реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Актуальные проблемы потребительской кооперации

реферат

Актуальные проблемы потребительской кооперации

33

Содержание

Введение

1. Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ

1.1 Первый этап реформирования потребкооперации РФ

1.2 Законодательное развитие основ потребкооперации

1.3 Характеристика закона РФ "о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ"

2. Анализ роли закона РФ "о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах" в РФ" в усилении демократических основ системы

3. Моделирование эталонного потребительского общества как основы системы потребительской кооперации в РФ

3.1 Модель потребительского общества

3.2 Внутренние проблемы современных кооперативов

3.3 Государство и система потребительской кооперации

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшим вопросом, определяющим состояние и перспективы кооперативного движения, является участие населения в кооперативах, степень заинтересованности людей в услугах кооперативов. Чем больше людей объединяется в кооперативы, участвует в их социально-экономической деятельности, тем сильнее кооперативный сектор экономики.

В современном состоянии экономической системы в России для преодоления тяжелой социально-экономической ситуации кооперативные начала приобретают исключительное значение. В условиях роста цен, безработицы, распада прежней системы социальной защиты и других проявлений кризиса большинство населения, теряя социально-нравственные ориентиры, оказалось почти никак не объединенным в какие-либо устойчивые общности, бывшие бы шире семейных ячеек и имевшие бы специальной целью решение насущных вопросов, связанных порой с простым выживанием. Необходимость объединения населения в первичные кооперативные организации для защиты свои прав как производителей в условиях диктата на рынке массы посредников и криминальных структур, очевидна. Это необходимо населению и как потребителям, в условиях торгово-производственного диктата на рынке, и в целях адаптации к происходящим в обществе резким переменам с тем, чтобы люди смогли найти социально-экономическую нишу и хотя бы частично обрести жизненную перспективу через различные кооперативы, товарищества, общества и их возможные модификации применительно к различным региональным и иным условиям.

Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о выживаемости системы потребительской кооперации, о ее структурных преобразованиях. Структурная ломка несет в себе опасность потери собственности потребительских обществ. С целью предотвращения этих процессов и решения других проблем в 1997 году был принят Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Цель работы - охарактеризовать роль Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в усилении демократизации системы потребкооперации в РФ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать эволюцию нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ;

охарактеризовать законодательные основы усиление демократизации в системе структурных преобразований потребительской кооперации;

охарактеризовать процесс моделирования эталонного потребительского общества.

1. Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ

1.1 Первый этап реформирования потребкооперации РФ

Отличительная особенность конца 1980-1990-х гг. состоит в поиске законодательных основ функционирования системы потребительской кооперации России, разработке отраслевого права с целью дальнейшего развития и совершенствования ее деятельности.

За последнее десятилетие было принято три государственных Закона, посвященных потребительской кооперации. В содержании каждого из них отражены особенности нестабильного времени, связанного с изменениями в государственном строе страны и проведением социально-экономических реформ.

Закон Союза Советских Социалистических Республик «О кооперации в СССР» (май 1988 г.) был первым после 1918 г., поддерживающим кооперативное движение в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Для успешного решения этой важной проблемы Закон гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, их самостоятельность и независимость в принятии решений по выполнению уставных задач.

Однако десятилетиями складывающаяся плановая система оставалась незыблемой. Правительство продолжало навязывать потребительской кооперации различные планы и задания, часто ограничивая ее самостоятельность. Центросоюз России и областные потребсоюзы не были готовы отказаться от практики беспрекословного подчинения им нижестоящих кооперативов в нарушении ст.10 Закона «О кооперации в СССР « вмешивались в хозяйственную и иную деятельность кооперативов.

По-прежнему принижалась роль пайщика, который обязан был активно участвовать в управлении делами кооператива, но его связь с последним оставалась формальной. (По новому Закону термин «пайщик» был заменен термином «член кооперации»).

Вместе с тем новый Закон существенно активизировал деятельность кооперации. Укрепилась материально-техническая база, возросли производственные мощности по выпуску продовольственных товаров; появились новые типы кооперативов по производству товаров народного потребления, оказанию бытовых услуг. В 1989 году таких кооперативов в системе потребительской кооперации насчитывалось более 8 тыс. Закон не только определил экономические, организационные и правовые нормативы всех видов кооперативов, но и создал защитный механизм внутрикооперативной демократии, установил их права и обязанности, принципы взаимодействия с государственными и хозяйственными органами.

В начале 1990-х гг. в связи с распадом СССР и образованием Содружества независимых государств перестал существовать Центросоюз СССР. Бывший Роспотребсоюз был преобразован в Центросоюз Российской Федерации. В связи с преобразованием автономных областей России в республики их потребсоюзы вошли в состав Центросоюза РФ на правах самостоятельных членов.

Кризисное состояние всех сфер экономики распространилось и на потребительскую кооперацию. Этот период для нее является, пожалуй, самым сложным за последнюю полувековую историю страны. К начатым реформам потребкооперация не была готова. Ее экономика страдал от кабальных государственных кредитов, отсутствия достаточного количества оборотных средств, низких паевых взносов и постоянных нарушений уставных положений кооперативным руководством.

