оследняя норма предусматривала теперь ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, что каралось лишением свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года. Второй частью этой статьи предусматривалась ответственность за те же действия в виде промысла, а равно содержание притонов, что каралось лишением свободы на срок до трех лет со строгой изоляцией См: Драган Г., Казачев Б. Наркомания и наркобизнес. - М.: Бек, 1998. С. 75.Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло постановление ВЦИК и СНК СССР on 23 мая 1928 г. "О мерах регулирования торговли наркотическими веществами". Статьей 1 указанного постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона См: Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006. С. 149.Статьей 2 постановления устанавливалось, что количество упомянутых в ст.1 средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением Народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик и советских социалистических республик Грузии, Армении и Азербайджана.Статья 3 постановления оговаривала, что перечень предприятий, имеющих право производить или продавать упомянутые ст.1 средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР, определяются законодательством союзных республик См: Майоров А.А, Маланин В.Б. Наркотики: преступность и преступления -СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002.С.90.С принятием уголовных кодексов союзных республик 1959-1961 гг. была установлена ответственность за различные незаконные действия с наркотическими веществами, появились новые составы преступлений.27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР утверждается новый УК РСФСР.УК РСФСР 1960 г. содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. В частности, согласно ст.224 устанавливалась ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Наказывалось это деяние лишением свободы на срок от одного до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических веществ См: Лапунин О.П. Наркобизнес: новая угроза России с Востока. - М.: Изд-во Института Востоковедения РАН, 1996. С.60.Новые уголовно-правовые нормы конкретизировали применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст.62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговоренные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. При осуждении этих лиц к лишению свободы они подвергались принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из места лишения свободы в случае необходимости продления такого лечения в медицинских учреждениях со специальным и трудовым режимом.В УК РСФСР 1960 года в течение последующих лет составы антинаркотических норм все более специализируются, а санкции ожесточаются, включаются новые незаконные деяния, например, склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних.Заметную поддержку укреплению контроля над наркотиками оказывали исполнительная и представительная ветви государственной власти - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Названным Указом впервые в истории отечественной юриспруденции устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (ст.44 КоАП РСФСР); вводились квалифицирующие признаки: крупные размеры наркотических средств; действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом. Устанавливаются институты уголовной ответственности за хищение наркотиков (ст.2241 УК), склонение к их потреблению (ст.2242 УК), организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств (ст.2261 УК), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст.2262 УК) См: Караганов С. А. Наркомания в России: угроза нации. Учебное пособие - М.: Изд-во «Юридическая литература», 2001. С.89.12 июня 1987 года принимается постановление Совета Министров СССР №695 "О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака", которым не допускались также посев и выращивание мака и конопли "на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании".Указом от 29 июня 1987 г. на территории РСФСР вводились новые составы преступлений в УК РСФСР, а именно: ст.2102 Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание; ст.2243 Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; ст.2251 Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли.КоАП РСФСР пополнился: ст.991 Непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов; ст.992 Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли; ст.44 Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача См: Романова Л.И. Классификация преступлений, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества. Учебное пособие.- Владивосток, 2001. С.70.Другими нормативными документами этого периода являлись постановления пленумов Верховного суда СССР/РФ о практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. Так, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. "О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ" вышло вслед за Указом от 24 апреля 1974 г. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. "О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" обобщило практику реализации Указов от 22 и 29 июня 1987 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" подвел итог переходному периоду. Спустя 5 лет принимается постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" См: Рейдин П.Н. Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт). - М.: Изд-во Академии МВД России, 1997. С. 89.С 1968 года в стране функционировали специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов. Накопленный в этой сфере опыт был учтен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) 1996 г. Среди типов исправительных учреждений УИК РФ выделяет, в частности, лечебные исправительные учреждения (п.8 ст.74).Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый, направленный в будущее план долговременных действий См: Чистова Л.И Методика расследования преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами: Учебное пособие. - М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА», 2006. С.146.Из основополагающих идей, заложенных в Концепцию, получила дальнейшее продолжение необходимость подготовки специального закона. В ходе ее реализации принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", который 8 января 1998 года был утвержден Президентом Российской Федерации.Следующим шагом стало принятие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации. СТРАТЕГИЯ государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. -М.: Юридическая литература, 2009. С.3Анализ действующего российского законодательства, позволяет определить специфику административно-правового противодействия по двум направлениям.Первое направление носит организационно-управленческий аспект и обусловливается сутью административного права как системы норм, направленных на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В рамках этого аспекта административно-правовое противодействие проявлениям наркобизнеса осуществляется путем нормативного регламентирования отдельных видов управленческой деятельности, установления административно-правового статуса государственных органов призванных осуществлять контроль за оборотом наркотических, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, оказывать противодействие незаконному обороту этих веществ См: Лебедев А.Н. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия. Учебное пособие. -М: Изд-во «ЮНИСИТИ-ДАНА», 2005. С. 95. В этой связи, принято Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.Второе направление административно-правового противодействия связывается с юридической формализацией соответствующих деяний в качестве административно-правового деликта, т.е. в качестве правонарушения, не достигшего степени общественной опасности характеризующей преступление. Эти противоправные явления не являются прямыми проявлениями наркобизнеса, они находятся в определенной зависимости от этого системного общественно опасного явления и являются так называемыми "сопутствующими" правонарушениями. К их числу в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях относятся: незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст.6.8) и потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9) См: Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция. - 2009 - №7. - С. 10.Особое значение гражданско-правового противодействия наркобизнесу определяется сущностью наркобизнеса как незаконного предпринимательства. В этой связи акцентируется внимание на формах гражданско-правового противодействия наркобизнесу, закрепленных в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах". В частности это такие меры как, например, "ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ" (ст.51); "ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ" (ст.52) См: Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Утвержден Постановлением Правительства РФ №681 от 30 июня 1998.Вместе с тем наркобизнес представляет собой единую систему противозаконной деятельности, элементы которой существуют не обособленно друг от друга, а взаимообусловлено См: Щукин В. И. Характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и вопросы организации их раскрытия и расследования. Проблемы национальной политики России по контролю за наркотиками и международное сотрудничество. -Белгород, 1998. -С.168. Кроме того важна целевая установка участников на систематическое извлечение прибыли, что является одним из факторов повышающих степень угрозы исходящей от этого вида общественно опасной деятельности.Одной из наиболее важных тенденций наблюдающегося в последние годы развития незаконного оборота наркотиков в России является активная интеграция российской организованной наркопреступности в мировую систему наркобизнеса. В настоящее время более 50% наркотических веществ поступает на российский нелегальный рынок контрабандным путем. Российская Федерация за последние годы стала объектом активной наркоэкспансии, осуществляемой, прежде всего, из центрально-азиатского региона. По экспертным оценкам, российская организованная наркопреступность за последние годы имела контакты более чем в 70 государствах мира, включая Колумбию, Тайланд, Афганистан и другие страны - производители наркотических веществ. В этой связи в Концепции национальной безопасности Российской Федерации акцентируется внимание на том, что сегодня объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по такой проблеме международной безопасности, как борьба с международным наркобизнесом.Глобализация наркобизнеса, объективно обуславливает и интеграцию систем государственно-правового противодействия этому явлению. Эта тенденция - частное проявление глобализации как процесса "трансформации государственно-правовых, политических, экономических, хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геостратегической реальности" См: Зеличенко А. Кто остановит Афганскую наркоэкспансию? // Комсомольская правда. - 2001. - 25 февраля. -С. 4.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|