реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Цели и принципы муниципального управления

реферат
ри Николае I в законе 1838 года получили регламентацию органы кре-стьянского самоуправления. В каждом большом селении учреждались сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход, сельское начальст-во (старшины, сотские, десятские, сборщики податей) и сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости, составленной из сель-ских обществ, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда). В правление входили волостной голова и два заместителя - по полицейским и хозяйственным делам. В задачу крестьянского общественного управления входило «народоисчисление», кон-троль за делами веры, охрана общественного порядка, паспортный контроль, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских общин, сбор податей и выполнение повинностей. Работа крестьянских органов контролиро-валась чиновниками от казны, громоздким бюрократическим аппаратом, со-держание которого возлагалось на тех же крестьян. Закон 1838 года не влиял на положение помещичьих крестьян. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.

Организация местного самоуправления после крестьянской реформы 1861 года. До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской

России носили сословный характер. После освобождения крестьян появилась потребность в создании всесословных органов для заведования местными де-лами, и эти органы были созданы «Положением о губернских и уездных зем-ских учреждениях», изданным 1 января 1864 года. Согласно этому положению, органами земского самоуправления в уездах выступали «уездные земские соб-рания», состоявшие из «земских гласных», избираемых на три года тремя ку-риями избирателей: 1). Местными землевладельцами; 2). Крестьянскими обще-ствами и 3). Городскими избирателями (владельцами недвижимости).

Уездное земское собрание (заседавшее под председательством уездного предводителя дворянства) избирало из своей среды, в качестве своего исполни-тельного органа, уездную управу, а также губернских земских гласных, состав-лявших губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую зем-скую управу в составе председателя и шести членов (председателя утверждал министр внутренних дел). Собирались собрания 1 раз в год на срок до 10 дней -уездные и до 20 дней - губернские. Решали вопросы, связанные с бюджетом, формированием управ и заслушиванием их отчетов. Земские гласные работали безвозмездно, члены управ получали жалование.

К компетенции земских учреждений относились: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земским имуществом и капиталами; устройство и поддержание местных путей сообщения; обеспечение продоволь-ствия, содействие в развитии местной торговли и промышленности, благотво-рительность, содействие в строительстве церквей и школ; здравоохранение; со-действие военным и гражданским властям в их местных мероприятиях; предос-тавление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.

«Положение 1864 г. не включало земские учреждения в общую систему государственных учреждений страны, что снимало с бюджета существенное бремя. Служба в них была отнесена к общественным обязанностям». Должно-стные лица земских управ (председатель и члены) не пользовались правами го-сударственной службы. Земские собрания и управы не располагали собственной реальной властью, которая позволяла бы им строго следить за исполнением в уезде и губернии принятых постановлений. При неисполнении кем-либо воз-ложенных на него обязанностей земства могли требовать от местной полиции применения принудительных мер либо взыскивать с виновных через суд.

Министр внутренних дел лично осуществлял высший контроль за орга-нами местного самоуправления в масштабах страны; в губернии реализация этой функции возлагалась на губернатора. Начальник губернии и министр ут-верждали в должности соответственно председателей уездных и губернских земских управ. Министерство устанавливало правила о производстве дел в зем-ских собраниях. Ряд постановлений земских собраний не мог быть приведен в действие без утверждения сверху. Высший надзор за деятельностью земских учреждений осуществлял Правительственный сенат. Ему принадлежало право окончательного разрешения всех споров земских учреждений с местной адми-нистрацией, внешними органами государственного управления.

В 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, разделялись на три класса соответственно сумме уплачиваемых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. «Систе-му органов городского общественного управления составили:

1. Городское избирательное собрание для избрания гласных через каждые 4 года;

2. Городская дума (распорядительный орган);

3. Городская управа (исполнительный орган)».

В задачи городского самоуправления входило решение местных культур-но-хозяйственных дел: внешнее благоустройство города, содержание городских коммуникаций, забота о народном продовольствии, образовании, принятие мер против пожаров, содержание благотворительных учреждений, музеев, театров, библиотек, больниц. Компетенция городского самоуправления строго ограни-чивалась пределами города и отведенных ему земель.

Земские и городские учреждения просуществовали в первоначальном ви-де меньше 30 лет, но успели принести немало пользы. Однако в развитии обще-ственного управления стала усматриваться угроза политическому господству дворянства, российская буржуазия активно вытесняла из земских и городских учреждений представителей дворянства, росло значение земской демократиче-ской интеллигенции.

12 июля 1889 г. было издано Положение о земских участковых начальни-ках, которое положило конец надеждам земских учреждений распространить свое влияние на волости. К земским участковым начальникам перешли функ-ции мировых судей, положение усилило роль дворянского элемента в земских учреждениях и контроль администрации над ними. Дворянству было предос-тавлено решительное преобладание в земских собраниях. Задачей контррефор-мы было превращение земских учреждений в разновидность исполнительных органов при губернаторской власти, земские должностные лица превратились в государственных служащих: им присваивались чины и позднее стали выплачи-ваться государственные пенсии. Центральным мероприятием стало учреждение органа административного надзора за земскими учреждениями, подчинявшего-ся специальному Совету министерства внутренних дел.

