p align="left">- по юридическим свойствам; - по форме выражения; - по сроку действия; - по территории действия; - по органам, их издающим; - по характеру компетенции; - по наименованию; - по функциональной роли; - по порядку принятия. Юридические свойства являются основным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридиче-ским свойствам правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и нормативно-индивидуальные. Нормативными актами органов государственного управления являются такие акты, которые содержат в себе нормы права. Им присущи признаки, ко-торые имеют любые нормативные акты (содержат общеобязательные нормы права, рассчитаны на неоднократное применение, их действие распространяется на неопределенный круг лиц и т.п.). Понятие нормативного правового акта в настоящее время пока не нашло отражение в законодательстве России. Между тем дефиниция нормативного правового акта предложена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону»1. В соответствии с данным поста-новлением нормативным правовым актом является изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа ме-стного самоуправления, иного органа или должностного лица, устанавливаю-щий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие незави-симо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, преду-смотренные актом. Нормативные акты управления, несмотря на их важность и значимость, выполняют свое назначение -- исполнение, проведение в жизнь законов. Явля-ясь одним из наиболее емких источников административного права, они регу-лируют общественные отношения во всех сферах общественной жизни. Норма-тивными актами управления, в частности, устанавливается правовое положение министерств и ведомств России, закрепляются полномочия органов исполни-тельной власти субъектов РФ и др. Неотъемлемую часть системы правовых средств, с помощью которых осуществляется государственное управление, составляют индивидуальные ак-ты. Они не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенный адресат, вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений. С их помо-щью осуществляется применение требований законов и нормативных управ-ленческих актов к конкретным обстоятельствам, оперативно решаются текущие управленческие задачи. Индивидуальные акты управления не одинаковы. Различаются оператив-но-исполнительные и правоохранительные (юрисдикционные) акты. К первым относятся акты применения норм права. С их помощью реализуются диспози-ции норм права. Правоохранительные акты обеспечивают охрану прав и свобод граждан от нарушений. К таким актам относятся, например, приказ начальника органа внутренних дел о наложении на подчиненного дисциплинарного взы-скания, постановление о назначении административного наказания и т.п. Нормативно-индивидуальные акты управления содержат в себе одновре-менно и нормы права, и решения по индивидуальным делам. Здесь наряду с общими правилами содержатся предписания, относящиеся к индивидуальным субъектам. По форме выражения правовые акты управления могут быть словесные и конклюдентные. По сроку действия различают акты срочные, бессрочные и временные. Если в акте управления указан срок его действия, то он является срочным и по истечению этого срока утрачивает свою силу. В том случае, когда срок акта не обозначен, он является бессрочным и действует до того времени, когда его от-менят. Временные акты действуют в течение указанного в акте срока. Они, как правило, связаны с непродолжительным сроком действия. По территории действия правовые акты управления делятся на следую-щие виды: - действующие на всей территории РФ; - действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерритори-альные); - действующие на территории отдельного субъекта РФ; - действующие на территории муниципального образования; - действующие на территории предприятия, учреждения (локальные). В зависимости от органов, издающих правовые акты управления, разли-чают акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполни-тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местно-го самоуправления, а также акты руководителей предприятий и учреждений. По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты управления, они делятся на акты общей, межотраслевой, отраслевой и специ-альной компетенции. Эта классификация связана с особенностью органа госу-дарственного управления, в компетенцию которого входит издание того или иного акта. Так, акты общего управления издаются Правительством РФ, администрациями субъектов РФ и другими органами исполнительной власти общей компетенции. Издание актов специальной компетенции связано с дея-тельностью органов внутренних дел, налоговых органов, антимонопольных ор-ганов и др. По наименованию правовые акты управления могут быть представлены в виде: указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений, правил, решений и др. При этом следует иметь в виду, что за каж-дым видом органа государственного управления законодательно закреплена возможность издания соответствующих актов управления. Так, Правительство РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает постановления и распоряжения. Министр внутренних дел вправе издавать приказы, распоряже-ния, инструкции, наставления, директивы. По функциональной роли различают акты плановые, методические, кадро-вые, финансовые и др. Данная классификация определяется теми функциями (основным направлением деятельности) органа управления, с осуществлением которых связывается принятие того или иного акта. Деление актов управления на коллегиальные и единоличные обусловлено их порядком принятия. Каждый вид органа государственного управления имеет свою структуру, взаимосвязи между руководителем и подчиненными, способы решения подведомственных вопросов. Так, Правительство РФ, являясь колле-гиальным органом, принимает акты на своем заседании. В единоначальном ор-гане (например, в органе внутренних дел), где ответственность за деятельность возложена на начальника, принимаются единоличные акты. Правовые акты управления должны отвечать определенным требованиям. Их соблюдение обеспечивает эффективность актов и успешное решение управ-ленческих задач. Все требования можно разделить на две группы: требования законности и требования целесообразности. Наиболее значимыми являются требования законности. Круг этих требо-ваний по объему значителен. 