реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Договор аренды транспортных средств

реферат
о договору аренды транспортного средства правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя (наймодателя) к арендатору (нанимателю). В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, единодушно подчеркивается, что передача имущества в пользование составляет конститутивный элемент договора аренды. Победоносцев, К. Курс гражданского права. Третья часть. - М., Статут. 2005. - С. 433-434. Обсуждение же правомочия владения, до недавнего времени, либо не поднималось, на том, в частности, основании, что оно не содержалось в легальных определениях имущественного найма (аренды), в том числе, в транспортных кодексах и уставах; либо не рассматривалось в качестве полноценного характеризующего качественного элемента договора имущественного найма (аренды). Необходимо заметить, что «для современного развития экономических отношений возможна такая аренда, при которой имущество предоставляется арендатору только в пользование, например, при аренде ЭВМ...» Коммерческое право / Под ред. Попондоло В.Ф., Яковлевой В. Ф. - М., Юристъ. 2006. - С.273; Гражданское право. В 2-х томах. Том 2. Учебник / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2007. - С. 129.. Это отражено в определении договора аренды в ст.606 ГК России.)

Одним из практических примеров, когда транспортные средства предоставлялись по договорам аренды в пользование и при этом подчеркивался исключительно переход лишь данного правомочия, является следующий.

«Автомобили подаются нанимателю ежедневно в начале рабочего дня и по окончании работы возвращаются в гараж арендодателя. ... Наниматель возвращая автомобили, предоставляет наймодателю владеть ими, без права пользования. Автотранспортное предприятие частично сохраняет право владения автомобилями в период действия договора. ... Не является ли это условие нарушающим существенную черту аренды - лишение нанимателя владения» Базарова, А.С. Аренда транспортных средств // ЭЖ-Юрист. -2008. - № 4. - С. 5..

По нашему мнению, в данном примере не происходит разрыв правомочий владения и пользования. Налицо их полная конгруэнтность. Когда арендатор припарковывает автомобиль в гараж арендодателя, «утрачивая фактическое господство над вещью» Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. - М., Статут. 2005. - С. 112., то он лишается в соответствующий момент и возможности пользования им. Таким образом, утрачивается конститутивный элемент договора аренды. А значит, договор аренды теряет свою практическую значимость и правовую роль.

Например, акционерное общество «Московское такси» сдает автомобили без экипажа, как правило, ежедневно и одним и тем же индивидуальным предпринимателям в аренду на сутки или на двенадцать часов. В соответствии с обычаем делового оборота, когда сутки в таксопарках начинаются с семи часов утра, формируется график. Первая смена проходит с семи часов до девятнадцати, вторая, соответственно, - с девятнадцати до семи часов. При этом если аренда автомобиля «оплачена» (заключен договор) на сутки вперед, то пересмена происходит в любое подходящее время. Завершается смена и действие договора аренды, как правило, с момента возврата автомобиля в гараж арендодателя Маслов, В. Московское такси на условиях аренды (Проблемы отрасли) // Автомобильный транспорт. - 2007. - № 4. - С. 12..

По нашему мнению, новая правовая конструкция в рассматриваемом договоре («предоставить ... во временное владение и пользование» - ст.ст. 632,642 ГК РФ) наиболее полно и точно характеризует «динамику заключенного договора», отношение сторон к предмету договора, чем конструкция ГК РСФСР 1964 г. («предоставить ... во временное пользование» - ст. 275). «Право владения и пользования можно выделить из права собственности и предоставить стороннему лицу» Мейер, Д.И. Русское гражданское право (в 2-х ч. Часть 2). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. - М., Статут. 2003. - С. 20..

Применительно к аренде транспортных средств, закрепление правомочия владения (лизгольд Лозовский, Л.Ш., Райзберг, Б.А., Ратновский, А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М., ИНФРА-М. 2007. - С. 640.) в определении нового ГК РФ имеет принципиально важное значение. Эта конструкция разрешает многие вопросы, например, по определению правовой природы договора аренды транспортного средства с экипажем, по разграничению договора фрахтования на время (тайм - чартера) и договора фрахтования (чартера). Только обладая правом владения, арендатор (непосредственный владелец или, применительно к данному случаю, судовладелец) может, к примеру, отказать в выдаче транспортного средства собственнику до окончания срока договора аренды, поскольку он имеет право на владение по отношению к собственнику.

Предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства - особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая накладывает на его содержание свою специфику, но не противоречит конститутивным элементам аренды. Договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, закрепленные в статьях 632, 642 ГК РФ, наиболее полно, в сравнении с предшествующими определениями транспортных кодексов и уставов, отражают их гражданско-правовую природу как договоров аренды.

Гражданский кодекс России обозначил два основных, имеющих место в практике, вида аренды транспортных средств: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) Калпин, А.Г. Договор аренды транспортных средств // Гражданское право. - 2006. - № 2. - С.17.. По данному основанию законодатель разделил § 3 главы 34 на два подпараграфа.

Необходимо заметить, что обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по всей видимости, могут комбинироваться сторонами, исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости. В договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры без технического обслуживания (лишь с предоставлением услуг по управлению), аналогично, в договоре аренды транспортного средства без экипажа - без предоставления технического обслуживания и с предоставлением услуг по техническому обслуживанию (но без предоставления услуг по управлению).

В частности, лизинг автотранспортных средств, как правило, представляет собой «так называемую форму лизинга с полным набором сервисных услуг» Газман, В. Лизинг автотранспортных средств// Хозяйство и право. - 2007. - №11. - С. 22. характеризующуюся наличием комплексной системы ремонта, страхования, технического и гарантийного обслуживания на базе собственных ремонтных служб арендодателя либо привлекаемых им на контрактной основе специализированных сервисных хозяйствующих субъектов Фогельсон, Ю. Страховой интерес при страховании имущества // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С. 10.. В качестве практического примера можно привести создаваемую специализированную компанию в городе Энгельсе по лизингу продукции открытого акционерного общества «Троллейбусный завод». Образуемый хозяйствующий субъект будет обеспечивать весь комплекс необходимых сервисных услуг по обслуживанию троллейбусов в соответствии с заключенными договорами финансовой аренды (лизинга) Цах, Н.П. Развитие рынка арендных отношений автомобилей // Автомобильный транспорт. - 2008. - № 3. - С. 7..

Отсутствие в гражданском кодексе общих норм, рассчитанных на любые договоры аренды транспортных средств, а не только на два его вида, приводит к определенной дилемме, необходимости выбора между различными, как правило, взаимоисключающими и коллизионными вариантами.

Первый - признание существующего нормативно-правового регулирования исключительно только названных в ГК РФ рассматриваемых видов договора пробелом в праве по отношению к другим его разновидностям, а следовательно, влекущим применение гражданско-правовых норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), при заключении вышеуказанных подвидов договора аренды транспортных средств, не предусмотренных Кодексом.

Второй - недопустимость использования в практике иных вариантов договора аренды транспортных средств, чем те, которые прямо указаны в § 3 главы 34 Кодекса. Данный вариант, на наш взгляд, противоречит общим началам и смыслу гражданского законодательства, в частности, принципу свободы договора, и значит, - неприемлем. «Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законами или иными правовыми актами» (п. 2 ст. 421 ГК РФ).

Третий - обозначение в отраслевых транспортных кодексах и уставах разновидностей договора аренды транспортных средств, необходимых для применения в соответствующей области. Один из реальных и непротиворечивых Гражданскому кодексу вариантов, однако, не реализуемых в указанных нормативно-правовых актах: новые Воздушный кодекс РФ и Транспортный устав железных дорог РФ не содержат ни одной нормы, прямо регулирующей аренду соответствующих транспортных средств.

Четвертый - применение общих положений об аренде. Последний вариант предпочтительнее других, так как имеет легальное основание. Статья 625 ГК РФ предусматривает применение к договорам аренды отдельных видов имущества общих положений об аренде (§ 1 глава 34 ГК РФ) в случае, когда иное не установлено правилами Кодекса об этих договорах.

