Авторский договор как основание правомерного использования произведения
80 Томский государственный университет Кафедра гражданского права и процесса ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК Зав. каф. гражданского права канд. юрид. наук, доцент ______________ В.И.Сухинин “___” ________1999 г Погорелова Наталья Михайловна Авторский договор как основание правомерного использования произведения (Дипломная работа) Научный руководитель доктор юрид. наук, профессор ______________ Б.Л. Хаскельберг Автор работы ______________ Н.М. Погорелова Томск 1999 СОДЕРЖАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Понятие юридическая природа и классификация авторских договоров. Порядок заключения авторского договора
- 1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора
- 1.2. Основания классификации и виды авторских договоров
- 1.3. Порядок заключения авторского договора и его стороны
- 1.4. Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав
- 1.5. Договоры заказа и договоры на готовое произведение
- Глава 2. Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон
- 2.1. Условия авторского договора
- 2.2. Права передаваемые по авторскому договору пользователю
- 2.3. Срок действия договора
- 2.4. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения
- Глава 3. Исполнение обязанностей по авторскому договору
- 3.1. Исполнение обязанностей автором
- 3.2. Исполнение обязанностей пользователем
- 3.3. Гражданско-правовая ответственность сторон по договору
- Глава IV. Основания изменения и прекращения авторского договора
- 4.1. Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договора
- 4.2. Основания, порядок и последствия прекращения договора
- Глава 5. Защита прав автора
- ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время уже тривиально звучат принципы, закрепленные ст. 1 Гражданского Кодекса РФ (равенство участников, свобода договора и др.), и тем не менее, гражданское, а в частности, авторское законодательство все еще требует значительной доработки. Учитывая это, в настоящей работе отражены основные тенденции развития авторского права, которые имеют место в отечественной и зарубежной литературе, а также проведен анализ, позволивший обосновать данную позицию. Так, отсутствие в ЗоАП понятия авторского договора было компенсировано понятием издательского договора, сформулированного многолетней практикой. Думается, что развитие и совершенствование гражданского законодательства в современных условиях не исключает необходимости обращения к ранее действующему законодательству. Это позволяет искать новые пути обновления, использовать те нормы, которые проверены временем. В связи с этим большие сомнения вызывает ряд предложений, внесенных в проект третьей части ГК РФ, в частности о делении договоров об использовании результатов творческой деятельности на творческие и коммерческие пользовательские договоры. И хотя проект еще официально не принят, уже сейчас следует задуматься о нецелесообразности предложенного деления договоров. Неужели мы опять хотим оказаться “впереди планеты всей”: это деление надуманное, его нет ни в одной стране мира. Зачем изобретать что-то новое, а не использовать плоды многолетней практики, получившей отражение в параграфе об основаниях классификации и видах авторского договора. Подобная недоработанность является фактором, побудившим искать ответы на ряд нерешенных проблем в законодательстве зарубежных стран. Анализ которого позволил, в частности, определить предмет авторского договора. Субстратом же данной работы является глава о защите прав автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора, а также сформулированная тема дипломной работы. В связи с этим хотелось бы отметить, что авторский договор не является единственным основанием для правомерного использования произведения, поскольку российское законодательство допускает и бездоговорные отношения. И, тем не менее, именно договорные отношения получают все большее распространение, в условиях построения демократического общества, являясь гарантом обеспечения прав и интересов сторон авторского договора. Глава 1. Понятие юридическая природа и классификация авторских договоров. Порядок заключения авторского договора1.1. Понятие и юридическая природа авторского договораВ цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения См.: Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947..В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор -- это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений См.: Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.. Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов См.: Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968, с. 17.. Определения договора, не отличающееся по существу от вышеизложенных, встречаются и в современной литературе. Так, Н.Д. Егоров, помимо всего прочего, под договором понимает и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения См.: Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П. СПб., 1996, с. 428..В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.Анализ формулировок понятия договора, которых в литературе более чем достаточно, приводит к выводу о правильности высказывания В.А. Ойгензихта, с точки зрения которого волевой момент в соглашении является основным. Следовательно, в договоре должна быть выражена воля сторон, и только при этом условии он является соглашением См.: Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление, Душанбе, 1983. С. 123..