Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения Содержание Введение 1. Понятие административных правоотношений и их виды 2. Основные черты административно-правовых отношений. Их соотношение с другими правоотношениями 3. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений Заключение Список использованной литературы Введение Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, уголовному праву - регулирование правоотношений связанных с преступлением и наказанием. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой поведения сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемое нормой и т.п. Административные правоотношения обеспечиваются силой государственного принуждения. Основная цель работы - учебная, получить теоретические знания по данной теме, усвоить виды, черты административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений. Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи: ѕ Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»; ѕ Виды и основные черты административно-правовых отношений; ѕ Их соотношение с другими правоотношениями. ѕ Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений. 1. Понятие административных правоотношений и их виды Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму - становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи - правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права. Административные правоотношения являются разновидностью правовых отношение, в силу чего для них характерно все то общее, что свойственно любому правовому отношению. Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. С. 21. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности. Особенности административных правоотношений: 1. обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации; 2. в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями); 3. данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон; 4. в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством; 5. разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами). Существует значительное разнообразие административных правоотношений. Классификация административно-правовых отношений может проводиться по различным основаниям. Наиболее значимо при этом выяснение, прежде всего характера управленческих связей. С этих позиций можно выделить: 1. Отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти. В рамках такого рода отношений соответствующий субъект исполнительной власти осуществляет непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие на поведение управляемых участников этих отношений. Естественно, что именно им принадлежит главенствующая роль в общей системе административно-правовых отношений. Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями и учреждениями, на которых действующим правом возлагаются определенные административно-правовые обязанности. 2. Отношения, которые складываются за рамками непосредственного управляющего воздействия, но связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение по отношению к первому - основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект - субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект - объект». Фактически речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной и учебной литературе по административному праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения положен юридический характер взаимодействия их участников. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. С. 26. Административные правоотношения классифицируются по различным критериям. 1. По основаниям возникновения административно-правовые отношения выделяются, возникающие, изменяющиеся прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов, и деликтные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений. 2. В зависимости от назначения административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административные правоотношения. Материальные - это отношения, урегулированные нормами материально-административного права, а процессуальные - отношения урегулированные процессуальными нормами административного права. 3. По структуре объекта надо различать простые и сложные административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей предпосылки организационные отношения. Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях он является единственным. В сложных административных правоотношениях объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права: а) имущество; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности; д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ). 4. По соотношению прав и обязанностей сторон выделяются вертикальные и горизонтальные административные правоотношения. Вертикальными обычно признаются административные правоотношения, основанные на властном подчинении одной их стороны другой. Вертикальные правоотношения являются правоотношения в которых субъекту, имеющему правомочия принимать решения в отношении другой стороны, последняя не подчинена ни в административном, ни в юридическом правоотношении, а принятое решение не является для нее обязательным. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Административное право России: Учебник. - М.: Издательство «Зерцало», 2007. С. 38-39. 5. В зависимости от целей деятельности административно-правовые отношения могут быть регулятивными и охранительными (деликтные). Первые регулируют права и обязанности органов государственного управления, граждан и организаций, а вторые - порядок осуществления полномочий конкретных органов. Хаманаева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2004. С. 54. 6. По составу участников правоотношения могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными. Во внутрипартийных административных правоотношениях обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во внеаппаратных административных правоотношениях обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. С. 26. В данном вопросе мы рассмотрели понятие административных правоотношений и классификацию их видов по различным критериям: 1) по основаниям возникновения; 2) в зависимости от назначения административно-правовых норм; 3) по структуре объекта; 4) по соотношению прав и обязанностей сторон; 5) в зависимости от целей деятельности; 6) по составу участников. Соответственно: возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивными и охранительными; внутриаппаратными и внеаппаратными. 2. Основные черты административно-правовых отношений. Их соотношение с другими правоотношениями На особенности административных правоотношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы. Особенности административно-правовых отношений и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями. 1. Широко распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего -- гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах "власть -- подчинение". Для подобной их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование формулы "властеотношения" требует многих уточнений, разъяснений и дополнений. В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Классическим примером отношений равенства сторон являются гражданско-правовые отношения. 2. Природа государственно-управленческой деятельности диктует необходимость выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как "команда"; это -- мостик к формуле "власть -- подчинение". Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях -- налицо соподчииенностъ воль. Соответственно, с одной стороны -- авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой -- подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования поведения управляемых через их волю, их волевое, а не организационное подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.
Страницы: 1, 2
|