Асимметрический, полярный подход законодателя к регулированию отношений передачи транспортных средств во временное владение и пользование, выражающийся в четко обозначенных критериях наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию, по всей видимости, ограничивает, нормативно сужает потенциально возможное сочетание условий договора аренды транспортных средств и противоречит концепции полисистемного развития цивилистики в целом.

Транспортное законодательство не ограничивается лишь федеральными кодифицированными нормативно-правовыми актами и другими федеральными законами, оно включает в себя и подзаконные нормативно-правовые акты. В частности, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383..

Состав транспортного законодательства, как видно из вышеприведенного примера, является открытым. Ограничение предусмотрено лишь для законов и подзаконных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, так как правовое регулирование данной области общественных отношений в соответствии с Конституцией России (п.п. «и», «о» ст. 71) и с ГК РФ (ст. 3) составляет исключительную компетенцию Российской Федерации. Все транспортные уставы и кодексы должны приниматься на уровне федерального закона.

Можно сделать вывод, что к законодательству, регулирующему общественные отношения аренды транспортных средств, можно отнести широкий перечень нормативно-правовых актов. Однако статьи 641, 649 ГК РФ прямо называют нормативные акты, которыми могут регулироваться особенности аренды отдельных видов транспортных средств, - это транспортные кодексы и уставы. Таким образом, в аутентичном, буквальном понимании, законодательство об аренде транспортных средств должно состоять из Гражданского кодекса и транспортных кодексов и уставов, исключая другие подзаконные нормативные акты.

Однако в настоящее время, когда имеет место коренное изменение всего законодательства, укоренившаяся практика поспешного принятия «сырых» законов без наличия в них механизма их реализации, требуется принятие постановлений Правительства России, большое количество других подзаконных нормативно-правовых актов «с изложением порядка применения законов, разъяснением их содержания, в которых оно нередко искажается и изменяется, и применение которых без учета подзаконных актов становится невозможным». Поэтому, на наш взгляд, представляется правильным не ограничивать правовое регулирование рассматриваемых отношений лишь указанными в ГК РФ транспортными кодексами и уставами.

1.2 Основные элементы договора аренды транспортных средств

К основным элементам договора аренды относятся стороны, предмет, форма и содержание.

Сторонами в договорах аренды транспортных средств, по общему правилу, могут выступать любые субъекты гражданских правоотношений. Специальных норм, ограничивающих или расширяющих потенциально возможное количество участников, в законодательстве нет. Следовательно, в соответствии с частью 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ ими могут выступать физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), юридические лица всех организационно-правовых форм, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, то есть субъекты всех форм собственности.

К арендатору (экипажу арендатора) транспортного средства законодатель предъявляет, учитывая специфику предмета договора как источника повышенной опасности и как сложного технического устройства, специальные требования. Необходимо официально полученное арендатором (экипажем арендатора) разрешение (сертификат, свидетельство, удостоверение) на управление и техническую эксплуатацию транспортного средства, лицензию на занятие соответствующей предпринимательской деятельностью при коммерческой эксплуатации транспортного средства. «В качестве перевозчика может выступать только тот предприниматель (гражданин или организация), который имеет лицензию, разрешающую данный вид деятельности. ... При этом используются как собственные, так и арендованные транспортные средства» Отнюков, Г. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом // Закон. - 2007. - № 5. - С. 17.. Примером могут служить требования, предъявляемые к эксплуатанту воздушного судна воздушным законодательством РФ.

Законодатель не указал ни в ГК РФ, ни в транспортных кодексах и уставах непосредственных обязательных требований, предъявляемых к арендатору. Представляется, что объяснение тому кроется в необходимости предъявления всех вышеперечисленных требований не только к арендатору как стороне договора аренды транспортных средств, но и к более широкому кругу лиц - к эксплуатантам - лицам, использующим транспортные средства для производственных (направленных на обеспечение собственного производства) или коммерческих (извлекающих доходы от их эксплуатации путем получения оплаты за выполненную транспортную услугу) целей, в частности, при аренде транспортных средств, с участием экипажа арендодателя, собственным экипажем либо непосредственно личным управлением транспортным средством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.