реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административно-правовые формы государственного управления

реферат
p align="left">Таким образом, представляется, что действия, удостоверяющие в уста-новленной форме факты, имеющие юридическое значение (выдача паспорта, водительского удостоверения и т. д.), не влекут для граждан юридических по-следствий, а потому также не могут относиться к правовой форме управления. Правовые (юридические) последствия наступают непосредственно от наделе-ния субъекта права каким-либо специальным правом, но не от выдачи докумен-та, его удостоверяющего.

Значит, правовая форма государственного управления может выражаться лишь в издании нормативных или индивидуальных (правоприменительных) правовых актов управления.

Определение и исследование понятия, видов правовых актов управления и требований, предъявляемых к ним, будут рассмотрены в отдельной главе. Следует лишь отметить, что все правовые формы государственного управления по целенаправленности подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние правовые формы деятельности имеют место внутри органи-зации, ведомства, органа. Они используются для решения организационно-штатных вопросов, для руководства сотрудниками, подразделениями. Их внешнее выражение проявляется в издании нормативных или индивидуальных правовых актов управления, регулирующих организационные отношения внут-ри субъекта права.

Внешние правовые формы деятельности затрагивают интересы несколь-ких субъектов государственного управления. Они проявляются вне организа-ции, ведомства в издании уполномоченным субъектом права нормативных или индивидуальных правовых актов управления для решения непосредственно тех задач, для которых он и был создан.

Рассмотренная классификация форм государственного управления в за-висимости от наступивших последствий является основной и представляющей наибольший интерес для административного права. Вместе с тем существуют классификации форм государственного управления по иным критериям.

Так, в юридической литературе выделяют классификацию форм государ-ственного управления по степени юридического выражения, достигаемым ре-зультатам, направленности, объему, адресату, характерам и, методам решения вопросов компетенции, субъектному выражению, инициативности, условиям применения, отношению к другим субъектам государственной власти, особен-ностям объекта управляющего воздействия, юридическому содержанию и т. д.

Таким образом, государственное управление как вид деятельности может быть выражено только в правовой форме. Непосредственным выражением пра-вовой формы государственного управления, в свою очередь, являются издавае-мые уполномоченными субъектами (органами государственного управления) нормативные и индивидуальные (правоприменительные) правовые акты управ-ления.

Административно-правовая форма может быть представлена мно-гообразно, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание пра-вовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, вле-кущие определенные юридические последствия или имеющие опреде-ленную юридическую направленность (регистрационные, разреши-тельные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечи-тельные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управ-ления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отно-шения в сфере государственного управления (внешняя направлен-ность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по масштабности: вся система исполнительной власти (госу-дарственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: про-цедурные (например, подготовка и принятие управленческого реше-ния) и процессуальные (например, в рамках административного про-изводства) ;

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнитель-ной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жало-бам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представитель-ными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооператив-ные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивиду-альные объекты);

м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретитель-ные либо предписывающие.

Таким образом, исполнительная власть имеет только юридичес-кие формы своего выражения (власть не может быть выражена в семи-нарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управ-ления.

Вопрос 2. Правовые акты управления.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:

а) правовой акт управления (таково его наиболее распространен-ное обозначение) представляет собой юридический вариант управлен-ческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должно-стное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуаль-ный) , возникающий в процессе его деятельности, в интересах реали-зации задач и функций исполнительной власти;

б) правовой акт управления издается только полномочным субъ-ектом исполнительной власти или государственно-управленческой де-ятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

в) правовой акт управления -- юридическо-властное волеизъяв-ление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управлен-ческой деятельности;

г) правовой акт управления -- одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризу-ющими исполнительную власть в целом;

д) правовой акт управления содержит в себе юридически-власт-ное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) правовой акт управления определяет правила должного пове-дения в сфере государственного управления;

ж) правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения администра-тивно-правовых отношений (административно-правовые нормы), ли-бо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

з) правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) ак-там вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к) правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, до-кладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и прове-рок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юриди-ческое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты уп-равления со всеми присущими им юридическими качествами;

л) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и уст-но (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);

м) правовой акт управления с учетом ранее изложенных его ка-честв издается с соблюдением определенных, официально установлен-ных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр. Общие пра-вила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ве-домственного характера либо предусматривающие процедуру подго-товки и утверждения управленческих актов применительно к отдель-ным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте заседаний Правительства Российской Федерации, в Поло-жении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);

н) правовой акт управления может быть в установленном дейст-вующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;

о) правовой акт управления в случае несоблюдения содер-жащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, насту-пает дисциплинарная или административная ответственность).

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на за-коне одностороннее юридически-властное волеизъявление полно-мочного субъекта исполнительной власти, направленное на уста-новление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредствует взаимоотношения между сторонами управленческих отношений, точ-нее -- между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы де-тализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов госу-дарственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается фина-нсовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

Правовые акты управления отличаются от актов судебных орга-нов государственной власти своим преимущественно позитивным ха-рактером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с це-лью упорядочивающего воздействия на различные стороны государст-венной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выражен-ный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрис-дикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управ-ления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, пра-вовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

Правовые акты управления иногда характеризуются как конклюдентные.

Взятый из гражданско-правового лексикона этот термин призван охарактеризовать часто встречающиеся в управленческой практике повеления, не имеющие характера, например, письменного акта. Это -- сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак и т.п. Больше оснований, однако, не рассматривать подобные повеления как правовые акты управления, поскольку в них получают свое опосредст-вованное выражение соответствующие административно-принуди-тельные меры, обеспечивающие общественную безопасность и поря-док в сфере государственного управления. Несоблюдение таких пове-лений может повлечь за собой издание правового акта (например, о привлечении к административной ответственности).

Виды правовых актов управления

Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. В механизме правового регулирования они выполняют многоплановые функции. С их по-мощью разрешается множество самых различных по своей сложности и содер-жанию задач, возникающих в ходе государственного руководства обществом. В этих условиях большое теоретическое и практическое значение имеет клас-сификация актов управления по видам и группам в зависимости от их свойств и признаков.

В научной литературе наиболее распространенной является классифика-ция правовых актов управления по следующим критериям:

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.