Деятельность третейских судов
4 ВведениеВ условиях становления рыночной экономики очевидна необходимость повышения качественного уровня работы правоохранительных органов, защищающих права и защищающих интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Традиционная для нашей страны процедура рассмотрения хозяйственных (по старой терминологии) и экономических (по новой) споров была долгое время приспособлена в основном: только для планово регулируемой экономики Советского Союза и призвана защищать в первую очередь интересы именно государства. Но развитие рыночной экономики предопределило довольно бурное и быстрое развитие отрасли законодательства, относящейся к организации и деятельности арбитражных судов.Вполне естественным в настоящее время является по тем же причинам возрождение интереса к использованию так называемых альтернативных форм судопроизводства для экономических споров, вытекающих из гражданских правоотношений, основанных на приоритете защиты прав не государства, а конкретных участников имущественного оборота. И, прежде всего это касается третейских судов. Альтернативность заключается в том, что деятельность третейских судов не относится к государственной и сами третейские суды не являются государственными органами; третейские суды непосредственно юридические меры воздействия не применяют; процедуру разрешения спора обычно устанавливают сами стороны, и лишь при отсутствии соглашения об ином применяются организационно-процессуальные правила, закрепленные положениями, регламентами, уставами и другими актами, регулирующими деятельность третейских судов. Если обратиться к популярному толкованию данного термина, то под ним понимают негосударственный орган, рассматривающий экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон11 См.: Энциклопедический юридический словарь/Сост. О.Г. Румянцев, М.: 1996..Третейский суд - это негосударственный правоохранительный орган, осуществляющий свою деятельность на основе самоуправления, решения третейского суда санкционируются государством, потому имеют обязательно-принудительный характер.Особое значение приобретает процедура третейского разбирательства, основанная на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота - частных собственников: на состязательности процесса, быстроте и экономичности разбирательства дела. Она позволяет самим участникам спора избрать судей (арбитров), квалификации и опыту которых они действительно доверяют, гарантирует им защиту их интересов, включая коммерческую тайну, а в случае необходимости допускает принудительное исполнение решения.Актуальность проблемы проявляется в том, что альтернативная и постоянно растущая деятельность третейских судов должна наполняться совершенно новым конкретным содержанием, связанным с повседневной экономической деятельностью предприятий и граждан, а именно: с законодательно утвержденной возможностью защиты интересов конкретных участников. Можно утверждать, что качество принимаемых решений третейским судом полностью зависит от законодательной обоснованности их деятельности и ее всесторонней поддержке со стороны государства при отсутствии тотального государственного контроля.Цель работы - анализ института третейских судов с выявлением основных проблем при осуществлении этой деятельности и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательной базы.Задачи исследования:1. Исследовать особенности развития альтернативного судопроизводства в России.2. Охарактеризовать основные задачи и принципы деятельности третейских судов.3. Проанализировать правовую базу деятельности третейских судов.4. Изучить понятие «третейский суд», особенности проведения процесса третейское разбирательство, его сущность, основные задачи и принципы.5. Провести сравнительный анализ деятельности третейского и арбитражного суда при рассмотрении отдельных гражданских исков.6. Раскрыть особенности организации и деятельности третейского суда г. Брянска.Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности третейских судов по разрешению экономических споров.Предмет исследования - система правовых норм, регулирующих статус третейских судов в РФ.Методы исследования: логический метод; исторический метод; сравнительно-правовой метод; метод наблюдения.Для решения вышеперечисленных задач была использована монографическая и специальная литература следующих авторов: Виноградовой В.А., Цыгановой Е.М., Вершинина А.П., Позднякова В.С. и др.Также при написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: ФЗ «О третейских судах в РФ», ГПК, АПК, Гражданский Кодекс.Положения выносимые на защиту:1. Добавить в ст.1 ФЗ «О третейских судах»: «…исключить из сферы деятельности третейских судов дела о правах на недвижимое имущество».2. Добавить в ст.40 ФЗ «О третейских судах»: «…считать решение третейского суда окончательным, даже если в третейском соглашении это не предусмотрено». Глава 1. Теоретические основы деятельности третейских судов в Российской Федерации 1.1 История развития альтернативного судопроизводства в России Основными характеристиками действующей государственной судебной системы, как правило, являются: длительные сроки рассмотрения дел; необходимость соблюдения достаточно сложной процедуры разбирательства; публичность и гласность разбирательства; необходимость разглашения конфиденциальной коммерческой информации при разбирательстве дела; нередкое отсутствие у судей специальных познаний, необходимых для разрешения дела с учетом его специфики (например, страховой и фондовый рынки); наличие правил подсудности, привязывающих рассмотрение дела к определенному суду и др. [II. 10. с. 47-53]. Поэтому эффективным средством для разрешения споров в гражданском обороте является создание третейских судов, создаваемых самими участниками гражданских правоотношений. Особенно интересным является создание третейских судов, специализирующихся на разрешении правовых конфликтов в определенной сфере гражданского оборота (фондового рынка, биржевой торговли, страхования, банковской деятельности). Такие третейские суды способны обеспечивать квалифицированное правоприменение, создавая прецеденты реализации прав и разрешения конфликтных ситуаций. Основные преимущества третейского разбирательства состоят в следующем: 1) оперативность и эффективность разрешения споров, упрощенная процедура разбирательства, возможность проведения разбирательства вне места постоянного пребывания третейского суда и в том числе непосредственно по месту нахождения сторон спора; 2) конфиденциальность третейского разбирательства и создание условий для сохранения коммерческой тайны; 3) наличие возможностей для выбора оптимального варианта организации третейского суда; самостоятельные разработка и утверждение документов, регламентирующих его деятельность и определение правовых процедур третейского разбирательства, а также корректировка их содержания по мере необходимости; формирование списка арбитров, назначение Председателя третейского суда, ответственного секретаря третейского суда и его персонала. Кроме того, само третейское разбирательство представляет собой, по сути, дополнительную услугу, которую оказывают организации закрытого типа (биржи, саморегулируемые организации) своим членам, избавляя их от необходимости разрешения конфликтов в системе государственной, юрисдикции. 