1. Правовые акты должны соответствовать Конституции РФ, федераль-ным законам, актам вышестоящих органов. Это требование закреплено ст. 15 Конституции РФ. Оно означает недопустимость каких бы то ни было отступле-ний от норм законов, иных актов вышестоящих органов государственной вла-сти и управления. Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Основного закона России и принятых в соответствии с ним актов законодательства. 2. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетен-цией органа (должностного лица), только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав. Прежде чем приступить к решению то-го или иного вопроса путем издания акта, необходимо удостовериться, отно-сится ли он к предмету ведения органа. Другими словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия данного органа. Как несоблюдение указанного требования следует рассматривать реше-ние вышестоящим органом (должностным лицом) вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов (должностных лиц). Например, начальник районного отдела внутренних дел является вышестоящим должностным ли-цом по отношению к начальнику отделения ГИБДД этого же отдела. Однако он не может рассмотреть материалы дела об административном правонаруше-нии, связанном с несоблюдением правил дорожного движения, и назначить в отношении виновного лица административное наказание. Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объ-ема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение административного пра-вонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах», может назначить ад-министративный штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда. Вместе с тем для того, чтобы назначить за данное правонарушение до-полнительное наказания в виде конфискации оружия и патронов к нему, на-чальник РОВД должен передать материалы дела судье. Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Особые требования предъявляются к нормативным правовым актам управления. По-этому они закрепляются в нормативных актах вышестоящих органов. Так, об-щие правила подготовки и издания нормативных правовых актов органов ис-полнительной власти установлены постановлением Правительства РФ от 13 ав-густа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных пра-вовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государствен-ной регистрации» (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 3. Правовые акты управления должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное лицо) имеет право издавать лишь те акты, которые для него пре-дусмотрены. Например, Правительство РФ по вопросам своей компетенции из-дает постановления и распоряжения. Для Президента России характерными яв-ляются указы (нормативные и индивидуальные). 4. Акты управления должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. В законодательстве рассматриваемое требование регламентировано довольно четко. Неподписанный акт остается решением, не имеющим юриди-ческой силы. Акт, подписанный некомпетентным субъектом, не является за-конным. Указы и распоряжения Президента РФ подписываются только самим Президентом. Постановления и распоряжения Правительства России подписы-ваются председателем Правительства РФ, а в его отсутствие -- лицом, испол-няющим такие обязанности. Акты иных органов подписываются руководите-лем соответствующего органа, а в его отсутствие -- лицом, исполняющим обя-занности. 5. Обязательным условием акта управления является доведение его со-держания до адресата. Это требование является обязательным для всех право-вых актов управления. Так, акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в официальных источниках. К таким источни-кам относятся «Российская газета», «Собрание законодательства РФ». Кроме того, они могут быть переданы в установленном порядке для опубликования в иных органах печати, обнародования по телевидению, радио и т.п. Порядок опубликования правовых актов управления установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ публикуются в соот-ветствующих изданиях этих субъектов. Например, акты органов исполнитель-ной власти Нижегородской области публикуются в газете «Нижегородские Но-вости». 6. Соблюдение в правовом акте необходимых реквизитов относится к важным требованиям процессуального порядка. К таким требованиям относят-ся, в первую очередь, вид акта; обозначение органа, принявшего (издавшего) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия ак-та, его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты. Ввиду многообразия правовых актов управления, различным может быть и срок вступления их в силу. Правовой акт вступает в силу: - с момента принятия; - по истечении семи дней после дня его первого опубликования; - со дня подписания; - со дня получения адресатом (если содержит сведения, составляющие государственную и иную, охраняемую законом тайну); - с наступления срока, указанного в акте; - с наступления срока, указанного в другом акте. Различные виды правовых актов управления имеют разные сроки вступ-ления в законную силу. Так, Акты Президента РФ, имеющие нормативный ха-рактер, по общему правилу вступают в силу на всей территории России одно-временно по истечении семи дней после их опубликования. Акты правительст-ва РФ, федеральных органов исполнительной власти вступают в силу со дня их подписания (принятия). Нормативные правовые акты органов государственного управления, за-трагивающие права и законные интересы граждан, подлежат обязательной ре-гистрации. Орган исполнительной власти, издавший подобный акт, подает не-обходимые документы в Министерство юстиции. Затем документы рассматри-ваются и изучаются, составляется заключение о законности акта, представлен-ного на регистрацию. После этого заключение утверждается и нормативному правовому акту присваивается регистрационный номер. Срок государственной регистрации составляет семь дней и исчисляется с момента получения доку-ментов о регистрации органами юстиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|