реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Деятельность третейских судов

реферат
p align="left">В настоящее время, являясь относительно быстрым, более дешевым и достаточно компетентным, при независимости третейских судей такое разбирательство очень широко распространено и развито за рубежом, а также в сфере международной торговли. Развитие института третейского разбирательства в нашей стране стало прямым следствием рыночных преобразований. Все большее число российских организаций передает теперь свои споры на рассмотрение третейским судам [II. 8. с. 98-105].

Свидетельством тому является специальное исследование, показывающее явное повышение роли третейского суда в новых условиях33 См.: Альтернативное разрешение споров: Изложение доклада Г:А. Виноградовой, подготовленного по заказу Мирового банка // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 8. С. 89-96..

К началу 1996 г. в России существовало примерно 250 постоянно действующих третейских судов, рассматривающих экономические споры между субъектами внутреннего экономического оборота. В списках этих третейских судов числится около 1500 третейских судей. Число обращений в систему арбитражных судов за выдачей исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по 12 арбитражным судам колеблется от 4 до 300, а число выданных исполнительных листов всеми арбитражными судами России в 1994-1995 гг. составило 829 (из них 394 были выданы в Москве). Что касается числа добровольно исполненных решений третейских судов, то оно никому не известно. Встречаются, особенно в Москве, решения третейских судов на довольно крупные суммы по спорам, связанным с неплатежами, невозвратом кредитов, неисполнением договорных обязательств. В целом же по стране третейские суды, рассматривающие экономические споры между субъектами внутреннего российского оборота, касаются обычно относительна скромных требований.

Применительно к системе третейских судов для внешнеторговых споров, действующих при Торгово-промышленной палате РФ и при региональных торгово-промышленных палатах, названа цифра числа третейских судей - 295 человек, из ни 40-50 составляют иностранцы. За 65 лет своей деятельности Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) рассмотрел 6,3 тыс. дел. За последние пять лет число дел, принимаемых к производству этого постоянно действующего третейского суда, увеличилось в 1,5 раза по сравнению с предыдущим пятилетием, что связано с либерализацией внешнеэкономической деятельности. Расширяется число иностранных участников споров, рассматриваемых в МКАС при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, среди них лидируют (46%) представители Западной Европы11 См.: Яковлева И. Международный коммерческий арбитраж. М., 1997. с.56-68.

Порядок создания и деятельность третейских судов для юридических лиц по спорам, связанным с внутренним оборотом, и для граждан регулировались и регулируются отдельными нормами арбитражного законодательства: АПК РФ, Законом об арбитражных судах в РФ, а также нормативным актом специального характера - Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным постановлением Верховного Совета от 24 июня 1992 г. (далее - Временное положение). Имелось несколько проектов Закона о третейских судах в Российской Федерации22 Имеется в виду проект, внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ И.Д.Грачевым, П.Г.Буничем, О.П.Гонжаровым, В.В.Похмелкиным (ноябрь 1997 г.), прошедший первое чтение в Государственной Думе. См. также: Проект Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». М., 1991 [II. 21. с. 32-35].

В Российской Федерации действуют и третейские суды, имеющие целью разрешение споров, возникающих в сфере международной торговли: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ, деятельность которых регулируется Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. с Приложением № 1, в котором помещено Положение о МКАС11 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993. № 32. Ст.1240., и Приложением № 2, в котором содержится Положение о МАК22 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1995. № 8.. Нормы этого Закона дополняет Регламент МКАС, утвержденный ТПП и вступивший в силу с 1 мая 1995 г.

В течение нескольких лет ТПП организовывала в регионах семинары и «круглые столы» с участием руководителей третейских судов и судей, других специалистов, на которых обсуждались как непосредственные проблемы третейского судопроизводства, так и новое законодательство о предпринимательской деятельности и вопросы его применения.

