Доклад: Проблема Каспия
Министерство образования Российской Федерации
Курский государственный педагогический университет
Доклад:
«Проблема Каспия»
Выполнил: студент отделения
экономики и менеджмента
2курса, 2 группы
Веденьёв В.О.
Проверил: доцент Нечаев
Владимир Дмитриевич
Курск-2002
Необходимость создания межгосударственной организации.
Геополитические и геоэкономические сдвиги, происходящие после распада
огромного единого географического пространства СССР, приводят к формированию
новых региональных, как сегодня принято говорить, конфигураций. Основу таких
региональных объединений составляют, прежде всего, географические факторы:
расположение стран в одной географической зоне с примерно одинаковыми
климатическими условиями и биоресурсами, а также выход к общим "открытым зонам"
— Черному, Каспийскому и Балтийскому морям. Именно исходя из этих факторов,
учитывающих географическую близость и возможность совместного экономического
сотрудничества и освоения природного потенциала, страны указанных регионов
формируют региональные организации: Черноморское экономическое
сотрудничество (ЧЭС) (сформировано в 1992 г.), которое объединяет 11
государств Черноморья, Закавказья и Балкан (Азербайджан, Албанию, Армению,
Болгарию, Грецию, Грузию, Молдавию, Россию, Румынию, Турцию и Украину), Совет
государств Балтийского моря (создан в 1992 г.), в него входят Германия,
Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а
также Европейская Комиссия (исполнительный орган Европейского Союза),
Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
(ОССГБМ) — неправительственная организация стран Балтийского моря, основанная
на конференции в г. Ставангере (Норвегия) в октябре 1993 г. В работе
организации принимают участие представители областей, земель, губерний и
городов федерального значения, расположенных на берегу Балтийского моря. В
настоящее время в ОССГБМ нет фиксированного членства, и она открыта для участия
всем 163 регионам стран Балтийского моря.
Тенденции регионального сотрудничества в значительной степени проявляются и
на территории бывших Среднеазиатских и Закавказских республик СССР, а
сегодня независимых государств — Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана,
Таджикистана, Узбекистана, Грузии, Армении, Азербайджана, а также ряда
сопредельных с ними государств — Турции, Ирана, Афганистана, Китая. Все эти
страны в той или иной конфигурации, прямо или косвенно, связаны между собой
межгосударственными и неофициальными отношениями определенного характера. Во-
первых, все они входят в региональные экономические блоки или политические
объединения. Во-вторых, некоторые из этих стран претендуют на роль
регионального лидера в центральноазиатском и закавказском регионах.
Сегодня все старые географические названия "Закавказье", "Центральная Азия"
приобретают новый смысл, так как на распавшемся геополитическом пространстве
бывшего СССР образовалось несколько самостоятельных зон, субрегионов,
которые имеют свое место и играют определенную роль в мирохозяйственных
связях, в мировой политике.
"Центральноазиатский", "закавказский" регионы — в большей степени
политические определения, нежели географические названия. Так, при вхождении
бывших советских республик — Таджикской, Казахской, Туркменской, Узбекской,
Киргизской — в СССР все они именовались республиками Средней Азии. После
обретения ими независимости и государственности большая часть политиков,
экспертов, политологов стали причислять их к странам центральноазиатского
региона.
Существуют разные точки зрения и на понятие "регион", который можно
определять как:
а) хозяйственно-экономическую общность;
б) географическо-административную единицу;
в) историко-культурную область и т.д.
При всем разнообразии критериев оценки понятия "регион" ясно то, что
связующим звеном во всех определениях выступает государство. Именно в
результате образования новых стран на бывшем евразийском пространстве СССР
произошли изменения в понятийном политико-географическом аппарате. Кавказ
сегодня для России — это Северный Кавказ (территории республик и областей,
близко прилегающих к Черному и Каспийскому морям или граничащие с Грузией,
Азербайджаном) и Закавказье (Грузия, Азербайджан, Армения).
Открытие больших запасов нефти на шельфах Каспийского моря и прилегающих к
нему зонах, возникновение разных проектов по освоению топливно-
энергетических ресурсов и созданию маршрутов для их доставки на мировой
рынок, а также транспортных коридоров, позволяющих соединить Европу с Азией,
— все это привело к появлению нового субрегионального определения Прикаспий.
Появились новые географические понятия, как в российской, так и в
англосаксонской политологии: Транскаспийский регион, Прикаспий или Каспийский
регион, район Каспийского моря, которые включают в себя страны, имеющие
непосредственный выход к Каспийскому морю, — Азербайджан, Туркменистан,
Казахстан, Россию, Иран. В эти понятия включаются и те страны,
географическое положение и политика которых оказывают существенное влияние на
прокладку маршрутов нефте- и газопроводов, иных транспортных линий, в целом
на ситуацию в регионе. Это такие страны, как Турция, Грузия, Китай, Пакистан,
Афганистан.
Отличительной чертой Прикаспийского региона является то, что он
приобретает статус не только сырьевого, но и транзитного региона, который
позволяет соединить пути не только между Востоком и Западом (воссоздание
"великого шелкового" пути), но и между Севером и Югом ("водный путь":
Санкт-Петербург — Москва — по Волге до Астрахани — далее через Каспийское море
до Ирана). По этой причине нередко Прикаспийский регион называют
Транскаспийским.
