p align="left">Законодательство не располагает единым нормативным актом, который бы содержал общие правила, регулирующие основы организации административного процесса. Группировка правил проводится на уровне теоретического обобщения, для формирования полного представления о нормативном регулировании административного процесса. К общим нормам относятся: административно-процессуальные нормы, регулирующие принципы административного процесса; нормы, определяющие основы правового статуса участников административного процесса; нормы, регулирующие стадии административного процесса. Специальные нормы устанавливают конкретные правила производства по видам административных дел и содержатся в одном или нескольких нормативных актах. Система административно-процессуальных норм образует административно-процессуальное право, которое можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с разрешением административных дел в сфере публичного управления. Факт существования административно-процессуального права подтверждает статьей 72 Конституции Российской Федерации. Но в административном науке продолжается дискуссия относительно положения административно-процессуального права в системе права, в ходе которой подвергается сомнению ее самостоятельность как отрасли права. Административно-процессуальное право обладает рядом признаков, позволяющих обособить его в самостоятельную отрасль ограничив в первую очередь от административного права, основные институты которого административно-процессуальное право обслуживает, обеспечивая реализацию материальных норм. О наличии отрасли административно-процессуального права позволяет говорить наличие огромного массива административно-процессуальных норм, обладающих признаками системности правового явления. Административно-процессуальное право имеет собственный предмет правового регулирования - процессуальные правоотношения, возникающие в связи с разрешением административных дел. Административно-процессуальное право обслуживает материальные нормы личных отраслей права, не только административного материального права. Основным системообразующим отрасль права является метод предписания (обязывания). Специфика административно-процессуального права выражена также в высокой степени единства его институтов с институтами материального права, которые оно обслуживает и от которых является производным, вторичным. Административно-процессуальное право имеет своеобразную тенденцию систематизации норм, обусловленную различиями в содержании административных дел. Систематизация норм административно-процессуального права выраженного в виде обособленного кодифицированного нормативного акта возможно в пределах отдельных институтов, регулирующих однотипные производства или группы производств. Закономерность и обоснованность тенденции подтверждается наличием ряда кодексов (КоАП, Градостроительного, Кодекса внутреннего водного транспорта и т.д.) и иных консолидированных нормативных актов, регулирующих родственные материальным институты процессуального права. Очевидно, было бы методологически оправданным представлять административное право в виде единства взаимосвязанных равных по значению систем норм - материального административного и процессуального административного права, - используя применительно к ним в этом смысле термин «подотрасль административного права», наряду с другими подотраслями (например, таможенным правом). Административно-процессуальные правоотношения Правовое регулирование административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений - административно-процессуальные правоотношения, которые понимаются как урегулированные нормами административно-процессуального права правоотношения между субъектами административного процесса, возникающие в связи с разрешением административных дел. Административно-процессуальные правоотношения имеют ряд общих отличительных признаков, позволяющих выделить их в обособленную группу правоотношений. Особенности связаны с характеристиками элементов административных правоотношений: объекта, субъектов, содержания (субъективных прав и обязанностей субъектов), юридического факта. 1. Административно-процессуальное правоотношение возникает как вторичное, на основании существующего однотипного административного материального правоотношения. Важнейшим условием возникновения административно-процессуальных отношений является наличие соответствующих административно-процессуальных норм, регулирующих составом и правовые положения участников административного процесса, порядок разрешения административного дела и другие вопросы. В административном правоотношении непосредственно реализуется нормы административно-процессуального права, что опосредованно способствует реализации норм материального административного права. 2. Объектом, то есть то, по поводу чего сложились административно-процессуальные отношения, следует признать поведение (действия и бездействия) деятельность субъектов правоотношения в качестве участников процесса разрешения административного дела, участников административного производства (процедуры). Это традиционный для процессуальных отраслей права подход к определению объекта процессуальных отношений. 3. Административно-процессуальные отношения устанавливаются между субъектами, имеющими права и обязанности в качестве участника административного процесса разрешения административного дела. Субъектами административно-процессуальных отношений могут быть все субъекты материальных административных правоотношений: индивидуальные и коллективные субъекты. В административном процессе они приобретают статус участников административного производства. Следует иметь ввиду, что внешне состав субъектов административных правоотношений и участников административного процесса, то есть разбирательства по административному делу, могут не совпадать. Причина состоит в том, что в производстве по делу могут участвовать представители субъектов правоотношений (представители граждан, государственных органов и т.д.) и иные участники, действующие в интересах обладателя материальным правом, и одновременно являющегося субъектом административных правоотношений, или участвующие в процессе в иных целях (например, осуществления прокурорского надзора). 4. Содержание административно-процессуальных отношений составляют процессуальные права и обязанности субъектов правоотношений, участников производства по административному делу. Они устанавливаются административно-процессуальными нормами и в своей совокупности образуют требования процессуальной формы деятельности субъектов, порядка (процедуру) разрешения административного дела. Все административно-процессуальные нормы, в каком бы виде они не были сформулированы, могут быть истолкованы как общие или специальные требования к участниками административного процесса, и в конечном счете, как элементы их процессуального правового статуса, положения. Объем процессуальных правомочий у участников административного процесса не одинаков, что предполагает выделение нескольких групп участников: органы и должностные лица ведущие (организующие) производство по административному делу и принимающие по нему решение; участники производства, заинтересованные в определенном результате разрешения административного дела (заявитель заинтересованного лица, потерпевший, защитник и иные); участники, содействующие выяснению истины по делу (эксперты, переводчики, специалисты и другие); иные участники административного процесса (например, прокурор). 