реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формы государств в зарубежных странах

реферат

Формы государств в зарубежных странах

23

Работа на тему:

Формы государств в зарубежных странах

2005 год

План

  • План 2
  • Введение 3
  • Глава 1. Формы государства в зарубежных странах 4
  • Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах 6
    • 2.1. Монархия 6
      • 2.1.1. Монархия и её разновидности 7
    • 2.2. Республика и ее разновидности 9
      • 2.2.1. Президентская республика 9
      • 2.2.2. Парламентарная республика 10
      • 2.2.3. Полупрезидентская республика 12
  • Глава 3. Форма государственного устройства 13
    • 3.1. Унитарное государство 13
      • 3.1.1.Унитарные государства и принципы их организации 14
    • 3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидности 16
  • Глава 4. Государственный режим 20
    • 4.1. Понятие государственного режима 21
  • Заключение 23
  • Список литературы 25
Введение

Изучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого юриста и политолога, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых, для тех, кто готовит себя к дипломатической и иной зарубежной работе, а во-вторых, в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализе отечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.

Изложение материала в данной курсовой свободно от каких-либо идеологических установок, и, прежде всего - методологии изучения государства с узкоклассовых позиций. Работа исходит из общедемократической концепции обеспечения и защиты, прав человека как главной функции правового государства и критического отношения ко всем тоталитарным формам организации государственной власти. Такая методология не навязывает предвзятых догм, она оставляет возможность самостоятельно осмысливать конституционно-правовые институты с точки зрения их целесообразности в конкретных исторических условиях. В то же время сохраняется общая доминанта сравнительно-правового анализа, позволяющая оценивать конкретные нормы и институты под углом зрения наиболее передовых и распространенных представлений о демократии.

В современном мире насчитывается свыше 190 независимых государств. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

Естественно, что невозможно осветить в работе все особенности конституционного строя каждого из них. Да в этом и нет необходимости.

Цель работы - приобрести общие понятия об основных институтах конституционного права в сравнительном плане, что позволит получить своеобразный "ключ" к пониманию государственного строя любой страны. В то же время в интересах более углубленного и цельного, комплексного представления о государственном строе ведущих стран в работе введены понятия о США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Испании, Индии, КНР.

Глава 1. Формы государства в зарубежных странах

В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления, форма госу-дарственно-территориального устройства, форма политического режима. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия «форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальное происхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституциях не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом конституционного регулирования. В ряде конституций есть или были главы с названием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат синтезиро-ванные формулировки, включающие все три названных выше элемента. Так, Конституция Бразилии 1988 г. говорит о федеративной республике, о демократическом правовом государстве, Конституция Марокко 1972 г. об унитарной демократической и социальной монархии, Кон-ституция Франции 1958 г. о неделимой, светской, социальной, демократической республике. Конституция Колумбии 1991 г. характеризует государство как «партиципаторную республику. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.

Таким образом, форма государства это комплексный институт конституционного права, представляющий собой внутренне согласо-ванную систему норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства, политико-территориальное устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обрат-ной связи с населением. Элементы, составляющие в теории государст-воведения форму государства, в конституционном праве служат пединститутами комплексного института «форма государства». В свою очередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации.

Форма государства в наиболее общем виде определяет, на каких принципах построена и как территориально организована государственная власть. Форма государства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства, деление государ-ства на составные части и юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и характер его пря-мых и обратных связей с гражданами.

Изучение формы государства может вестись под разными углами зрения. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

Научно-познавательный подход к изучению формы государства позволяет выявить взаимосвязи между формой государства и его содержанием, сущностью. Этим занимается главным образом теория государства и права. Инструментальный подход предполагает исследование формы государства под углом зрения обеспечения эффективности государственного руководства, действенности управления, стабильности правительства, взаимоотношений правительства с народом и т. п. Этим занимается наука конституционного права.

Формы зарубежных государств отличаются большим разнообразием. Они складываются под влиянием комплекса природно-географических, исторических, политических, социально-эконо-мических и культурно-религиозных факторов.

