реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Актуальные проблемы потребительской кооперации

реферат
p align="left">Благодаря усилиям Центросоюза судом Торговой палаты Парижа было принято положительное решение о правопреемственности Центросоюзом РФ акций Евробанка, принадлежавших бывшему Центросоюзу СССР.

Эти и другие меры способствовали укреплению и развитию потребкооперации России, но не смогли обеспечить стабильной, безубыточной хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы с целью обеспечения сельского населения необходимыми товарами и услугами.

Однако социально-экономическое положение потребкооперации все равно продолжалось нуждаться в радикальных мерах по формированию системы в соответствии с проводимыми в стране демократическими преобразованиями. Большие надежды возлагались и возлагаются при этом на Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г [2].

1.3 Характеристика Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»

Этот Закон имеет непреходящее значение для практической деятельности самой массовой общественно-хозяйственной организации страны. В его содержании учтены особенности создания и развития потребительской кооперации России, опыт кооперативного строительства на различных этапах государственных преобразований, отраженный в современном российском законодательстве и обогащенный творч5еским применением этических норм и гуманистических ценностей, заложенных в классических кооперативных принципах.

Новый Закон является незыблемой основой целостности потребительской кооперации как системы прежде всего потому, что в нем заложен научно-обоснованные гарантии, обеспечивающие нормальное функционирование потребительских обществ и их союзов для реализации прав и обязанностей пайщиков, осуществления всех направлений многогранной деятельности потребительской кооперации.

В новом Законе акцентируется внимание на дальнейшем совершенствовании структуры управления, правовом и кадровом обеспечении, всемерном развитии социально-бытовой и иных структур, кооперативной демократии и исполнительской дисциплины, на восстановлении контрольно-распорядительных функций союзов, изучении и пропаганде кооперативного движения и других принципиальных положениях.

Чтобы оценить новизну и преимущества этого документа, необходимо на основе сравнительного анализа установить, в чем заключается принципиальное отличие нового Закона от предыдущего, принятого в 1992 г., какие вновь введенные положения не предусматривались, не рассматривались, четко не определялись или вообще не оговаривались в нем.

Прежним Законом о кооперации совершенно не предусматривались: (ст.4) основные принципы создания и деятельности потребительского общества; (ст.7) ограничения на использовании в наименовании юридического лица слов потребительское общество, союз потребительских обществ; (ст.6, ст.19) отстранение от должности выборных лиц в обществе и союзе; порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза; взносы членов союза.

Законом о кооперации 1992 года не рассматривались роль женщины в потребительской кооперации; роль кооперативных участков общества и собраний пайщиков кооперативных участков; паевой и иные фонды потребительского общества, союза потребительских обществ; выход из союза потребительских обществ; представительство в международном кооперативном движении.

Не были четко определены правомочия потребительских обществ, их союзов. Совершенно не оговаривалась возможность занятия предпринимательской деятельностью, прием и исключение пайщиков из общества. Не в полной мере использовались многие6 основные понятия, как-то: потребительская кооперация», «потребительское общество», «пайщик», а также определения различных (ст.1) фондов, (ст.33) взносов (например, неделимый, резервный и др.).

В более тщательной проработке и конкретизации нуждались процедурные вопросы определения принадлежности собственности, ее реформирования, порядка выхода пайщика из потребительского общества, выбора степени оптимальности структуры управления и повышения уровня демократичности ее функционирования.

Если к перечисленным просчетам и упущениям Закона о кооперации 1992 г. добавить отсутствие ясности в вопросах о создании союзов всех уровней, о порядке вступления и выхода из них, механизме преобразования потребительского общества в другую организационно-правовую форму и прочих тонкостях и особенностях функционирования потребительской кооперации как целостной системы, то становятся очевидными факторы, осложнявшие эффективное применение на практике не проработанного законодательства с большим количеством неопределенностей.

В новом Законе о потребительской кооперации устранены перечисленные недостатки, даются исчерпывающие ответы и ясное представление о сути вышеназванных проблем. Но главное, предусмотрены меры по стабилизации деятельности системы потребительской кооперации. Впервые в кооперативном законодательстве гарантируется (ст.5 кредитование и финансирование пайщиков) государственная поддержка потребительских обществ и их союзов с учетом их социальной значимости, а также граждан и юридических лиц, создающих такие потребительские общества и их союзы (ст.5, 16, 33 Социальные блага).

Сравнительный анализ текстов двух законов, принятых с пятилетним интервалом, позволяет сделать вывод о том, что новый Закон о потребительской кооперации строится на прочном фундаменте Основного Закона государства - Конституции Российской Федерации. В нем учтены важнейшие положения современного государственного законодательства, обновленного отраслевого права и многих нормативных актов, касающихся масштабного реформирования всех сфер российского общества.

В новом документе нашли отражение наиболее существенные перемены, происшедшие в стране и потребительской кооперации за сравнительно короткий исторической срок.

