реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Договор аренды транспортных средств

реферат

Договор аренды транспортных средств

64

Содержание

  • Введение
  • 1 Договор аренды транспортных средств
  • 1.1 Понятие, признаки и значение договора аренды транспортных средств
  • 1.2 Основные элементы договора аренды транспортных средств
  • 2. Виды договора аренды транспортных средств
  • 2.1 Договор аренды транспортных средств без экипажа
  • 2.2 Договор аренды транспортных средств с экипажем
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников
  • Приложение А
  • Приложение Б
  • Приложение В
  • Введение
  • Актуальность темы исследования. Во-первых, научно-технический прогресс общества - объективный фактор его развития. Одним из его результатов является создание и постоянное совершенствование самодвижущихся механических средств перевозки (передвижения) граждан, грузов и багажа. В эксплуатации появляются их новые виды и типы. И если в 19 веке таковыми были, главным образом, морские, речные суда и суда внутреннего водного плавания, то в 20 веке в широком повседневном использовании присутствуют уже не только водные, но и воздушные, железнодорожные и автомобильные транспортные средства. Механический транспорт становится значимым, неотъемлемым и распространенным объектом экономического, гражданского оборота. Данный фактор социально-экономического развития общества, а также специфика, особая характеристика рассматриваемого объекта (как источника повышенной опасности и сложного технического устройства) гражданских правоотношений, с одной стороны, и существенные изменения в гражданском праве, связанные с утверждением рыночных экономических отношений, и как следствие, высокой и возрастающей степенью востребованности гражданско-правового института аренды, с другой, - выявили исключительную актуальность договора аренды транспортного средства, необходимость его более детального законодательного рассмотрения и системного научного исследования.
  • Во-вторых, как следствие вышеуказанных причин впервые в отечественной истории гражданского права в одном из фундаментальных нормативно-правовых источников права, Гражданском кодексе Российской Федерации, предусмотрен отдельный параграф «Аренда транспортных средств». Однако как показывает практика, не все проблемы, связанные с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон в правовом регулировании данных отношений, удалось решить. Кроме того, недостаточно полно определен Кодексом понятийный аппарат. Вызывает сомнение выделение законодателем исключительно только двух подвидов рассматриваемого договора аренды в зависимости от наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию при отсутствии общих положений об аренде транспортных средств.
  • В-третьих, в соответствии со статьями 641, 649 ГК РФ особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть установлены лишь транспортными кодексами и уставами. К сожалению, вновь принимаемые законодателем эти нормативно-правовые акты не содержат в себе положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида транспортного средства, создавая тем самым значительные трудности в соответствующем локальном договорном регулировании отношений конкретных сторон. Таким образом, налицо существенная неполнота и недостаточная нормативная разработанность аренды данного вида имущества.
  • Степень научной разработанности. Работа аккумулировала в себе научный материал, который послужил ее исследовательской основой и позволил сохранить преемственность в развитии правовой науки. Теоретическую основу настоящей работы составили труды дореволюционных российских цивилистов - Д.И. Мейера, К. Победоносцева, а также труды современных отечественных ученых: М.М. Агаркова, Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, М.М. Волкова, Д.М. Генкина, К.Ф. Егорова, А.А. Иванова, О.С. Иоффе, Ю.Х. Калмыкова, О.А. Красавчикова, А.Г. Калпина, Д.С. Левенсона, И.Б. Новицкого, Н.Н. Остроумова, Б.И. Путинского, В.А. Рясенцева, О.Н. Садикова, В.Т. Смирнова, В.А. Тархова, P.O. Халфиной, В.А. Хохлова, З.И. Цыбуленко и других авторов.
  • Основной целью настоящей работы является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом современного отечественного законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендации по совершенствованию соответствующей законодательной базы.
  • Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
  • а) выявление степени актуальности детального правового регулирования отношений аренды транспортных средств;
  • б)анализ понятия и содержания договора аренды транспортных средств и отграничение его от смежных договоров (перевозки, подряда, лизинга, хранения и др.);
  • в)определение понятия и признаков предмета рассматриваемого договора;
  • г)выявление возможных субъектов данных правовых отношений и характеристика специальных требований, предъявляемых к ним как к участникам договора аренды транспортных средств;
  • д)определение правового статуса экипажа и его руководителя в договоре аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации;
  • е)изучение прав и обязанностей сторон в договоре аренды транспортных средств с экипажем и в договоре аренды транспортных средств без экипажа, их сравнительная характеристика;
  • ж)исследование ответственности сторон в рассматриваемых видах договора аренды транспортных средств;
  • з)на основе анализа и обобщения исследованного научного, нормативно - правового и практического материала формулирование предложений по совершенствованию соответствующего законодательства России, в том числе, разработка типовых договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа.
  • Методологическая основа исследования. Для достижения указанной цели и соответственно решения поставленных задач исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, а также на следующих частнонаучных методах познания: комплексного, системного анализа, правового моделирования, сравнительно-правового, нормативного, формально-логического метода толкования права.
  • Структура работы. По структуре работа состоит из введения, двух глав объеденяющих шесть параграфов, заключения и билиографии.
1 Договор аренды транспортных средств

1.1 Понятие, признаки и значение договора аренды транспортных средств

В отличие от предшествующего Гражданского кодекса РСФСР 1964 года ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации содержит отдельную главу 34, посвященную аренде (и главу 35, применяемую в регулировании отношений найма жилого помещения). В § 1 главы 34 выделены общие нормы об аренде, которые регулируют все виды арендных отношений независимо от субъектов данных правоотношений и от вида арендуемого имущества. Исключение составляют те случаи, когда по тем или иным арендным сделкам предусмотрены специальные нормы.