На форму государства могут оказать влияние условия образования государства (федеральная форма территориально-политического устройства государства в США), исторические традиции (монархия в Великобритании), перипетии внутриполитической борьбы (неоднократные модификации формы ряда государств Африки), господствующая в обществе система нравственно-религиозных ценностей (теократическая республика в Иране). Определенным обра-зом может воздействовать и субъективный фактор. Достаточно вспом-нить о том, какое влияние оказал генерал Де Голль на функциони-рование институтов Пятой республики во Франции.

Форма государства является объектом конституционного ре-гулирования. Отдельные главы под названием "Форма государ-ства" имеются лишь в немногих новейших конституциях (напри-мер, Конституция Турции 1982 г., Конституция Эфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава отсутствует, элементы, составляющие понятие "форма государства", закреп-ляются либо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании, ФРГ), либо в отдельных конституционных законах (на-пример, в Швеции).

В странах, где отсутствует писаная конституция, форма го-сударства определяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами, которые складываются в процессе мно-говековой эволюции государственных институтов (например, пра-вовой статус главы государства - монарха в Великобритании и его взаимоотношения с Правительством).

Если в конституции отсутствует специальная глава о форме государства, то соответствующие нормы обычно помещаются в раздел, закрепляющий основы конституционного строя. Как пра-вило, эти нормы обеспечиваются повышенной правовой защитой (например, запрет на пересмотр республиканской формы правле-ния в Италии). Отдельные положения могут быть включены в раз-делы, устанавливающие территориальную организацию государ-ства и организацию органов государственной власти.

Понятие формы государства, охватывая наиболее существенные стороны организации государственной власти, является достаточно сложным по своему содержанию. Оно указывает, какие органы представляют государственную власть, каков порядок образования этих органов, каков срок их полномо-чий, каковы взаимоотношения между-органами государства (в том числе центральных и местных), наконец, каковы методы, способы приемы осуществления государственной власти. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах

Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ-ственной власти, правовой статус высших органов государства, принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов.

Различают основные формы правления зарубежных госу-дарств - монархия и республика, притом каждая из этих форм имеет разновидности.

2.1. Монархия

Монархия - это такая форма правления, где глава государства монарх обладает особым юридическим ста-тусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

Та или иная форма правления складывается исторически под влиянием комплекса факторов экономического, социального, по-литического, национально-этнического, культурного и религиозного характера. Оказывают свое влияние и природно-географические условия. Следует также иметь в виду, что той или иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма прав-ления. Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархи-ческая форма правления, новому времени более соответствует республика. Необходимо, однако, учитывать, что если раньше различия между монархией и республикой отражали различия, в степени демократизации общества, его политического строя, то сегодня сохранение в ряде стран монархии отнюдь не свидетельствует об их меньшей демократичности по сравнению с республи-ками. Это всего лишь свидетельство устойчивости политических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рас-сматривается как элемент, объединяющий и консолидирующий нацию.

В молодых государствах Азии и Африки, где общество в со-циальном отношении еще находится в процессе трансформации, и политические институты только складываются, форма правления весьма нестабильна и может изменяться, в ту или иную сторону.

2.1.1. Монархия и её разновидности

Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государств либо как дань исторической традиции, либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации.

Имеется несколько разновидностей монархических форм правления. Различают абсолютную и конституционную монархию.

Абсолютная монархия Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх - источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как форма правления абсолютная монархия получила - наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Сегодня она является анахронизмом и сохраняется лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархаль-ные и феодальных формы общественной жизни. Есть, однако, страны с довольно высоким уровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых, тем не менее, абсолютная монархия сохраняется как Своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии доиндустриальной эпохи.

Абсолютная монархия характеризуется обширными полномо-чиями монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства.

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на - основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименования, характеризуется разделением власти монарха с парламент том, однако разделением еще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. Полномочия Монарха ограничены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ни один закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на то монарха. Эта форма правления была довольно ши-роко распространена в XIX и начале XX в.. Сегодня в развитых государствах Запада эта форма правления не встречается. В то же время она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока и Магриба(Иордания, Марокко). Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

При дуалистической монархии существует выборный пред-ставительный орган- парламент. Ему принадлежит право принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета; Монарх является главой государства и обладает основными прерога-тивами в сфере исполнительной власти. Он назначает главу правительства который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента, издания чрезвычайных декретов и введения в стра-не чрезвычайного положения. Он является главнокомандующим армией.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.