p align="left">Конституция СССР не делает для военнослужащих исключений и в области личных свобод граждан (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести). Как и все граждане, военнослужащие пользуются правом на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство, имеют право обращаться с жалобой на действия должностных лиц в государственные органы и общественные организации, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. В то же время принцип политического и гражданского равноправия военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность за исполнение конституционных обязанностей, продиктованных высшими интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских граждан. На воинов Вооруженных Сил в полной мере распространяется установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей” Основы советского военного законодательства”, учебник для высших военно-политических училищ, Военное издательство министерства обороны, Москва 1978 год. С. 79, 80.. Но все же права военнослужащих отличались от прав других граждан в силу специфики военной службы: “В то же время нельзя упускать из виду, что правовое положение военнослужащих по сравнению с положением других граждан имеет определенные особенности, вытекающие из специфики военной службы, из необходимости поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил. Например, право на образование реализуется военнослужащими преимущественно через систему военно-учебных заведений; повседневная служебная деятельность военнослужащих регламентируется нормами военного законодательства, трудовое законодательство на них не распространяется. Есть особенности и в порядке осуществления некоторых других прав граждан. Военно-служебные права и обязанности военнослужащих - это права и обязанности, которые, базируясь на конституционных, возникают у граждан в связи с зачислением их в ряды Вооруженных Сил и прохождением действительной военной службы. Они установлены законом СССР о всеобщей воинской обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями, руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям осуществления военно-служебные права и обязанности подразделяются на общие, должностные и специальные” Там же. С. 81. Но кроме всеобщих прав и прав обусловленных спецификой военной службы Советское государство предоставило военнослужащим дополнительные права (льготы): “Военнослужащие Вооруженных Сил СССР наряду с правами, предоставленными всем советским гражданам, пользуются рядом дополнительных прав - специальными льготами (преимущественными), которые предоставляются им и их семьям в связи с характером и особенностями военной службы” Там же. С. 127.. Льготы военнослужащим и их семьям относились к различным областям производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них предоставлялись при прохождении действительной военной службы, другие - при увольнении в запас или отставку. Особую группу образовали льготы инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов. Действовавшие в то время льготы военнослужащим и их семьям были установлены Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей 1930 г., Законом СССР о всеобщей воинской обязанности и другими правовыми актами. Нормативные акты, определяющие различные льготы для военнослужащих, были рассмотрены в первом параграфе данной работы. Кроме того следует указать еще “Примерное положение о районном совете депутатов трудящихся” и “Примерное положение о городском, районном в городе совете депутатов трудящихся”, одобренные Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года, а также “Примерное положение о сельском, поселковом совете депутатов трудящихся” одобренное Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 08 апреля 1968 года. Данные положения возлагали на Советы депутатов трудящихся обязанности по трудоустройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан и т. д. В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР “О прапорщиках и мичманах Вооруженных Сил СССР” было установлено, что: “…прапорщики, мичманы и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством СССР для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей…” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 337. Так же следует указать, что основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года устанавливали гарантии для рабочих и служащих на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, в том числе и на время службы по призыву (ст.47), обязывали работодателя выплачивать выходное пособие работникам в связи с призывом на действительную военную службу (ст. 19), а сам призыв рассматривался как основание для прекращения трудового договора (ст. 15). Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике Афганистан, были установлены льготы Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 года № 989 “О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей” § 3. Законодательство России после 1993 года. Особенность военного законодательства России данного периода состоит в том, что оно учитывает опыт аналогичного законодательства зарубежных стран, а также практику внутреннего законодательства, связанную с изменением характера собственности, переходом к рынку, департизацией армии и разделением властей. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, потребовала коренного изменения законодательства нашей страны. Этот процесс не мог не коснуться армии, где практически вся жизнь и быт регламентированы различными нормативно-правовыми актами. В январе 1993 года был принят Закон “О статусе военнослужащих”, который: “…устанавливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” Законы России: “Военный пакет”, Москва 1993 год. С. 5.. Но данный закон был принят до 12 декабря 1993 года, поэтому с принятием Конституции РФ он потребовал доработки, тем не менее, этот закон продолжал действовать (с различными изменениями и дополнениями) до 1998 года, когда был принят новый закон “О статусе военнослужащих”. В Закон 1998 года тоже вносились изменения и дополнения (Федеральные законы от 31 декабря 1999 года № 229-ФЗ, от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ СЗ Российской Федерации, 2000, № 1, ч. II, ст. 12; № 26, ст. 2729; 2001, № 13, ст. 1148.). Данный Закон устанавливает, что “статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации” Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331. Закон “О статусе военнослужащих” 1998 года определяет, какие граждане имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обязанности и ответственность военнослужащих. С принятием этого закона Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1993 года и поправки, вносившиеся в него, утратили силу. В январе 1995 года был принят Федеральный закон “О ветеранах” СЗ Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168, определяющий категории ветеранов и меры их социальной защиты. Поправки в данный закон вносились в 2000 году, и на сегодняшний день, с учетом поправок, этот закон продолжает действовать. 28 марта 1998 года принимается закон “О воинской обязанности военной службе” СЗ Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475. Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Федеральные законы РФ от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ внесли поправки в закон 1998 года “О воинской обязанности и военной службе”, с учетом которых он продолжает действовать по настоящее время. Конкретные вопросы прохождения военной службы определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237. Некоторые дополнительные меры социальной защиты военнослужащих прописаны в Указе Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 года № 791 “О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву” (с изменениями от 12 октября и 11 ноября 1998 года) и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 1999 года № 495 “О некоторых вопросах прохождения военной службы по призыву”. Вещевое обеспечение военнослужащих определяется Положением о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 605, Федеральным законом “О статусе военнослужащих” и целым рядом других нормативно-правовых актов. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей осуществляется через систему военной торговли, которая была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 873 “О создании единой системы военной торговли”. Все военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному страхованию, условия которого регламентируются Федеральным законом от 28 марта 1998 года “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции” СЗ Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1474; № 30, ст. 3613. Льготы по проезду на транспорте устанавливаются и регламентируются Федеральным законом “О статусе военнослужащих” постановлением Правительства Российской Федерации “О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом “О статусе военнослужащих”” СЗ Российской Федерации, 1994, № 12, ст. 1397 от 6 июля 1994 года № 806, приказом Министра обороны РФ “О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” от 2 сентября 1994 года № 300. В области здравоохранения военнослужащие имеют ряд льгот, которые регламентируются большим количеством нормативно-правовых актов. Это Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке возмещения, расходов связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” СЗ Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570 от 26 сентября 1994 года № 1093, Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” СЗ Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4561; 1996, № 51, ст.5680; 1997, № 47, ст.5341; 1999, № 16, ст.1937; № 28, ст.3460 и другие. На основании вышеизложенного можно сказать, что законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что не все законы работают в нашей стране. Примером может служить пункт 2 статьи 12 Федерального закона РФ “О статусе военнослужащих”, где сказано, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих, но в течение 2001 года ожидаемого повышения денежного довольствия военнослужащих так и не произошло. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ § 1. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные. Это деление сохранилось по сей день и прописано в Федеральном законе “О статусе военнослужащих”. Общими обязанностями являются: “Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|