В результате этой деятельности Президиум ТПП РФ, приняв решение о создании в конце 1995 г. Совета ТПП по работе с третейскими судами, взял на себя организационную сторону дела без правового на то основания. Совет ТПП координирует деятельность третейских судов, обобщает практику их работы, содействует обмену информацией а деятельности третейских судов и оказывает им методическую помощь, а также готовит предложения и рекомендации по совершенствованию соответствующего законодательства и осуществляет взаимодействие с судебными и судебно-арбитражными органами. В соответствии со ст.2 Временного положения в Российской Федерации третейские суды могли создаваться как для рассмотрения конкретного спора (ad hos), так и постоянно действующие. Третейские суды ad hos создаются сторонами, которые в принципе сами могут установить практически все процессуальные правила, применяемые при рассмотрении и разрешении спора, за исключением правил, определенных законодательством в качестве императивных [II. 16. с. 47-53].

Что же касается постоянно действующих третейских судов, то под ними Временное положение понимает органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора. Постоянно действующие суды могут создаваться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые информируют арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе (ч. 4 ст.2 Временного положения). Порядок организации, деятельности, рассмотрения и разрешения споров постоянно действующими третейскими судами определяется их собственными правилами (положениями, уставами, регламентами и другими документами). Если же необходимые для создания и деятельности постоянно действующего третейского суда вопросы не урегулированы правилами, третейский суд и стороны в соответствующих вопросах руководствуются нормами законодательства (в частности, Временным положением).

Россия находится только в начале процесса формирования правового пространства. Принятое 10 лет назад Временное положение о третейском суде дало толчок развитию третейского разбирательства - третейские суды встали на ноги, обрели нормативную базу и наработали необходимую практику. Закон РФ11 Опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 года N 137. Вводится в действие в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». «О третейских судах Российской Федерации» от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ принимался в пакете документов в рамках судебной реформы, что является своеобразной гарантией его действия наряду с другими недавно принятыми законами и кодексами [I. 4.].

Особо следует сказать об основных этапах работы над законопроектом.

1995-1996 г. Торгово-промышленная палата РФ выступила с инициативой разработки федерального закона о третейских судах и организовала среди специалистов обсуждение его возможного содержания.

8 декабря 1997 г. Проект Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» внесен в Государственную Думу.

13 февраля 1998 г. Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

Февраль 1998 - март 1999 г. Законопроект направлен для рассмотрения субъектам законодательной инициативы - депутатам Государственной Думы П.Г.Буничу, И.Д.Грачеву, О.П.Гонжарову, В.В.Похмелкину. В комитете Государственной Думы по собственности (ранее - комитет Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности) велась работа по анализу поступивших от субъектов законодательной инициативы поправок, готовились рекомендации об их принятии или отклонении.

18 марта 1999 г. Подготовлен текст законопроекта с учетом рекомендованных поправок.

24 июня 1999 г. Государственная Дума приняла решение о переносе рассмотрения законопроекта во втором чтении.

24 июня 1999 г. - второе полугодие 2000 г. Работа над законопроектом не ведется.

28 ноября 2000 г. Распоряжением Президента РФ образована рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе.

Ноябрь 2000 г. - начало 2001 г. Обсуждается Концепция совершенствования законодательства о третейских судах и примирительных процедурах (посредничестве). Член рабочей группы, первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, профессор А.А. Маковский провел консультации по принятому в первом чтении законопроекту.

13 августа 2001 г. Президент направил в Государственную Думу заключение на проект Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», подготовленный к принятию Государственной Думой во втором чтении.

Второе полугодие 2001 г. - первое полугодие 2002 г. Решениями комитета Государственной Думы по законодательству утвержден состав рабочих групп по проектам Гражданского процессуального кодекса РФ (внесен в Государственную Думу 30 декабря 2000 г.; принят в первом чтении 14 июня 2001 г.; субъект законодательной инициативы - Верховный Суд РФ) и Арбитражного процессуального кодекса РФ (внесен в Государственную Думу 31 июля 2000 г.; принят в первом чтении 11 апреля 2001 г.; субъект законодательной инициативы - Высший Арбитражный Суд РФ). Руководителем рабочих групп назначен заместитель председателя Комитета Государственной Думы по законодательству В.В. Калягин.

