (Нигерия).

Часто вместо термина "федеративное государство" употреб-ляется термин "союзное государство". Именно так по официаль-ной терминологии именуется "Союзная Республика Югославии". Федеративная Республика Германии - в буквальном переводе звучит как Союзная Республика Германии, а названия ее феде-ральных органов также буквально переводятся как президент Союза, союзное собрание, союзный совет.

Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и ис-ключения. К федерациям с монархической формой правления от-носятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австра-лия. В Бель-гии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет рес-публиканскую форму правления, часть - монархическую.

Федеративное государство образуется:

1) в результате дого-вора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских шта-тов, отстаивающих независимость от британской короны, догово-рились о создании нового государства - Соединенных Штатов Америки);

2) путем присоединения к государству новых террито-рий и наделения их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединен Техас, путем покупки - Луизиана, в ходе освоения новых территорий - штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства (обра-зование земли Северный Рейн - Вестфалия из части прежних территорий Пруссии, а также пяти новых земель на территории прежней ГДР);

3) в результате повышения статуса прежних регио-нальных образований и превращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к Конституции Бельгии 1831 г., приня-тым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель становятся субъек-тами Бельгийской федерации);

4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независи-мых государств в субъектов федерации (Швейцария после гражданской войны 1847-1849 гг., в нашем веке - Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представлявшие собой кон-федеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива).

Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют статуе субъектов федерации с собственным административно-терри-ториальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австра-лия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае с ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногда территориальный фактор применяется в со-четании с национально-лингвистическим, как это имело место при формировании штатов в Индии.

2. В отличие от унитарного государства территория федера-тивного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Одна-ко в некоторых федерациях в ее состав могут входить территори-альные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными едини-цами являются федеральный округ Колумбия, на территории ко-торого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Бразилии состоит из штатов - субъек-тов федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами - субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).

3. Субъекты федерации не являются государствами в собствен-ном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он фор-мально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты фе-дерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как прави-ло, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.

Федеративный характер государственного устройства нередко используется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировали международ-ные пакты о правах человека и ряд конвенций, МОТ, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежелание последних приводить его в соответствие с указанными соглаше-ниями.

4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефе-деральной конституцией и общефедеральными законами действу-ют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается вер-ховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты феде-рации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Па-кистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых федеративных государ-ствах в целях единообразного регулирования однотипных обще-ственных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная еще в 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов. В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юсти-ции германских земель, которая работает под руководством феде-рального министра юстиции. Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.

5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федера-ции. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а в двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта феде-рации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малайзия и др.).

6. Отличительным признаком федеративного государственно-го устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федератив-ном государственном устройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.). Сравнительное конституционное право. М-., 1999.

В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федератив-ных государствах (исключение - Федеративная Республика Ко-морские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно - орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территори-альным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, мо-жет быть выборной или невыборной, она обеспечивает представи-тельство субъектов федерации. При этом в одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавлива-ется равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представитель-ство субъектов федерации в верхней палате определяется в зави-симости от численности населения в том или ином субъекте союз-ного государства.

7. В федеративном государстве наряду с федеральной систе-мой законодательной, исполнительной и судебной власти суще-ствуют системы законодательной, исполнительной и судебной вла-сти субъектов федерации. Порядок их организации и компетен-цию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнитель-ная власть обладает более широкой компетенцией. Она организу-ет исполнение не только местного законодательства, но и феде-ральных законов на территории соответствующего субъекта. Ана-логично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судами субъекта федерации, которые при-меняют не только местное, но и общефедеральное материаль-ное и процессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительная власть в ряде федераций имеет право федераль-ной интервенции, если субъект федерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации (ФРГ, Ин-дия, Аргентина).

Глава 4. Государственный режим

Конституционное право зарубежных стран содержит регла-ментацию третьего элемента формы государства - государствен-ного режима, хотя и в меньшем объеме, чем это имеет место в отношении первых двух элементов формы правления и формы территориально-политического устройства. Государственный ре-жим характеризует порядок деятельности государства, который складывается в результате использования различных форм, спо-собов, приемов и методов осуществления государственной власти. Знание этого элемента формы государства позволяет ответить на вопрос об источниках государственной власти, выявить действи-тельное значение тех или иных государственных институтов, определить соотношение организационно-дозволительных и прину-дительных методов в деятельности государства.