Несмотря на огромный интерес крупных западных государств к региону Каспийского
моря до сих пор не оформилось специальной международной правительственной
организации, которая объединила бы эти страны для координации усилий в
решении следующих экономических и политических вопросов:
— определение статуса Каспийского моря и выработка согласованного подхода к
вопросу территориального разделения водной части и дна между прилегающими
странами: Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном;
— выработка и осуществление комплекса мер по охране биоресурсов Каспия;
— урегулирование разного рода межгосударственных конфликтов, например
территориального спора между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху
или спора между Азербайджаном и Туркменией относительно принадлежности
месторождений нефти в Каспийском море "Осман" и "Хазар" и т.п.;
— осуществление мер доверия и борьбы с угрозами региональной безопасности;
— координация усилий всех заинтересованных стран, международных организаций
и финансовых институтов по обсуждению и созданию новых маршрутов нефте- и
газопроводов, согласованной тарифной политики относительно стоимости
прокачки нефти и газа.
Интенсивное освоение сырьевых ресурсов Каспийского моря вызывает озабоченность
как среди общественности, так и среди ученых относительно экологической
обстановки в регионе и возможности потери в будущем биоресурсов Каспийского
моря. Мониторинг атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова
выявляет признаки надвигающейся биологической катастрофы. В этой связи группа
ученых Российской Академии наук обратилась к коллегам из Азербайджана, Ирана,
Казахстана и Туркменистана с призывом объединить усилия и "срочно учредить
Организацию Прикаспийских государств по комплексному освоению природных
ресурсов и охране окружающей среды, которая должна обеспечить осуществление
природоохранных действий в Каспийском бассейне, создав для этого необходимое
правовое поле"9.
Отсутствие международной организации сдерживает развитие потенциальных
возможностей политического, экономического и правового регулирования
назревших проблем региона в целом и каждого прикаспийского государства в
отдельности. Отсутствие координационного органа компенсируется: а) активными
действиями транснациональных корпораций (ТНК), выступающих как
самостоятельные акторы при осуществлении и отстаивании своих интересов; б)
односторонними действиями прикаспийских государств или, в лучшем случае,
двухсторонней дипломатией в решении проблем региональной безопасности и
определении статуса Каспийского -моря; в) стремлением некоторых стран —
Турции, Ирана, США — усилить свое военно-политическое и геоэкономическое
влияние в регионе.
Транснациональные транспортные проекты как основная форма сотрудничества.
Своеобразие Прикаспийского региона состоит в том, что на его геополитическом
пространстве протекают те же процессы и явления, которые характерны для
мировой политики и других регионов мира — региональная интеграция,
демократизация внутренней и внешней политики, транснациональная кооперация.
В то же время в этом регионе обострились негативные процессы — угрозы со
стороны международного терроризма, религиозного экстремизма, национального
сепаратизма, нелегальная транспортировка оружия и наркотиков.
В этом регионе явно прослеживается еще одна общемировая тенденция —
сохранение роли силового фактора с одновременным возрастанием экономических,
культурных, политических, научно-технических, гуманитарных связей. Это
рождает к жизни те проблемы и возможности, которые являются следствием
глобализации мировой экономики.
Открытие дополнительных запасов нефти и газа в Каспийском море и прилегающих
к нему районах требует дополнительных вложений в их разработку, переработку и
транспортировку. По ряду экономических причин страны прикаспийского региона
сегодня не могут самостоятельно и в полном объеме осуществлять освоение
природных ресурсов, строительство новых трубопроводов, модернизацию
промышленного производства. Поэтому приток иностранных инвестиций
чрезвычайно важен и крайне необходим. Вовлечение транснациональных корпораций
(ТНК) в кооперационный производственный процесс на основе стабильной и
гарантированной законодательной базы поможет этим странам осуществлять
развитие своих экономик через международное и транснациональное
сотрудничество. Иными словами, нефть и газ выступают как 'очень
привлекательный и эффективный внешнеполитический инструмент налаживания
взаимовыгодного международного сотрудничества.
Ярким подтверждением таких кооперационных межгосударственных и
транснациональных связей служит Каспийский Трубопроводный Консорциум
(КТК), созданный в 1992 г., а затем реструктурированный в 1996 г. В проекте
приняли участие Россия (доля участия — 24%), Казахстан (19%), Оман (7%). Еще
50% акций консорциума делят между собой американские(15%), российско-британское
(7,5%), итальянская (2%), британская (1,75%).
Такая "пестрая" структура собственности консорциума свидетельствует о том, что
участникам удалось найти баланс государственных и коммерческих интересов.
Проект КТК, протяженностью 1580 км, созданный специально для транспортировки
сырой нефти из Тенгизского месторождения (извлекаемые запасы которого
оцениваются примерно в 9 млрд. баррелей), расположенного в Казахстане, в
терминал Новороссийска. При этом КТК позволяет решить три главные задачи
. Во-первых, создает один из основных маршрутов транспортной системы для
экспорта каспийской нефти с севера и северо-востока Каспийского моря, что дает
богатому нефтяными запасами Казахстану (подтвержденные запасы — 10,0—17,6
млрд. баррелей, в то время как в российских прикаспийских регионах — 2,7 млрд.
баррелей)10 возможность стабильного и прямого выхода на мировой рынок.
Во-вторых, проект предполагает строительство нового трубопровода
(Новороссийск—Комсомольская), нефтетерминала в российском порту Новороссийска
и последующую модернизацию уже существующего трубопровода
(Тенгиз—Комсомольская). И, наконец, и это самое главное, регионы,
через которые пройдет маршрут, получат 2/3 налоговых поступлений в свой бюджет
и 50% прибыли в качестве госсбора. По оценкам экспертов, в течение 40 лет
Страницы: 1, 2
|