В 1892 г. было принято Городовое положение, в котором установлен чрезвычайно высокий имущественный ценз городских избирателей. Таким об-разом, была завершена организация системы административно-хозяйственных учреждений при Министерстве внутренних дел, низшим звеном которой стали земства. Однако под влиянием неудач русско-японской войны и антиправи-тельственных демонстраций 12 декабря 1904 года правительство было вынуж-дено принять закон об учреждении Государственной думы, изданный 6 августа 1905 г. Таким образом, в России было учреждено народное представительство. Вместе с тем сохранение самодержавного характера власти сказалось на после-дующих событиях, приведших в Февральской революции 1917 г.

Анализ характера местного самоуправления (управления) в дореволюци-онной России позволяет сделать следующие выводы:

Местное управление (самоуправление) в России со времени Петра I выступало как три системы: бюрократическая, земская и сословная;

Демократичность местного самоуправления относилась прежде всего к дворянству как господствующему в обществе сословию;

Местное управление не было обособлено от государственного, его исполнительные органы представляли собой местные звенья единой вертикали управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Основное отличие было в наличии выборных представительных органов;

Управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти.

Местные органы государственной власти и управления в советский пери-од. В первые годы существования Советского государства наблюдалось много-образие форм территориальных образований. Конституция РСФСР 1918 г. со-хранила деление страны на губернии, уезды, волости; основными территори-альными образованиями стали области. Высшими органами власти на местах в пределах каждой территории являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а в период между съездами - их исполнительные комите-ты. Эта Конституция закрепила многоступенчатые выборы в Советы. Избира-тельное право было неравным: рабочим предоставлялись некоторые преимуще-ства перед крестьянами, были лишены избирательного права частные торговцы, монахи и духовенство, бывшие служащие полиции, осужденные в судебном порядке. Фактически повсеместно голосование было открытым, а не тайным.

Исполнительно-распорядительными органами съездов Советов являлись исполнительные комитеты, которые руководили всеми сторонами обществен-ной жизни. Вся оперативная работа проводилась в отделах исполкома, постро-енных по отраслевому принципу, кроме них также создавались различные ор-ганы вспомогательного характера - комиссии, комитеты, совещания и т.д. Дей-ствовал принцип «двойного» подчинения, т.е. отраслевые отделы исполкома подчинялись Совету данной области и одновременно соответствующему нар-комату в центре, а отдельные наркоматы и ведомства имели свои управленче-ские органы и учреждения на местах, независимые от местных Советов. К ним относились управления железных дорог, местные отделения народного (затем государственного) банка, система сберегательных касс и т.д.

Конституция СССР 1936 года преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими ор-ганами власти. Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего, рав-ного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполкомы ста-ли только лишь исполнительно-распорядительными органами.

В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении дея-тельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Права местных Советов расширялись в области планирования народного хо-зяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной про-мышленности. Возросла роль областных Советов как высших звеньев системы местных органов власти.

«Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы на-родных депутатов. Все Советы составляли единую систему, которую возглав-лял Верховный Совет СССР. Структура системы органов власти отражена в

Органы власти

Количество

Верховный Совет СССР

1

Верховные Советы союзных республик

15

Верховные Советы автономных республик

20

Краевые Советы

6

Областные Советы

121

Советы автономных округов

8

Районные Советы

3000

Городские Советы

2000

Поселковые Советы

3700

Сельские Советы

41100

Местные Советы являлись звеньями единой системы органов государст-венной власти. На них была возложена задача обеспечить экономическое и со-циальное развитие территорий. Местные Советы получили право рассматри-вать проекты планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства, координировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов и т.д. Конституцией была установлена обяза-тельность применения актов местных Советов, было зафиксировано право профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций участ-вовать в управлении государственными и общественными делами. Таким обра-зом, курс на повышение роли местных Советов народных депутатов сочетался с определенным усилением роли общественных организаций в управлении соци-ально-экономическими процессами и развитием самоуправления.

Однако на практике фактически верховенство в Советах принадлежало не представительным, а исполнительным органам. Исполнительные комитеты со-зывали сессии Советов, организовывали их подготовку и проведение. Испол-комы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, они ко-ординировали деятельность постоянных комиссий. По существу аппарат как в советских, так и в партийных органах превалировал над выборными лицам в Советах.

Изучение исторического опыта местного самоуправления в России в со-временный период развития страны - необходимое условие для формирования эффективного управления на местах.

2. Цель муниципального управления.

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддержи-вались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить дос-тижение этих целей.

«Цель муниципального управления -- повысить уровень жизне-обеспечения населения муниципального образования». Для этого муници-пальное управление решает следующие задачи:

создает социальную инфраструктуру;

стабилизирует экономику;

регулирует социально-экономические процессы;

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.