При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воль приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.Сфера действия гражданско-правовых договоров достаточно широка. Она охватывает имущественные отношения между различными субъектами.Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.В России наиболее крупной подобной организацией является Российское авторское общество (РАО), действующее на основании Устава от 30.09.93 г., которое заключило договоры с многочисленными правообладателями, как с международными, так и с российскими. Например, перед выпуском диска фирма делает запрос в РАО, которое в свою очередь обращается к правообладателям с предложением заключить авторский договор См.: Цветкова Р., Стеркин Р., Николаев Р. Эта песня, дружище, твоя и моя // Деньги. 1997. № 37. С. 44..Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения См.: Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах. М., 1941. С. 164.. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права” См.: СЗ СССР 1928. № 27. Ст. 246..Более подробная формулировка содержалась в законе Об авторском праве РСФСР 1928 г. В нем издательский договор определялся как соглашение, “в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения См.: СУ РСФСР. 1928. № 132. Ст. 861..Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. Так, В.А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность См.: Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954. С. 4..Критикуя теорию “отчуждения”, “уступки”, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 59..Таким образом был намечен иной подход к пониманию авторского договора -- не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.В 50-е годы возникла теория “разрешения”. А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения См.: Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права // Сов. государство и право 1954. № 8. С. 40.. Примерно в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет См.: Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953.. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора -- как соглашения об использовании произведения.После кодификации гражданского законодательства в 1964 г. и включения в него раздела “Авторское право” утвердилось единое понятие авторского договора. В ст. 503 ГК РСФСР давалось следующее определение авторского договора: “по авторскому договору автор передает или обязуется создать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение, кроме случаев указанных в законе”.С принятием 7 июля 1993 г. ВС РФ закона “Об авторском праве и смежных правах” восстановлена конструкция об уступке, передаче прав по авторскому договору. передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав (ст. 30).С конструкцией об уступке прав соседствует разрешительная конструкция -- автор дает согласие на определенные действия по использованию его произведения (ст. 16). Подобная непоследовательность отражается на нормах закона, предназначенных для регулирования договорных отношений автора и пользователя. Если автор разрешает определенные действия в отношении своего произведения (воспроизводить, распространять, публично исполнять и т.д.), то ему вовсе не надо передавать права. По сути дела автор совместно с организацией определяет способ использования произведения.Подобная непоследовательность отражается и на определении предмета договора. Так, согласно ст. 31 ЗоАП, предметом договора выступают права, а не результаты творчества автора, не его произведение. В этом можно убедиться, проанализировав п. 2 ст. 31, где сказано, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, не известные на момент заключения договора. В п. 5 ст. 31 отмечается также, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, которые автор может создать в будущем, произведение как предмет авторского договора отошло на второй план. Параметры и характеристика уже не упоминаются в существенных условиях договора.Если допустить такую ситуацию, что автор передал организации произведение и соответствующие права. Организация утратила произведение или оно оказалось в таком состоянии, когда использовать его невозможно. Произведения нет, а права остались. Однако нужно учитывать, что используются не права, а произведение как результат творчества автора. Это приводит к выводу, что предметом авторского договора должно быть соответствующее произведение. Подтверждение тому можно найти в законодательстве других стран. Так, в ФРГ первым пунктом издательского договора является пункт о его предмете См.: Бем Х., Хаард Г., Шульц Г., Вернер И. Маркетинг и управление в книгоиздании. М., 1993. С. 127.. В этом пункте говорится, что предметом издательского договора является произведение под определенным названием, которое должно быть представлено издательству автором в полном объеме до согласованного сторонами срока. Кроме того, договор содержит положение о том, что рукопись остается собственностью автора и должна быть возвращена ему издательством по его требованию после выхода произведения в свет (п. 6.2. издательского договора). Такого положения не содержат ни прежние, ни нынешние нормативные акты и договоры России. А оно имело бы важное значение, поскольку в российском законодательстве закреплено понятие интеллектуальной собственности (ст. 44 Конституции РФ, ст.ст. 2, 138 ГК РФ и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|