правительство РФ и региональные администрации получат в общей сложности 23,3,
а Казахстан — 8,2 млрд. долларов.
Как показывают события последних лет, разведка и добыча топливно-
энергетических ресурсов являются только частью программы совместного
сотрудничества в освоении месторождений прикаспийских государств. Сегодня
нефтегазовые ресурсы стали одним из основных факторов мировой политики.
Глобальные процессы современного развития прямо или косвенно связаны с
энергоресурсами, надежный доступ к которым входит в число основных
приоритетов любого государства. Поэтому любые крупные проекты по освоению
запасов нефти и газа и их транспортировке могут быть как примером широкого
международного сотрудничества, так и примером раздора и конфронтации.
Практически все нефте- и газодобывающие страны мира имеют в своем арсенале
энергетическую дипломатию, в рамках которой государство защищает и лоббирует
интересы топливно-энергетического комплекса на мировых рынках.
Особую трудность представляет проблема будущей транспортировки нефти и газа
из Прикаспийского региона. Причем экономическая целесообразность и
эффективность при обсуждении новых экспортных линий отходит на второй план,
так как эти планы приобретают ярко выраженный политический характер. И здесь
возникают серьезные разногласия между государствами и компаниями и
проявляются различия их позиций, разногласия, прежде всего на
межгосударственном уровне относительно предлагаемых маршрутов.
Проект по строительству основного экспортного маршрута (ОЭТ) Баку—
Тбилиси—Джейхан представляет интерес для всех стран региона, кроме России и
Ирана, поскольку с экономической точки зрения Россия лишится дополнительных
доходов от прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу Баку—Новороссийск,
а с политической — ослабнет ее влияние в регионе.
Согласно последним договоренностям между Грузией, Азербайджаном, Турцией и
США, достигнутым в Вашингтоне в апреле 2000 г., в полную мощность эта линия
может начать работу в качестве основного трубопровода в 2004 г. Благодаря
такому дополнительному маршруту (пропускная способность 50 млн. т нефти в
год), стоимость которого оценивается от 2,4 до 3,7 млрд. дол., запасы нефти,
обнаруженные на севере Каспийского моря в секторе Казахстана, смогут в
полной мере реализовываться на внешних рынках. Однако осуществление такого
дорогого проекта будет иметь смысл, если подтвердится открытие дополнительных
запасов нефти в Казахстане. Казахская сторона выразила желание поставлять
нефть по двум направлениям — КТК и ОЭТ. Не исключена возможность, что в
будущем Казахстан может предпочесть более дешевый маршрут через Иран в
Персидский залив, но прохладные отношения между США и Ираном мешают
реализации подобных проектов.
Самым амбициозным проектом является сооружение Транскаспийского газопровода
: (Туркменистан—Азербайджан—Грузия—Турция—Западная Европа) с пропускной
способностью в 32 млрд. кубометров в год, предварительная стоимость которого 2
млрд. дол. Такой маршрут очень выгоден богатому природным газом Туркменистану,
который предпочел бы не полагаться только на экспортный маршрут через Россию, а
продавать газ напрямую за твердую валюту на западных рынках.
Наиболее значимыми и технологически трудными представляются проекты по
прокладке нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря. В 1998 г. нефтяные
гиганты "Роял Датч/Шелл", "Шеврон", "Мобил" и правительство Казахстана
подписали соглашение по изучению возможностей прокладки двойной линии
трубопровода для экспорта нефти и газа из Актау (морской порт на восточном
казахстанском побережье Каспийского моря) до Баку (протяженность 370 миль,
приблизительная стоимость 2,5—3 млрд. дол.) по дну моря с последующим
подключением к маршруту Баку—Джейхан.
Главной задачей проекта является постоянная и надежная транспортировка
грузов из Европы в страны Закавказья и Центральной Азии и обратно. Такой
транспортный коридор позволит соединить в единое экономическое пространство
обширные территории и рынки, поможет стимулировать формирование региональных
центров производств и услуг.
