Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ
2 Содержание - Введение 2
- 1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу 4
- 2. Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ 11
- 2.1 Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) 12
- 2.2. Информатизация регионов 14
- 2.3 Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи 15
- 2.4 Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению 18
- Заключение 19
- Литература 20
ВведениеВ современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления. В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами, технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан и органов управления через компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных базах данных, технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров), геоинформационных систем (в направлении создания земельных и городских кадастров), электронного документооборота. Актуальность темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана, утверждена и выполняется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», одним из направлений которой является развитие системы подготовки специалистов по информационным компьютерным технологиям и квалифицированных пользователей. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям. Реформирование государственного управления, посредством внедрения электронного правительства - это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество.Цель работы-- оценить эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ, изучить внедрения электронного правительства в органы государственной власти и местного самоуправления и в общество в целом.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществуСпециалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества: - отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов; - отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов; - отсутствие координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению; - недооценка экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов пока нет. Решение перечисленных проблем требует выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной политики. Перечислим функции государства в области управления информационными ресурсами: - создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации; - надежное хранение и защита информационных ресурсов; - эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений; - обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами: - федеральный уровень; - региональный уровень (субъекты Российской Федерации); - локальный уровень (организации и предприятия). Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления. Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям: - взаимодействие с гражданами и предприятиями; - внутренняя работа учреждения; - взаимодействия органов власти между собой. Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов. На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. (рисунок 1) Рисунок 1 - Направления информатизации органов государственного управления РФ Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан: - с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов; - с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами; - с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами). Большое значение имеет и косвенный эффект от внедрения, включающий: - улучшение качества принимаемых решений; - повышение доверия граждан к власти; - снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти. Направления информатизации органов государственного управления РФ приведены на рисунке 1. Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды [2]: - федеральные системы информационного обеспечения; - системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов; - системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации; - негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления. На федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместного ведения - по решению федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации - соответственно на основании решений органов власти и управления этих субъектов [2]. Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» Рассмотрим актуальные направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а именно вопросы, реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе (рисунок 2): Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия» - внедрение технологий «электронного правительства» (1); - создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) (2); - информатизация регионов (3); - разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН) (4); - внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи (5); - создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению (6). 1. Внедрение технологий «электронного правительства» «Электронное правительство» - это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов [3]. Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам. Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач. 1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтов других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов. 2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок. 3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов. Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов: - высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан; служащих; - тесное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного обмена. Схема архитектуры «электронного правительства» приведена в соответствии с рисунком 3. Технологии электронного правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways). 2. Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФРассмотрим экономический эффект от создания государственных порталов [4]. (рисунок 3)Рисунок 3 - Схема архитектуры «электронного правительства» Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных документов требует на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете или переданы по электронной почте). Сокращение затрат времени на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, связанных с приемом граждан, может достигать 75 % рабочего времени).
Страницы: 1, 2
|