|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Реферат: Внешнеэкономические внешние связи Санкт-Петербурга
|
|
|
Таблица 3: структура экспорта/импорта.
| Всего | В том числе: | | Экспорт | Импорт | Дальнее зарубежье | Страны СНГ | | | | Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | Всего | 2101,5 | 2329,2 | 1962,9 | 2129,5 | 138,6 | 199,7 | в том числе: | | | | | | | Продовольственные товары и сырье для их производства | 25,2 | 1138,2 | 17,8 | 1030,6 | 7,4 | 107,6 | продукция топливно-энергитического комплекса | 16,4 | 11,7 | 14,9 | 11,7 | 1,5 | 0,0 | продукция нефтехимического комплекса | 135,4 | 251,5 | 123,7 | 239,7 | 11,7 | 11,8 | Кожевенное сырье, меха и изделия | 10,5 | 2,5 | 10,4 | 2,3 | 0,1 | 0,2 | Древесина и изделия из нее | 162,7 | 98,7 | 156,7 | 93,8 | 6,0 | 4,9 | Одежда, обувь | 49,8 | 16,1 | 48,0 | 12,2 | 1,8 | 3,9 | Черные и цветные металлы | 433,2 | 103,6 | 425,0 | 83,4 | 8,2 | 20,2 | Продукция машиностроения | 1135,7 | 530,8 | 1041,3 | 496,3 | 94,4 | 34,5 | Прочие товары | 132,6 | 176,1 | 125,1 | 159,5 | 7,5 | 16,6 |
Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.
Диаграмма 4.
Диаграмма 5
1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург
По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым годом. На
импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского кризиса
1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому кварталу
1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время импорт
определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным спросом
населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и
иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта
приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения
(23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего
объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из цветных
и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной номенклатурой
товаров, среди которых следует отметить продукцию машиностроения,
продовольствие, минеральное топливо.
Диаграмма 6.
Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности
Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-
представительств города за рубежом:
- Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более
10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20 совместным
проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10
предприятий наладили экспорт своей продукции в Финляндию, заключены сделки
на общую сумму около 50 тыс.долл США;
- Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10
международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового
сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских мероприятий -
деловых встреч - в Лондоне и Санкт-Петербурге;
- Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне
способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем
составил 20 млн.долл.США;
- Начало свою деятельность представительство петербургского фонда
"Ямато" в Токио.
Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
- В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу
(трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе
делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские
контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран,
а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и
Туркмению;
- Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;
- Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс"
провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в
Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации
производителей программного обеспечения.
Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках: в
2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная
выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны
- Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий),
выставка для организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция,
около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань -
Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что,
- во-первых, особое место Петербурга в России во многом
связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп
отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;
- во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом
определяется развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы.
Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и
Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта
и 37% импорта Санкт-Петербурга.
Глава II.
2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.
2.1.1.Сотрудничество с ЕС
В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами.
“Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как
внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается
на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто
не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром
является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не
только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на
страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”.
[13]
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде
всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:
- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских
сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);
- Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);
- Российским бюро по использованию консультационного
технического содействия ЕС (Москва, РФ);
- Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
- Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС
“Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению
своих проектов с использованием механизмов международных европейских и
региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган
Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона
Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ
ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для
стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного
сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества
стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием
механизмов международных региональных организаций этого региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных
инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие
программы международных европейских и балтийских региональных организаций.
В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими
аккредитацию в ЕС являются:
- Совет Государств Балтийского моря;
- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;
- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского
моря;
- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов
России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и
международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было
получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за
вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и
программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем
финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых
институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,
безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой
экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые
вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок
оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми
организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с
ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая
сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила
40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64
проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди
них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны
Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее
время намечается активизация работы по проектам технического содействия по
линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде
всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской
области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество
Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и
знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих
интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС
значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации
программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное
влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему
безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее
политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе
России.
2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря.
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны
Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними
одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и
прежде в всего в следующих областях:[14]
- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении
развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного
потенциала Санкт-Петербурга;
- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих
технологий;
- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и
реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической
городской среды;
- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека,
включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации,
борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных
и техногенных катастроф;
- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок,
включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные
коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны
и транспортные терминалы;
- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена
информацией и туризма;
- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и
здравоохранении.
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и
региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных
программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди
них можно выделить наиболее значимые:
- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в
Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,
предложенной Правительством Финляндии;
- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -
Европейские ворота России”;
- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;
- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город
культуры - 2003”.
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с
Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии
развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с
Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии
прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря
осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета
государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,
основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет
старших должностных лиц и Рабочие группы :
- по содействию демократическим институтам и правам человека;
- по экономическому сотрудничеству;
- по ядерной безопасности;
- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,
включающим права национальных меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,
Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,
Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации
принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от
России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в
г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие
Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных
дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре
(Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило
приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по
трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-
участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,
создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств
стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою
поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое
будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей
Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание
сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в
политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных
организаций является важным дополнительным элементом межправительственного
сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в
плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на
рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС -
Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря
позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;
- Развитие Северо-Западного речного порта;
- Кольцевая автомобильная магистраль.
Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда
входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на
берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств
Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов
Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных
форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных
проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-
Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:
- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на
региональном уровне;
- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной
миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;
- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.
Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная
организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского
моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга.
В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего
сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и
СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в
Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской
Федерации.
Заключение.
В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-Петербург
не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной
работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его
международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии
внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское
направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по
международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные
связи.
Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что ему
удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.
В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую наглядную
картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых
других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:
Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на
экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место,
как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные
кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как
регионального, так и международного масштаба.
Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что
для автора являлось не менее важной целью.
Список использованных материалов.
Периодические издания:
1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте
проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:
Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В.
Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. -
(Studia politica; Вып.3).
2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.
В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.
3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9
ноября 2000.
4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5
марта 2001.
5. Миронов С. «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад
№20(27), 27 ноября 2000.
6. Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. -
СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001.
7. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в
работе международных организаций. – Комитет по внешним связям Администрации
Санкт-Петербурга, 2000.
8. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI
век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь
2000.
9. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-
экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.
10. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).
11. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.
Интернет-источники:
1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания
«Эксперт»: http://www.expert.ru.
2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга:
http://www.spb.ru.
3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг:
http://www.rbc.ru.
[1] - Миронов С. “Всемирный отель
«Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000г.
[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”//
«Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000г.
[3] - Геополитическое положение России:
представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.
[4] - Там же.
[5] - Инфраструктурный потенциал
характеризует экономико-географическое положение и его инфраструктурную
обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует степень развития
ведущих институтов рыночной экономики.
[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000.
№41(253). Электронная версия, адрес http://www.expert.ru.
[7] - Данные предоставлены Комитетом по
внешним связям Администрации Санкт-Петербурга (справочная служба, адрес
www.spb.ru).
[8] - Развитие международной деятельности
Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. -
Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" //
"Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001.
[10] - Стратегический план
Санкт-Петербурга. - Международный центр социально-экономических исследований
"Леонтьевский центр", 1998г.
[11] - Здесь и далее в этой главе данные
предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.
[12] - Вардомский Л.Б.
«Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации»
// Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу
"Политическая регионалистика"/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М.,
СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).
[13] - Россия и основные
институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д.
Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.
[14] - По материалам документа «Развитие
международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе
международных организаций». - Комитет по внешним связям Администрации
Санкт-Петербурга, 2000.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|