Обладая существенным запасом энергоносителей и других полезных ископаемых и
находясь в центре Евразийского материка, Прикаспийский регион в этом
грандиозном по масштабу проекте полностью соответствует своему названию и
является в перспективе примером развития трансконтинентальных коммуникаций.
Именно при таком развитии событий можно по праву перефразировать известную
формулу британского ученого X. Мак-киндера (1861—1947): «Тот, кто
контролирует "транспортные маршруты" в Евразии (по его мнению, Евразия —
"ось мировой политики") тот контролирует "хартленд" (сердце мира), а кто
контролирует "хартленд", тот контролирует судьбу мира».
Проблемы и сложности на пути к международному сотрудничеству
Не случайно США, Турция, Иран, Япония, Китай и другие страны проявляют
повышенный интерес к созданию энергетических транспортных коридоров в
Прикаспийском регионе и стремятся получить контроль над ними (путем
коммерческого участия своих компаний, предоставления кредитов, политического
давления). Однако Грузия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан являются
наиболее заинтересованными странами в создании этого и других возможных
маршрутов, которые пролягут по их территории. Даже Россия, потеряв
полноправный доступ в эти регионы мира, предлагает альтернативный вариант
"Шелкового пути" по российской территории. На сегодняшний момент два
прикаспийских государства — Казахстан и Азербайджан — наиболее активно
вовлечены в международную -региональную кооперацию (как по значительному
объему запасов, реальной добычи, так и наличию наиболее перспективных
маршрутов транспортировки нефти и газа) и выступают основными игроками на
Прикаспийском геоэкономическом поле.
Казахстан с полным правом может претендовать на роль перекрестка
транспортных путей благодаря своему геополитическому положению и нахождению в
центре Евразии.
Азербайджан не только обладает огромными топливно-энергетическими ресурсами,
но и, находясь на стыке Европы и Азии, имеет транзитные возможности.
Несомненно, что сотрудничество разных стран в этих и других совместных
проектах и программах является необходимым условием включения новых
независимых государств в мировые хозяйственные связи, создает предпосылки
для стабильного и устойчивого развития их экономик, благотворно влияет на
решение межгосударственных и внутренних проблем. С другой стороны,
межгосударственное сотрудничество и транснациональная кооперация в этих
регионах по мировым меркам только набирает обороты и к тому же за неполные
десять лет после распада СССР возникли трудности и проблемы, от решения
которых будут зависеть успешность и стабильность сотрудничества.
Во-первых, с возникновением новых независимых государств в этих регионах
изменилась прежняя расстановка геополитических сил в Закавказье и Центральной
Азии. С точки зрения России это так называемые страны "ближнего зарубежья",
бывшие республики единого государства СССР, являющиеся сегодня членами СНГ и
имеющие общие исторические связи с Россией. Для Запада (в первую очередь для
США) — это новые независимые государства, самостоятельно определяющие свой
внешнеполитический курс, ход и темп экономических реформ. Различные подходы к
терминологии определяются различиями национальных интересов России и США
относительно этих стран.
Во-вторых, именно обнаружение больших запасов нефти и газа в районе
Каспийского моря и открытость экономик, новых стран этого региона для
иностранных инвестиций создают в регионе качественно новую политическую и
геоэкономическую ситуацию. Сегодня закавказские и центральноазиатские страны
не в состоянии своими средствами и с помощью своих ресурсов модернизировать
старые производственные мощности, создать новые технологии и в полном объеме
освоить свои природные богатства. Они вынуждены обращаться за финансовой
помощью, привлекать зарубежные инвестиции и технологии. К тому же уход
России/СССР из своего исторического геополитического пространства привел к
образованию там вакуума политической и экономической силы и власти. В
совокупности все эти факторы обусловливают повышенный интерес к региону со
стороны западноевропейских стран, США, Китая, Японии, мусульманских государств
Азии, которые стремятся к активному проникновению в регион, занимая место
России, которая теряет свое влияние. И хотя Россия за последнее время
активизировала деятельность по развитию стратегического партнерства в рамках
СНГ, тем не менее, идет напряженная борьба за контроль, как над
энергоносителями, так и над их транспортировкой.