5. Административно-процессуальные отношения возникают с момента вступления субъекта правоотношений в производство по административному делу, то есть с момента действий или событий, которые свидетельствуют о начале реализации субъектом в добровольном или принудительном порядке процессуальных прав и обязанностей. Юридическими фактами, подтверждающими возникновение административно-процессуальных отношений, соответственно могут быть, например, добровольная подача жалобы, заявление о регистрации и так далее. Или принудительное, например, привлечение в качестве лица, совершившего дисциплинарный проступок, или эксперта, свидетеля по делу. Административно-процессуальная деятельность занимает наряду с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, пожалуй, ведущую роль в реализации функций, возложенных на органы внутренних дел. Они направлены как на внутренние элементы системы органов внутренних дел, так проявляется и во внешней управленческой, или, как принято говорить применительно к органам внутренних дел, административной деятельности. В деятельности ОВД имеют место различные виды производств, что определяется разнообразием разрешаемых административных дел. Это служебно-кадровые, дисциплинарные и поощрительные производства; производства по регистрации граждан по месту их жительства и пребывания, мигрантов, оружия, транспорта; лицензирование частной деятельности и охранной деятельности, иные разрешительные процедуры; масса контрольно-надзорных производств и процедур, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности; производства по жалобам граждан; основное юридическое производство - производство по делам об административных правонарушениях. Нормотворческие и иные административно-правового статуса органы внутренних дел и их должностные лица во внешней административной деятельности выступают в качестве властных участников, уполномоченных вести производство по административным делам и принимать по ним решения. При обжаловании действий органа внутренних дел или должностного лица, они участвуют в административном процессе в качестве заинтересованной стороны. Заключение Таким образом, фактическое содержание административного процесса охватывает четыре типа административно-процессуальной деятельности, реализуемой различными органами публичной власти: 5. правотворческую деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, а также субъектов, имеющих правотворческие полномочия по принятию подзаконных нормативных актов в сфере исполнительной власти; 6. положительную, организационно-процедурную деятельность по осуществлению функций и целей управления, возникающая при применении регулятивных норм материального административного права; 7. юрисдикционную деятельность по рассмотрению споров в сфере реализации исполнительной власти и по применению мер административного принуждения, в том числе административных наказаний, назначаемых судами; судебный контроль за законностью деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти. Таким образом, в административном праве фактически существует три подхода к пониманию административного процесса, которые условно можно обозначить: юрисдикционный, управленческий и действительно широкий, за пределами которого стираются границы между формами реализации норм материального права, между материальными и процессуальными нормами, между формами юридической деятельности. Тем не менее, как представляется, не вызывает обоснованных возражений утверждения о том, что юридический процесс - это: 1. сознательная целенаправленная деятельность; разновидность социального процесса; 2. этой деятельности присущ властный характер, поскольку в ней реализуются властные полномочия государственных и муниципальных органов; 3. эта деятельность имеет юридическое содержание, направлена на решение юридических дел и достижение определенного юридического результата; 4. результаты процесса оформляются в официальных юридических документах; 5. юридический процесс - это правовая форма реализации функций органов власти. Его виды и особенности организации определяются характером, видом власти, которую он обслуживает. 6. ему свойственна достаточно полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами. Таким образом, административный процесс обладает всеми признаками юридического процесса и имеет характерные особенности, что позволяет с учётом обширного массива административно-процессуального законодательства поставить его в один ряд с имеющими высокую степень организации уголовными и гражданскими процессами. В отличие, от которых административный процесс имеет более сложную структуру. Представляется, что административный процесс есть процессуально оформленная урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность субъектов публичной власти по разрешению правоприменительных и правотворческих юридических дел в сфере осуществления публичного управления и судебного контроля за ним. Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак - вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная. Административно-процессуальная норма - это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации или субъекта РФ общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении административных дел органами публичной власти. Административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности, определяемые предметом и методом правового регулирования. Система административно-процессуальных норм образует административно-процессуальное право, которое можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с разрешением административных дел в сфере публичного управления. Факт существования административно-процессуального права подтверждает статьей 72 Конституции Российской Федерации. Но в административном науке продолжается дискуссия относительно положения административно-процессуального права в системе права, в ходе которой подвергается сомнению ее самостоятельность как отрасли права. Административно-процессуальное право имеет собственный предмет правового регулирования - процессуальные правоотношения, возникающие в связи с разрешением административных дел. Административно-процессуальное право обслуживает материальные нормы личных отраслей права, не только административного материального права. Основным системообразующим отрасль права является метод предписания (обязывания). Специфика административно-процессуального права выражена также в высокой степени единства его институтов с институтами материального права, которые оно обслуживает и от которых является производным, вторичным. Административно-процессуальное право имеет своеобразную тенденцию систематизации норм, обусловленную различиями в содержании административных дел. Очевидно, было бы методологически оправданным представлять административное право в виде единства взаимосвязанных равных по значению систем норм - материального административного и процессуального административного права, - используя применительно к ним в этом смысле термин «подотрасль административного права», наряду с другими подотраслями (например, таможенным правом).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|