реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административно-правовые отношения

реферат
p align="left">3. Сфера государственного управления -- управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Фактически все, что специфично для исполнительной власти и ее реализации, непременно находит, хотя и в различных вариациях, непосредственное проявление в этих правоотношениях. Это очевидно, так как речь идет не об обеспечении должной согласованности поведения людей и их объединений в любой общности людей (например, семья, общественное движение и т. п.), а о государственном характере подобной согласованности. Поэтому в административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме, в том или ином объеме должен найти свое выражение публично-правовой, то есть государственный интерес. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и интересов государства.

4. Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо органами государственного управления, либо органами исполнительной власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, то есть компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, то есть с процессом реализации компетенции ее субъектов.

5. Административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений. Характерно, что они преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки "самоорганизации". Например, в структурном смысле -- это образование различного рода управленческих структур, регистрация возникающих негосударственных образований и т. п. В функциональном смысле -- это повседневное регулирующее воздействие на поведение всех, кто соприкасается со сферой государственного управления, и т. п. Главное при этом состоит в том, что административно-правовые отношения, будучи по своей сути организационными, непосредственно связаны с деятельностью специальных субъектов -- органов государственного управления и возникают на основе специфических правовых норм, а именно -- административно-правовых.

6. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

7. Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

8. Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата федеральных органов исполнительной власти перед Президентом или Правительством РФ). Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право России: Учебник. - М.: Издательство «Зерцало», 2007. С. 51-59.

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ним личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование правоотношений связанных с преступлением и наказанием. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 37.

В отличие от гражданско-правового отношения в административно-правовом отношении одной из сторон является субъект, обладающий определенными государственно-властными полномочиями. В юридической литературе такие отношения рассматриваются как отношения власти и подчинения, если имеются так называемые связи между сторонами отношения. Например, когда орган государственного или местного самоуправления, реализуя свою компетенцию, рассматривает заявление или жалобу гражданина либо возлагает на гражданина определенную обязанность. Вертикальные административно-правовые отношения могут возникать между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, например, между федеральным министерством и его территориальным органом, между государственным инспектором РФ и подчиненным ему аппаратом или нижестоящим государственным инспектором.

Административно-правовые отношения и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями: 1. административно-правовые отношения - это властеотношения; 2. выделение субъекта управления в административных правоотношениях; 3. сфера государственного управления -- управляемая сфера; 4. сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты; 5. административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений; 6. административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон; 7. возникновение споров между сторонами административно-правовых отношений; 8. порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм.

3. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений

Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются:

1. при реализации гражданами и их организациями предоставленных им конституционных прав и обязанностей в сфере государственного управления;

2. при реализации субъекта публичной администрации (органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов) установленных законодательством РФ функций и полномочий в сфере государственного управления;

3. при возникновении административно-правовых споров, гражданин, их организации с органами, осуществляющими функции государственного управления, и их должностными лицами, в том числе споров, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

4. при нарушении физическими и юридическими лицами установленных законом или иными нормативно-правовыми актами правил и требований, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Для возникновения, изменения или прекращения конкретного административного правоотношения необходим еще и юридический факт, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

В административном праве к юридическим фактам относятся события (стихийное бедствие техногенного или природного характера, рождение, смерть человека); действия - правомерные (ликвидация юридического лица, регистрация прав на недвижимость, зачисление в учебное заведение) и неправомерные (совершение административного правонарушения, незаконное административное задержание, возложение на лицо не предусмотренной законом обязанности и т.п.).

Административные правоотношения возникают только при наличии определенного юридического факта.

Можно отметить так же, что административно-правовые отношения могут возникать как по инициативе органов (должностных лиц) публичной администрации, так и по инициативе граждан и их организаций (должностных лиц).

В связи с этим модно обратиться к классификации административно-правовых отношений по их назначению и содержанию на внутриорганизационные (внутрисистемные), когда они возникают в рамках одного органа управления, и внешние, когда одним из субъектов такого правоотношения является не подчиненные органу публичной администрации гражданин или организация. Хаманаева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2004. С. 58-62.

В данном вопросе мы выяснили, что для возникновения, изменения или прекращения конкретного административного правоотношения необходим юридический факт, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

Заключение

В соответствии с поставленными задачами при написании контрольной работы можно сделать следующие выводы.

Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. С. 21.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

Разобрали также виды административных правоотношений по различным критериям: 1) по основаниям возникновения; 2) в зависимости от назначения административно-правовых норм; 3) по структуре объекта; 4) по соотношению прав и обязанностей сторон; 5) в зависимости от целей деятельности; 6) по составу участников. Соответственно: возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивными и охранительными; внутриаппаратными и внеаппаратными.

Административно-правовые отношения и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями: 1) административно-правовые отношения - это властеотношения; 2) выделение субъекта управления в административных правоотношениях; 3) сфера государственного управления -- управляемая сфера; 4) сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты; 5) административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений; 6) административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон; 7) возникновение споров между сторонами административно-правовых отношений; 8) порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм.

Возникновение, изменение или прекращение конкретного административного правоотношения происходит только при наличии определенного юридического факта, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

Список использованной литературы

1. Агапов А.Б. Учебник административного права. М.: 2006. - 316 с.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право России: Учебник. - М.: Издательство «Зерцало», 2007. - 712 с.

3. Бахрах Н.Д. Административное право России. Издательство НОРМА. М.: 2000. - 301 с.

4. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. М.: Издательство Юристъ, 2006. - 318 с.

5. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 320 с.

6. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. М.: Волтерс Клувер, 2004. - 567 с.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М.: 2004. - 425 с.

8. Осинцев Д.В. Административное право (конспект лекций и схемы). УрАГС, 2006. - 280 с.

9. Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы. М.: 2006. - 283 с.

10. Хаманаева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2004. - 556 с.

11. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 512 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.