В-третьих, активная экономическая вовлеченность иностранных компаний
перерастает в политическое и дипломатическое давление со стороны Запада,
особенно в тех странах, которые не заявили о тесном военно-политическом
сотрудничестве с ним.
С экономической точки зрения вовлеченность США и транснациональных компаний
и международных финансовых институтов играет положительную роль в экономике
новых республик, так как именно они выделяют основные средства на
стабилизацию бюджета, на развитие внутренних производств, что благотворно
сказывается на экономическом росте, увеличении занятости, притоке новых
технологий и т.п.
В-четвертых, после обретения независимости оказалось, что прикаспийские
государства СНГ имеют разные стартовые экономические и политические условия.
Казахстан, Туркменистан, Азербайджан имеют выход к Каспийскому морю, богаты
энергетическими ресурсами (по предварительным оценкам, Азербайджан обладает
36—45 млрд. баррелей нефти, 46 трлн. куб. футов газа, Казахстан — 102—110 млрд.
баррелей нефти, 141 —171 трлн куб. футов газа, Туркменистан — 82 млрд.
баррелей нефти, 257—314 трлн. куб. футов газа), занимают при этом великолепное
транзитное географическое положение.
Наконец, в-пятых, трудности для дальнейшего сотрудничества
обусловливаются отсутствием четких интересов России в этом субрегионе, ее
неучастием в самых крупных транснациональных проектах ТРАСЕКА, Баку—Джейхан.
Все это создает напряженность в двухсторонних и многосторонних отношениях на
государственном уровне и вызывает подозрительность со стороны России, что в
свою очередь ведет к дисбалансу регионального сотрудничества.
Полноценная и взаимовыгодная кооперация возможна при участии всех
заинтересованных сторон: России, Турции, Ирана. По-видимому, в Вашингтоне
начинают понимать, что выталкивание России из крупномасштабных экономических
проектов и программ может полностью дестабилизировать сотрудничество.
Поэтому при подписании соглашения о возможном строительстве трубопровода
Баку—Джейхан с американской стороны было заявлено, что они хотели бы видеть
среди участников регионального международного сотрудничества по освоению
энергетических ресурсов Каспия не только Грузию, Азербайджан и Турцию, но и
Россию и Казахстан.
К сожалению, Россия сегодня не обладает возможностями для широкого
инвестирования, которое необходимо для равноправного участия в проектах в
этом регионе. Россия не в состоянии оказать финансовую помощь "ближнему
зарубежью" и это является одной из основных причин, по которым она теряет
свои позиции в Прикаспийском регионе и Центральной Азии. С другой стороны, с
обнаружением больших дополнительных запасов нефти и газа в российском секторе
Каспия открываются новые возможности и для России. Во-первых, появляется
"свой экономический" интерес с последующим влиянием на геополитическую
расстановку сил в регионе в качестве не только "северного соседа", но и
полноправного участника всех транспортных проектов. Во-вторых, одна из
причин ограниченного влияния России в Каспийском регионе состоит в том, что
она обладает сравнительно небольшими резервами углеводородного сырья в
Каспийском море.
Однако в результате буровых исследований российская компания "ЛУКОЙЛ"
обнаружила крупные запасы углеводородов в российском секторе Каспия,
предварительно оцениваемые в 300 млн. т. Первые сейсмические исследования на
площади 60 тыс. м2 выявили шесть перспективных структур и две
прогнозируемые. Специалисты с уверенностью говорят об открытии не просто
отдельно взятого месторождения, а об обнаружении и создании целой "новой
нефтяной провинции России на севере Каспия", где "ЛУКОЙЛ" намерен добывать
15—20 млн. т нефти в год. Однако лишь после завершения всех исследовательских
работ на испытательной скважине можно будет с полной уверенностью определить
объемы обнаруженных нефти и газа. По предварительным прогнозам, на долю
России приходится 24% ресурсов Каспия, это почти 2 млрд. т условного
топлива17.
