реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Дознание как форма расследования уголовных дел в уголовном процессе РФ

реферат
анее расследование в форме дознания проводилось, однако норм, определяющих правовое положение начальника подразделения дознания, в УПК РФ не было. Начальник подразделения дознания никакого статуса в уголовном процессе не имел, вся его деятельность по организации и руководству производством дознания регулировалась только ведомственными актами Быков В. М. Дознание: новое в производстве. Комментарий к федеральным законам от 06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗУголовный процесс". - № 08, 2007. - С. 25..

Закон № 90-ФЗ дополнил ст.5 УПК РФ п.17.1, в котором устанавливается: "Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель" Федеральный закон РФ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ// Российская газета. 09.06.2007..

Кроме того, в главу 6 УПК РФ, регламентирующую правовое положение участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения добавлена ст.40.1 (Начальник подразделения дознания). В соответствии с ч.1 данной нормы начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям имеет право:

поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст.145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Часть 2 ст.40.1 Кодекса предоставляет начальнику подразделения дознания право самому возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принимать это уголовное дело к своему производству и производить дознание в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с ч.3 данной статьи при осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания проверяет материалы уголовного дела, дает дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения Быков В. М. Дознание: новое в производстве. Комментарий к федеральным законам от 06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗУголовный процесс". - № 08, 2007. - С. 26..

Важное положение, регулирующее отношения начальника подразделения дознания с дознавателем, содержится в ч.4 ст.40.1 УПК РФ. Согласно данной норме указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и являются обязательными для исполнения дознавателем, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. Дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

На практике при реализации данного установления возникают сложности. УПК РФ не содержит нормы, регламентирующей правовое положение начальника органа дознания, которому дознаватель может обжаловать указания начальника подразделения. В п.17 ст.5 Кодекса лишь уточняется, что начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, который вправе давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий и т.п.

Основные вопросы, касающиеся его полномочий по расследуемому в форме дознания делу, законодателем не разрешены. Имеет ли право начальник органа дознания осуществлять процессуальное руководство проводимым расследованием? Какие решения он может принимать по жалобе дознавателя, обжалующего указания начальника подразделения дознания?

Представляется, что с введением новой процессуальной фигуры начальника подразделения дознания следовало аналогичным образом регламентировать полномочия начальника органа дознания, в том числе его процессуальные отношения с начальником подразделения и дознавателем.

Новеллой Закона № 90-ФЗ Федеральный закон РФ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ// Российская газета. 09.06.2007 является также ст.223.1 (Уведомление о подозрении в совершении преступления). Согласно данной статье "в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому, и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст.46 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения".

Каково содержание данного процессуального документа? Согласно ч.2 рассматриваемой статьи в уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

дата и место его составления;

фамилия, инициалы лица, его составившего;

фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;

описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию;

пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за данное преступление.

В соответствии с ч.3 ст.223.1 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921. при наличии оснований подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. Если же по одному уголовному делу установлено несколько подозреваемых, уведомление вручается каждому их них. Кроме того, ч.5 ст.223.1 Кодекса требует, чтобы копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направлялась прокурору. Соответствующее указание законодатель внес также в ст.46 УПК РФ, которая определяет правовое положение подозреваемого на предварительном следствии и дознании.

Таким образом, появилось новое основание признания лица подозреваемым при производстве дознания по уголовному делу - составленное дознавателем и врученное лицу уведомление о подозрении в совершении преступления. Между тем закон умалчивает, должен ли следователь делать уведомление о подозрении в совершении преступления. Такая некорректность со стороны законодателя при формулировании новых уголовно-процессуальных норм на практике может породить различные коллизии Гаврилов Б. Разграничение компетенции между следователем и дознанием: коллизия закона и ведомственная разобщенность // Уголовное право. 2006. № 1. С. 71-76. Обращает на себя внимание весьма сложный процессуальный порядок уведомления лица о возникшем в отношении него подозрении. Дознаватель должен составить два документа: уведомление, напоминающее по своему содержанию постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, и протокол о вручении лицу копии уведомления. Кроме того, копия уведомления должна быть направлена прокурору.

Из других наиболее важных новелл Закона № 90-ФЗ Федеральный закон РФ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ// Российская газета. 09.06.2007. следует отметить изменение подследственности уголовных дел, расследуемых в форме дознания. Преступление, предусмотренное ч.2 ст.158 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(в ред. от 13.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954, переданы из подследственности органов дознания в подследственность следователей органов внутренних дел. Таким образом, решение законодателя вполне обоснованно, поскольку речь идет об опасных и наиболее распространенных в настоящее время преступлениях.

Кроме того, в порядок производства предварительного расследования в форме дознания были внесены изменения. В частности были увеличены сроки дознания до 30 суток с возможностью продления их прокурором еще на 30 суток. Изменения коснулись также ч.2 ст.223 УПК РФ: органы дознания получили право возбуждать уголовные дела о неочевидных преступлениях и др.

Вместе с тем названный Федеральный закон не решил всех проблем дознания. Остался открытым вопрос, озвученный Президентом Российской Федерации на Всероссийском совещании руководителей правоохранительных органов, относительно того, что дела о менее сложных преступлениях необходимо и можно расследовать в ускоренном порядке.

Изложенное в полной мере позволяет сделать вывод о том, что поиск наиболее эффективного механизма расследования, который бы обеспечивал возможность быстро устанавливать все обстоятельства дела о менее сложных преступлениях и при этом не нарушал законные права и интересы всех участников уголовного процесса, является объективной необходимостью Захарова С.А. Критический анализ правовой регламентации дознания как формы расследования преступлений // Проблемы права: Международный правовой журнал. - № 2(15). - 2008..

Указанные обстоятельства требуют комплексного изучения вопросов процессуальной регламентации дознания как формы расследования преступлений с учетом последних изменений действующего законодательства. В заключение нужно отметить, что необходимость научного рассмотрения проблем производства дознания продиктована радикальными изменениями уголовно-процессуального законодательства, в котором закреплена фактически новая система правовых норм, регулирующих производство дознания. Однако процесс создания нормативной правовой основы досудебного производства далеко не закончен.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Дознание - это форма предварительного расследования, выраженная в виде уголовно-процессуальной деятельности органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, иначе - его процессуального полномочия, реализуемого в системе органа дознания дознавателем. Она отличается от предварительного следствия по субъекту, осуществляющему производство, кругу расследуемых преступлений (подследственности) и объему прав участников процесса.

Процессуальные акты органов дознания и собранные ими доказательства в пределах предоставленной законом компетенции имеют такое же юридическое значение, как акты и результаты предварительного следствия.

В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу. При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия

Органами дознания, т.е. органами, наделенными правом производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, являются: милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы ФСБ РФ; начальники исправительно-трудовых учреждений; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы РФ; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции; таможенные.

Процессуальный порядок дознания, регламентированный уголовно-процессуальным законом, един для всех органов дознания и не зависит от их ведомственной принадлежности. Органы дознания как и органы предварительного следствия, решают общие задачи уголовного процесса.

При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

Современная модель дознания, после ряда корректив уголовно-процессуального закона (увеличение срока, возможность его продления, отказ от критерия очевидности) в большей мере стала отвечать потребностям правоприменительной практики.

Однако отдельные проблемы еще нуждаются в законодательном разрешении, для чего предлагается:

изменить способ законодательной техники в регламентации порядка производства дознания, не перечисляя в ч.1 ст.223 УПК РФ необходимые для этого главы, указать, что порядок производства дознания определяется общими условиями предварительного расследования и правилами, установленными настоящим Кодексом для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл.32 УПК РФ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.