Понятие "государственный режим" появилось в науке кон-ституционного права сравнительно недавно, поэтому оно недо-статочно разработано в содержательном плане. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

В течение дли-тельного времени третьим элементом формы государства призна-вался политический режим. В тоталитарном государстве, где плюрализм политических интересов не признается и гражданское общество по существу отсутствует, различие между государствен-ным и политическим режимом стирается. Однако в демократическом обществе с его развитой политической системой понятие "го-сударственный режим" отличается от понятия "политический ре-жим". Последнее является более емким по содержанию и отражает практику функционирования всех политических институтов, включая наряду с государством также политические партии, мас-совые общественные организации и движения и др. Изучением политических режимов занимается специальная наука -- поли-тология. В этом контексте понятие "государственный режим" при-обретает самостоятельное значение. Оно изучается государствоведческими науками и используется для характеристики форм, способов, приемов и методов деятельности самого государства, что позволяет дать функциональную характеристику государства, рассматривая его в динамике, в процессе осуществления государ-ственной власти.

4.1. Понятие государственного режима

Можно дать следующее определение государственного ре-жима как элемента формы государства. Государственный ре-жим - это определенный, основанный на нормах права поря-док деятельности (функционирования) государства, который складывается как результат использования разнообразных при-емов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.

Государственный режим - наиболее изменчивый, наиболее подвижный элемент формы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов и приемов осуществления го-сударственной власти не является произвольным. Он определяет-ся как совокупностью внешних по отношению к государству фак-торов (экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних факторов организации самого государства (его фор-мы правления, территориально-политического устройства, осо-бенностей построения государственного механизма и пр.).

Государственный режим отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной вла-сти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясня-ется его сравнительно слабая правовая регламентация. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра-ва. М., 2002.

Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в об-ществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обосно-вание, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функцио-нирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовы-ми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой госу-дарственный режим, при котором деятельность государства про-тиворечит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государ-ственный режим - это всегда правовой режим, поскольку госу-дарство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности.

Поэтому легитимный государственный режим предполагает нали-чие правовой государственности.

Нелегитимный государственный режим - это, прежде всего неправовой режим. На практике это означает ничем не стеснен-ный произвол государства и его агентов. Нелегитимный государ-ственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ее осуществление. Легитимный государственный режим может трансформироваться вне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или пре-вышение этих полномочий.

Заключение

Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более - пресечение воз-можности злоупотреблений и произвола с ее стороны. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

В условиях господства абсолютизма или деспотической влас-ти возможность формирования особой системы норм, которые дол-жны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знако-мы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других.

Становление конституционного права как отрасли националь-ного права -- это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не - менее, можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и инсти-туты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные из-менения в общественной жизни, выдающиеся научные достиже-ния в познании окружающего мира, активная творческая деятель-ность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принци-пы взаимоотношений между человеком и государством.

Именно в эпоху, предшествующую освободительным рево-люциям складываются концепции, существенно важные для фор-мирования конституционного права. В Великобритании утвержде-ние Хабеас корпус акта привело к возникновению одного из та-ких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия личной свободы. Также в Великобритании сформи-ровалась концепция верховенства парламента как органа народно-го представительства, противостоящего абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально обладающего правом принимать решение по всем вопросам, ко-торые затрагивают интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция господства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуется концепцией вер-ховенства закона. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

Подчеркивая, что формирование и становление конституци-онного права - это длительный процесс, нельзя не отметить осо-бо выдающееся значение некоторых событий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вооб-ще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамери-канских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декла-рация прав человека и гражданина 1789 г.

Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспекти-ве, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг пол-ноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значи-тельной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие полити-ческие права обрели такие демографические и социальные груп-пы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избира-тельное право, т. е. важнейшее политическое право, открываю-щее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.

Список литературы

1.
Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

3. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

4. Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.

5. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.

6. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

7. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра-ва. М., 2002.

8. Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.

9. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.

10. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

11. Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

12. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

13. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

14. Сравнительное конституционное право. М-., 1999.

15. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.