Можно предположить, что кремлевское руководство будет последовательно
проводить более энергичный внешнеполитический курс с основой на экономическое
региональное сотрудничество. Последние события показывают стремление РФ
поддерживать интересы российского предпринимательства за рубежом "через
содействие развитию национальной экономики с включением России в систему
мирохозяйственных связей"18. Однако такое желание ограничивается ресурсным
обеспечением со стороны государства. В этой связи приоритет отдается
созданию зоны свободной торговли, реализации программ совместного
рационального использования природных богатств, созданию совместных
предприятий, поддержке деятельности российских гигантов "ЛУКОЙЛа",
"Газпрома", "ЮКОСа", "Роснефти" в международных проектах. И в этом
направлении со стороны России уже сделаны некоторые шаги.
— Создана Каспийская нефтяная компания (КНК) со штаб-квартирой в Астрахани
при участии "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Газпрома" с целью освоения обнаруженных в
российской зоне Каспийского' моря дополнительных запасов нефти. Становящиеся
на ноги российские гиганты "ЛУКОЙЛ", "Газпром", РАО ЕЭС и некоторые другие
компании сегодня стремятся принять полноценное и полноправное участие в
зарубежных проектах.
— Введен пост специального представителя России по вопросам урегулирования
статуса Каспия в ранге замминистра иностранных дел. Это подтверждает
готовность и стремление России активнее и настойчивее участвовать во всех
вопросах, связанных с освоением природных богатств Прикаспийского региона,
способствовать продвижению интересов крупных российских компаний на мировые
рынки, влиять на выбор транспортных коридоров и маршрутов, принимать участие
в их строительстве.
— Постепенно, исходя из двухсторонних отношений, российской стороной
решается проблема определения статуса Каспийского моря. Между Россией и
Казахстаном подписано Соглашение о разграничении дна северной части
Каспийского моря (1998) и Декларация о сотрудничестве на Каспийском море
(2000). Подписаны Совместное заявление РФ и Республики Азербайджан о
принципах сотрудничества на Каспийском море (2001), а также Совместное
заявление по правовому статусу Каспийского моря между Россией и Ираном
(2001).
Российская сторона выдвинула инициативы по созданию стратегического
экономического центра по Каспию и совместной эксплуатации его ресурсов.
Наконец, утверждена концепция внешней политики РФ в качестве системного
документа, определяющего приоритеты внешнеполитической деятельности России.
В ней, в частности, говорится, что Россия будет добиваться выработки такого
статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам
развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на
справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга.
Краткий анализ транснационального сотрудничества в Прикаспийском регионе
показал, что осуществляемые масштабные совместные проекты связаны в основном
с разработкой сырьевых ресурсов и прокладкой новых маршрутов их доставки на
мировые рынки. Оценочные и подтвержденные объемы запасов нефти и газа в
регионе, возможные маршруты их экспорта будут влиять на развитие политических
событий в этом регионе в начале XXI в. Углеводородные ресурсы в этом регионе
являются очень эффективным внешнеполитическим фактором, который в
значительной степени будет влиять на характер экономического международного
сотрудничества в Прикаспийском регионе.
Список литературы
1.http//www.rg.ru/official/from_mid/mid/989.htm
2.Концепция внешней политики РФ//http://ww.rg.ru/official/doc/sng/concept.shtm.
3. A national security strategy for a new century//The White House.Dec.1999
4.Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США//США:
экономика, политика, культура.1999.№11.
5.Эхо планеты.2000.№27.
6.Нефть России.2000.№5-6.
7.Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического
процесса//КосмоПОЛИС:Альманах.1999
Страницы: 1, 2
|