5 июня 2002 г. Проект закона о третейских судах принят Государственной Думой во втором чтении.

21 июня 2002 г. Проект закона принят Государственной Думой в третьем чтении.

10 июля 2002 г. Закон одобрен Советом Федерации РФ.

24 июля 2002 г. Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» подписан Президентом РФ.

27 июля 2002 г. Закон официально опубликован в «Российской газете»

[III. 2.].

1.2 Законодательная база создания и деятельности третейских судов

Нельзя не отметить, что в настоящее время эффективность правового регулирования третейского разбирательства не соответствует полностью потребностям практики разрешения экономических споров. Это было связано прежде всего с отсутствием единого акта, позволяющего как всесторонне и полно урегулировать в масштабе страны порядок организации третейского разбирательства, так и определить минимум оптимальных правил этого вида правоохранительной деятельности для всех видов третейских судов. Максимально обновленными сегодня можно считать лишь нормативные акты о третейских судах, рассчитанные на разрешение споров в области международной торговли; максимально устаревшим - Приложение № 3 к ГПК РФ о третейском суде для разрешения споров между гражданами. Неадекватно новым условиям и Временное положение о третейских судах для разрешения экономических споров, подведомственных арбитражным судам11 См. Баранов А., Хламов И. Недочеты Временного положения о третейских судах// Хозяйство и право. 1993. № 1. С. 135.. Хотя нормативная база, включающая акты многих постоянно действующих третейских судов нашей страны, весьма объемна, практика выявила массу нерешенных проблем в этой области, однако научной литературы по этой теме не так уж много22 Есть всего лишь три кандидатские диссертации, посвященные данной теме: Гендзехадзе Е.Н. Третейский суд в СССР. М., 1954; Виноградова Е.А. Правовые основы организации и деятельности третейского суда. М., 1994; Цыганова Е.М. Проблемы правового регулирования организации и деятельности коммерческих третейских судов РФ. Омск, 1996, - и докторская диссертация А.П. Вершинина сделавшего обоснованный вывод о том, что в настоящее время требуется развивать третейский суд в качестве упрощенной формы защиты гражданских (прежде всего предпринимательских) прав. В книге этого автора «Способы защиты гражданских прав в суде» приведен интересный сравнительно-правовой материал по странам как англо-американской правовой системы, так и континентальной (см., напр.: Способы зашиты гражданских прав в суде: Дисс. в виде научного доклада на соискание учен. степени.д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 50).. Значительное число работ посвящено практике Международного коммерческого арбитража, отмечавшего недавно 65-летний юбилей и издающего сборник информационных материалов «Право и арбитражная практика»33 См, напр.: Поздняков В.С. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации: Закон. Регламент. Комментарий, М., 1996..

Первая из проблем - статус постоянно действующего третейского суда. Существует несколько точек зрения. Одна заключается в том, что постоянно действующий третейский суд - это условное название организации, которой по соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора и обустройство третейского разбирательства. Сам постоянно действующий третейский суд как орган споры не рассматривает, а лишь предлагает список арбитров либо назначает их, предоставляет помещение, оргтехнику, обеспечивает техническое оснащение процесса11 См., напр.: Новоселова Л. Правовое регулирование деятельности третейских судов // Хозяйство и право. 1992. № 12. С. 47--54.. Сторонники этого подхода не считают принципиальным, будет ли данная организация обладать правами юридического лица или нет, и полагают, что учредитель вправе в соответствии с общим гражданским законодательством создать такую организацию, находящуюся на его балансе22 См.: Виноградова Е.А. К вопросу о так называемом статусе постоянно действующего третейского суда // Хозяйство и право. 1994. № 3. С. 99--100.. Сторонники другой точки зрения считают, что постоянно действующий третейский суд должен быть отнесен законом к некоммерческим организациям, так как по опыту мировой практики он может не только состоять при иных организациях, но и быть вполне самостоятельным33 См.: Каллистратова Р. Еще раз о третейских судах // Хозяйство и право 1993. № 9. С. 74..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.