Повышение цен в апреле 1991 года и мизерные не проиндексированные оборотные средства сделали кооперацию совершенно беспомощной. Она лишилась возможности своевременно получать товары и поддерживать свое существование. Еще больший удар системе был нанесен обесцениванием денег - превращением рубля в копейку. Установленный предел торговых надбавок привел к убыточности продажи продовольственных товаров. Разорительной для кооперации была обязательная предоплата заказных товаров и высокие проценты за пользование ссудами банков.

Правительство понимало, что сложившаяся ситуация ведет к социальной напряженности, особенно в среде сельского населения, поэтому был принят ряд мер: выделялись льготные ссуды, кредиты, списывались долги, возмещались убытки потребкооперации по чекам «Урожай-90» и другие [4].

1.2 Законодательное развитие основ потребкооперации

Событием особой важности для потребкооперации России стало принятие в июне 1992 г. Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Этот документ признавал общ6ественную необходимость существования потребительской кооперации как целостной системы хозяйствования. Он определил ее статус, поставил на первое место интересы пайщика как главного субъекта всей ее деятельности, а также выделил приоритет потребительского общества как основного структурного звена кооперативной системы. Главной функцией потребкооперации было юридически признано обеспечение пайщиков товарами и услугами, за ними закреплялась кооперативная собственность. Потребительские общества получили всю полноту хозяйственных, социальных и управленческих прав, но в то же время и всю полноту ответственности перед пайщиками.

Закон закрепил право потребительских обществ на объединение в союзы, ассоциации и другие формирования открытого кооперативного типа и тем самым защитил, законодательно утвердил исторически сложившиеся принципы организационного построения потребительской кооперации, хозяйственных связей, кооперативной взаимопомощи, солидарности и сотрудничества между потребительскими обществами и объединениями.

В Законе определены принципы взаимоотношения организации потребительской кооперации с государственными органами власти и управления, которые должны строиться на договорной основе.

Выход в свет Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», а также Указа Президента РФ «О коммерционализации потребительской кооперации» (февраль 1992 г.) и других документов повлекли за собой изменение организационно-правовой основы потребительских обществ, собственных хозяйств, созданных на базе различных структур.

Возникло немало вопросов о реформировании потребительской кооперации, особенно о принадлежности и отчуждении кооперативной собственности, изменении организационной структуры, форм и методов управления. На базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушением законодательства Российской Федерации появились принципиально новые организационно-правовые формы деятельности: малые предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа.

Акционирование крупных предприятий и хозяйств привело к сокращению количества пайщиков, ослаблению общего руководства системой потребительской кооперации, утрате влияния на подведомственные хозяйства и структурные подразделения; отсутствовал механизм выплаты дивидендов на паевые взносы. В итоге нарушилась согласованность организационно-правовых форм и принимаемых мер с действующим законодательством. Дестабилизирующими факторами, резко изменившими условия хозяйствования, являлись перемены и сложности социально-экономического и политического характера.

Используя слабые стороны законодательства, многие руководители кооперативных организаций и предприятий искусственно сократили число пайщиков, распределили собственность между небольшими группами заинтересованных лиц, стали осуществлять свою деятельность без контроля со стороны пайщиков, что привело к нарушению классических кооперативных принципов.

В докладе председателя Центросоюза РФ В. Ермакова на четвертом собрании представителей потребительских обществ в 1996 г. отмечалось, что потребкооперация сохраняла свою целостность как система, обеспечивала относительно стабильное снабжение сельского населения товарами первой необходимости.

Главными причинами такого положения являлось: острый недостаток финансовых ресурсов, низкая покупательная способность, возрастающая конкуренция со стороны частного капитала, разрушительные процессы в системе потребкооперации, в том числе и с санкции местных административных органов, ликвидация потребительских обществ, собственных хозяйств и создание на их базе ОАО, ООО.

Но, несмотря на трудности и пророчества о неперспективности развития потребкооперации в последние годы 1990-х годов произошли заметные позитивные перемены: сформировалась модель развития потребкооперации в условиях рыночного хозяйствования; по инициативе Центросоюза РФ было принято более 30 постановлений и решений по различным вопросам ее деятельности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельскими товарами и услугами» (май 1996 г) и постановление правления Центросоюза РФ по его выполнению. Активная законодательная нормотворческая деятельность правительства в пользу потребкооперации создала реальные условия для восстановления утраченных позиций и постепенной стабилизации деятельности системы на всех ее уровнях и во всех звеньях.

В 1992 году Центросоюз РФ впервые заключил договор с Правительством Российской Федерации о взаимных обязательствах по улучшению обслуживания населения. С 1993 такие договоры заключались большинством потребсоюзов с местными администрациями.

Принимались и другие меры, включая государственную поддержку. За 1994-1995 гг. потребкооперация получила льготы на сумму свыше 6 трлн. рублей; из одного триллиона рублей, начисленного в фонд развития потребкооперации за эти же годы, 88 млрд. были направлены на пополнение оборотных средств; около двух трлн. рублей задолженности потребкооперации по кредитам были переоформлены правительством на внутренний государственный долг.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.