4) создание позитивной судебной практики и появление необходимых прецедентов правоприменения; 5) возможность увидеть узловые проблемы экономической и юридической практики взаимоотношений в сфере гражданского оборота; 6) самоокупаемость третейского суда, экономия средств спорящих сторон, поскольку размер третейских сборов регулируется документами о третейском суде и может быть ниже, чем государственная пошлина в арбитражном суде или суде общей юрисдикции; 7) возможность привлечения к осуществлению третейского разбирательства не только юристов, но и специалистов со знанием экономики и, технологий фондового, финансового рынка в качестве арбитров и экспертов при разрешении споров; 8) принудительное исполнение решений третейского суда при отказе ответчика от его добровольного исполнения через систему исполнительного производства. Все изложенные и многие другие причины определяют необходимость создания и деятельности третейского суда. Следует иметь в виду, что третейское разбирательство (или, точнее, арбитраж) является основной формой разрешения споров в самых различных сферах деятельности, например на фондовом рынке в США, Великобритании и других странах с рыночной экономикой. Так, достаточно давно и успешно функционирует арбитраж на Нью-Йоркской фондовой бирже, рассматривающий свыше 500 дел в год. В рамках NАSD и NАSDAO в США также работает собственный арбитраж, разрешающий конфликты, возникающие в связи с оборотом ценных бумаг. По свидетельству М.Керра, бывшего председателем Лондонского международного третейского суда, коммерческий арбитраж превратился в своего рода судебную промышленность, играющую вспомогательную роль по отношению к международной торговле и облегчающую разрешение конфликтов11 См.: Керр М. Роль судов и арбитража // Право и европейское сотрудничество. М.--Лондон, 2001. С. 2. [II. 16. с. 117-125]. Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. Исторически, как писал А.Вицин, суд посредников предшествовал суду общественной власти22 См.: Вицин А. Третейский суд по русскому праву. Историко-догматическое рассуждение. М., 2005. С. 3.. Гегель в свое время предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому, мировому) суду и попытках прийти к соглашению33 См.: Заозерский Н.А. Духовное лицо в звании третейского судьи. Св. Троице-Сергиева лавра. 2003. С. 18. Развитие третейского разбирательства в нашей стране имеет длинную историю. В Ипатьевской летописи 1169г. рассказывается, например, о деле, рассмотренном по правилам третейского разбирательства44 См.: Вицин А.И. Третейский суд по русскому праву. М., 2005. С. 3.. В договорной грамоте князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г. имеется следующая запись: «А чего я буду искать из твоих бояр, или будешь искать из моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если голоса их разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут». Во второй половине XVII в. институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства (Соборное уложение 1649 г., гл. XV). В апреле 1831 г. было утверждено Положение о третейском суде. С этого времени и до Судебной реформы 1864 г. в России существовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п. Для решения «узаконенного» третейского суда была предусмотрена возможность его пересмотра в апелляционном порядке второй инстанцией коронного суда11 См.: Волков А. Торговые третейские суды. М., 1912. С. 97.. Судебная реформа 1864 г. сохранила лишь добровольный третейский суд. Возможность обращения в третейский суд по всем спорным гражданским делам была закреплена в ст.5 Декрета о суде от 24 ноября 1917 г., а также в ГПК РСФСР 1922 г. (гл. 12 «О третейских записях и решениях»), который в 1924 г. был дополнен приложением о третейском суде22 См.: Кудряшов С.М. Коммерческие третейские суды и в России//Государство и право. 1995. № 8. С. 108., существующим и по сей день. Однако третейское разбирательство споров гражданами на практике встречается крайне редко. ЦИК и СНК СССР 13 декабря 1930 г. утвердили Положение о Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате СССР33 См.: Собрание законодательства СССР. 1930. № 60. Ст.637.. Создание Морской арбитражной комиссии (МАК) было необходимо в связи с тем, что споры, возникающие из правоотношений, регулируемых морским правом, рассматривались третейскими судами за границей и принимаемые решения не всегда соответствовали интересам Советского Союза. Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 июня 1932 г. при Всесоюзной торговой палате СССР был образован еще один третейский суд - Внешнеторговая арбитражная комиссия для разрешения споров, возникающих из сделок по внешней торговле (ВТАК)44 См.: Собрание законодательства СССР. 1932. № 48. Ст.281. Указом Президиума Верховного Совета СССР от14 декабря 1987 г. «Об арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР» ВТАК была переименована в арбитражный суд [II. 25. с. 214-219]. Эти нормативные акты регулировали третейское разбирательство споров, возникающих только в сфере международной торговли. Разрешение третейскими судами споров между советскими организациями в СССР стало возможным после появления Положения «О третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями», утвержденного постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1975г. № 12111 Собрание постановлений СССР. 1989. № 15. Ст.105.. Следует отметить, что третейские суды для разрешения хозяйственных споров, подведомственных государственному арбитражу, плохо прививались в системе социалистического хозяйствования, хотя на это специально обращалось внимание и велась разъяснительная работа22 См. Волин А.А. Разрешение хозяйственных споров третейским судом. М., 2002, что было связано с несовпадением задач правового регулирования отношений спорящих сторон в плановой экономике и возможностями подлинного третейского суда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|