Кроме того, в новом Гражданском кодексе в отдельные параграфы выделены договоры аренды некоторых видов имущества. В частности, § 3 главы 34 содержит положения об аренде транспортных средств.

Важность закрепления соответствующих норм, регулирующих отношения аренды транспортных средств, и выделение их в параграф в кодифицированном гражданско-правовом акте не вызывает сомнения.

Во-первых, договор аренды данного вида имущества является на сегодняшний день относительно распространенным.

Для некоторых отраслей экономики он явился одним из значительных средств экономической поддержки в условиях ограниченного государственного дотационного финансирования, имеющихся негативных факторов социально-экономических преобразований.

Появились социально-экономические, правовые предпосылки и условия, которые способствуют расширению практики его применения. В частности, несоизмеримо увеличился круг участников данных правоотношений, появились новые в отечественной практике виды аренды транспортных средств и получили свое правовое закрепление (например, финансовая аренда (лизинг) транспортных средств Газман, В. Создание автотранспортной лизинговой компании: экономико-правовые условия // Хозяйство и право. - 2008. - № 2. - С. 37.), устранен дефицит транспортных средств как причина, в частности, крайне малого удельного веса в гражданском обороте договоров проката и аренды автотранспорта.

Качественно и количественно изменился состав оснований заключения договора аренды транспортных средств. Если по предшествующему хозяйственному законодательству наиболее распространенным основанием подписания сторонами соответствующих двухсторонних сделок являлись, помимо соглашения сторон, плановые, «однотипные плановым» и различного вида административные акты, то на современном этапе в результате глобальных, всеобъемлющих внутригосударственных экономических и правовых преобразований наиболее распространенным основанием становится волеизъявление, соглашение сторон, сформированное уже, как правило, не на плановых государственных заданиях, заказах, а на бизнес-планах, в основе которых - коммерческая заинтересованность хозяйствующих субъектов.

На значимость правового регулирования рассматриваемых отношений обращает внимание и относительное распространение их в гражданско-правовом обороте других экономически развитых государств. Подтверждением данного факта, в частности, является создание в 1984 году Европейской ассоциации аренды автомобилей (ECATR), в основе деятельности которой находится обеспечение аренды транспортных средств на уровне Европейского Союза. В эту Ассоциацию входят 16 государств, на которые приходятся 3,5 млн. арендованных легковых и грузовых автомобилей. Сами члены организации ежегодно приобретают не менее 1,5 млн. автомобилей Домнина, С. Лизинг - реальная возможность обновления парка автомобилей// Автомобильный транспорт. - 2008. - № 3. - С. 14; Горемыкин, В.А. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. - М., Норма. 2007. - С. 92..

Во-вторых, предмет договора аренды транспортных средств принадлежит к числу относительно дорогостоящего имущества. Главным образом, по данной причине некоторые из транспортных средств (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) отнесены гражданским законодательством Российской Федерации к объектам недвижимости (ст. 130 ГК РФ). А значит, на них распространяется закрепленный законом специальный правовой режим.

В-третьих, разновидность транспортных средств сравнительно велика и имеет тенденцию, как следствие научно-технического прогресса и других факторов, к дальнейшему увеличению. Техническая эксплуатация и управление имеет свои родовые и индивидуальные особенности. В том числе, с этим связана необходимость иметь в системе законодательства отраслевые.

Транспортные кодексы и уставы. Однако, с одной стороны, нормы данных правовых кодифицированных актов не охватывают правовым регулированием отношений аренды всех разновидностей транспортных средств, с другой стороны, аренда отдельных видов транспортных средств, учитывая специфические особенности, связанные с их технической эксплуатацией и управлением, объективно тяготеет, как результат однородности предмета правового регулирования, к общим началам правового регулирования. Таким образом, факторы экономичности и целесообразности в правовом регулировании данных общественных отношений непосредственно должны иметь место.

В-четвертых, законодательство относит транспортные средства к источникам повышенной опасности. Это обстоятельство требует детального регулирования отношений по передаче данных объектов в пользование и владение собственником титульному владельцу (арендатору, фрахтователю) для использования их в коммерческих целях.

В-пятых, цель аренды транспортных средств как правового инструмента решения определенных экономических задач юридическими и физическими лицами трансформируется, меняет акценты с позиции необходимости выполнения народно-хозяйственного плана, исполнения нормативных актов соответствующих транспортных министерств и ведомств в область коммерческой эксплуатации, получения прибыли, рентабельной государственной хозяйственной и предпринимательской деятельности.

В-шестых, положения Гражданского кодекса РФ, составляющие § 3 главы 34, разрешили некоторые спорные теоретические и практические вопросы, более определенно сформулировали содержание договора аренды транспортных средств и ответственность сторон по договору.

В-седьмых, указанные нормы сформировали отправную правовую базу, юридические конструкции для дальнейшего формирования законодательства об аренде транспортных средств, в том числе, необходимых положений в новых транспортных кодексах и уставах. Тем самым они обеспечили «не только «экономию правового регулирования», но и то, что имеет гораздо большее значение, - необходимое единство самого регулирования» Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право: Общие положения. - М., Статут. 2001. - С. 17..

Анализ определений договора аренды (фрахтования) транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды (фрахтования) транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ) позволяет сделать наиболее общий вывод: договор аренды транспортного средства - возмездное двухстороннее соглашение, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) транспортное средство за плату во временное владение и пользование с целью бытовой, производственной или коммерческой эксплуатации с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации либо без предоставления таковых услуг Сарнаков, И.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системе договорных отношений и основные его положения // Юрист. - 2006. - № 4. - С. 14..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.