Новый Закон о потребительской кооперации обогащает исторический опыт полутора векового мирового кооперативного сообщества, в том числе по творческому применению кооперативных принципов как совокупности нравственных основ в организационной, экономической, социальной, культурно-просветительской и других сферах кооперативной деятельности.

В отдельной статье Закона выделены и изложены основные принципы создания и деятельности потребительского общества. Это - свидетельство последовательной работы Центросоюза России по претворению в повседневную жизнь системы потребительской кооперации важнейших положений ХХХХ1-го Юбилейного конгресса МКА, классических кооперативных принципов. В документах Конгресса подчеркивается: «Принципы являются стимулами, побуждающими кооперативы к действию, с помощью которых они могут процветать в интересах своих членов».

У целом, Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», вышедший в свет на рубеже двух тысячелетий, является долгосрочной программой деятельности потребительской кооперации России. В настоящее время по инициативе Центросоюза РФ проводится целенаправленная работа по его реализации, включающая целый комплекс масштабных мероприятий преодоления кризисной ситуации, более эффективному использованию ею экономического и производственного потенциала для стабилизации и улучшения обслуживания пайщиков и всего сельского населения [4, 112].

2. Анализ роли Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» в РФ» в усилении демократических основ системы

Президент РФ 19.06.1992 г. подписал Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». Предполагалось, что Закон явится хорошей основой для глубокого реформирования системы, для возрождения в ней подлинно демократических начал и полной самостоятельности. Реформированная потребительская кооперация сквозь призму Закона виделась как совокупность добровольных обществ пайщиков и их союзов с целью удовлетворения ими свих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Удовлетворение материальных потребностей пайщиков и есть главная цель кооперации.

Главное в этом законе - это роль, на которую он выводит пайщиков, передавая им свою власть. Прежде подобная роль оставалась за аппаратом.

Еще одно важное положение в законе - это то, что в основе системы потребительской кооперации первичное звено - потребительское общество, которое непосредственно объединяет пайщиков. В связи с этим этот документ вполне можно было бы назвать и Законом о потребительском обществе, которым системе возвращались истинно демократические начала, которые были положены в ее основу при создании в конец прошлого века и оказались основательно подрастерянными в советское время. Поэтому в закон был включен и ряд чисто регламентированных норм.

Пайщики, добровольно объединяющиеся в общества, вправе и свободно выходить из них с возвращением при этом паевого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества.

Одно из важных демократических начал - полученное пайщиками право передачи по наследству своего пая и дивидендов на него. Этим положен конец прежней несправедливости, когда дети человека, бывшего 40-50 лет пайщиком, должны начинать свое членство в потребительской кооперации сначала.

Наряду с основными правами, обязательными для соблюдения в Российской Федерации, уставы потребительских обще6ств могут предоставлять пайщикам и другие, более частные или обусловленные конкретной местной спецификой права.

Принятый Закон однозначно определил, что полномочия, власть в потребительской кооперации делегируются снизу вверх. Потребительские общества могут создавать и входить в союзы, а могут и никуда не входить. Выйдя из такого объединения, они тоже вправе претендовать на получение своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части приращенного за время совместной деятельности капитала.

Учреждаемые потребительскими обществами объединения должны предоставлять и защищать их интересы, от чего голос кооперативов данного региона будет звучать мощней, весомей. Эффективней в ряде случаев и предпринимаемые совместно коммерческие и другие хозяйственные акции. Но все в этих объединениях пойдет от пайщиков, от потребительских обществ: и их уставы, и формирование исполнительных органов, и прием на работу в аппарат, и структура этого аппарата.

Так же однозначно закон определял и отношение к собственности потребительских обществ. Она должна была быть закреплена за пайщиками и работниками на праве частной (общей, долевой, совместной) собственности. По решению пайщиков работники потребительской кооперации, не являющиеся пайщиками, могли иметь право на выделение части имущества в соответствии с уставом общества.

Собственность потребительского общества может быть отчуждена только по решению пайщиков, а изъята - лишь в случаях, предусмотренных законодательством России.

Особенно следует подчеркнуть, что в соответствии с законом органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую и иную деятельность потребительских общ6еств и их союзов. Это важно, поскольку в прошлом такие органы постоянно вмешивались в дела потребительской кооперации, командовали ею, будто это государственная собственность, государственные предприятия. И если бы такое было только в прошлом. Но и сейчас не прекращаются посягательства на кооперативную собственность, ей навязываются кадровые перемены.

В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в 1997 году были внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» [2]. На сегодняшний момент именно этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Как определено в Законе, основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Закону, теперь собственниками имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо. Как поступить, если собственность была закреплена за пайщиками и работниками потребительской кооперации в соответствии с Законом 1992 года? Ответ дается в статье 40 пункте 2 нового Закона. Пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О введение в действие Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» утрачивает силу.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.