реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы

реферат

через эти страны, через несколько лет они будут решать, пустить ли нас в ЕС и

НАТО.В конечном счете, их позиция во многом может усилить или ослабить

антироссийский потенциал этих организаций ;

- снять с повестки дня нашей внутренней и внешней политики проблему

расширения НАТО, размывание образа «врага» лишит возможности списывать на него

причины всех наших неурядиц и трудностей, и общество быстро придет к пониманию,

что истоки всех наших неудач- мы сами. МВФ дает России миллиардные кредиты не

потому, что надеется лишить ее независимости, а по тому, что эти кредиты просят

у него ее политические руководители, перекладывающие бремя оплаты этих долгов

на следующие поколение;

- получить на много большие возможности, чем мы обладаем ныне, влиять на

формирование и реализацию натовской политики, прежде всего в строительстве

новой системы безопасности в Европе. Это важно. Россия, конечно, не будет

обладать правом вето, поскольку она - не член союза. Но, не будучи членом

союза, она, тем не менее, уже присутствует в нем. Само это присутствие (так

же как и натовское присутствие в Москве), не говоря уже о деятельности ее

постоянных представителей, затруднит для НАТО принятия решений, идущих в разрез

с интересами России. Однако многое будет зависеть от профессионального уровня

российских представителей в альянсе, от их гибкости, твердости и, главное, от

их умения найти общий язык с натовской бюрократией, прежде всего с ее

верхушкой.

- снять с повестки дня вопрос об «ответных мерах», которые, если бы их

пришлось принимать, в конечном счете могли бы оказаться контрпродуктивными и

более дорогостоящими для самой России, чем для западно - и восточноевропейских

ее оппонентов. К тому же она вновь оказалась бы в компании международных

изгоев, из которой она с таким трудом вышла в результате политики

демократизации и реформ.

Все перечисленные возможности могут быть реализованы при нормальном

функционировании Основополагающего акта, при позитивном развитии российско -

натовских отношений.

Г Л А В А 3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ

ДВАДЦАТОГО ВЕКА.

Параграф 1. Национально-государственные интересы России в отношениях с

Западной Европой.

При бесспорно антироссийском характере политики совокупной Европы в отношении

нашей страны следует вновь признать, что Россия давала и дает основания для

определенных обвинений. Действительно, ключевой проблемой перестроечной и пост

перестроечной России является ее государственное самоопределение.

Исходный геополитический постулат властных групп, затевавших перестройку,

заключался в необходимости отказа от сверхдержавности как принципа,

реализуемого лишь в мобилизационно-прорывном режиме, требующим сверх

эксплуатации основной массы населения, при котором почти вся прибыль этой

сверхэксплуатации идет в пользу управляющего мобилизационным режимом

централизованного бюрократического государства, Лозунгом такого отказа,

поначалу стало «избавление от нахлебников», в числе которых оказались сначала

«дружественные» страны Африки, Латинской Америки и Азии, а затем - «союзные»

государства Центральной Европы (Варшавский договор и СЭВ). Однако процесс

«избавления от нахлебников», будучи однажды начат, самой своей логикой

востребовал последовательного продолжения и на пространстве СССР:

«нахлебниками» оказались почти все союзные республики. Это и стало одной из

причин развала СССР.23

Рядом с геополитической идеей создания неоколониальной империи родилась и

другая, с ней сопряженная: создание из России национального государства как

отдельного политического образования, которая должно в близком будущем стать

центром новой империи.

Процесс самоопределения России неотделим от выявления и формулирования

национально-государственных интересов. Не ясность в вопросе

национально-государственных интересов России, беспечное отношение к его

решению - одна из причин социальных катаклизмов и зигзагов политического курса,

столь характерных для сегодняшнего «смутного времени».

24

Национально-государственные интересы одно из ключевых понятий современной

политологии. На Западе в отличии от отечественной науки существуют целые

научные школы базирующиеся на анализе огромного исторического материала и

оказывающие серьезное внимание как на массовое общественное внимание, так и на

принятие стратегических решений.

Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание

на внешнеполитической стороне национально-государственных интересов. По всей

видимости это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных

социально-экономических систем. Здесь сказываются так же глубокие традиции

гражданского общества и политическая культура, требующая от любой политической

силы безусловного следования сложившимся представлениям об интересах страны.

Ситуация наблюдаемая в современной России принципиально отличается от

западной. Наша страна переживает процесс преобразований. Состояние общественных

умов крайне хаотично. Ни о гражданском обществе, ни о политической культуре

говорить вообще не приходится.25

Что касается осознания и выражения национально-государственных интересов, то

надо подчеркнуть, что этот процесс исключительно сложен. Здесь мы сталкиваемся

с неопределенностью размытостью данного понятия, на что указывают многие

исследователи.26

В печати можно встретить возражения по поводу заданности России ее

геополитическим положением. Так Н.Косолапов считает неконструктивной «мысль о

том, что Россия в силу своего геополитического положения призвана служить

мостом или посредником между Востоком и Западом, Севером и Югом. Нельзя

превращать объективную функцию с довольно расплывчатым содержанием, которую

Россия может на себя взять или не взять и с осуществлением которой другие могут

согласится или нет». 27

Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда

выступала в наиболее явной и очевидной форме. Поддержка и защита отечественного

предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли, иных интересов была

главным звеном интересов государства. Принцип защиты и поддержки отечественного

предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства

или автократию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости

экономики, не допускающее нанесение ущерба национально-государственным

интересам страны. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня

высокоразвитыми. Поэтому правительством России были приняты постановления «О

мерах по развитию экономического и технического сотрудничества с зарубежными

странами», «О присоединении России к соглашению Международного валютного

фонда», «О межведомственной комиссии по вопросам Всемирной торговой

организации», «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости

рубля», «О присоединении к Совету Европы».28

Привлечение иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций (в отличие

от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям или внукам)

отвечает государственным интересам России. Разумеется оно должно отвечать и

интересам инвесторов. Это может быть предприятие, целиком принадлежащее

иностранному капиталу, но действующее в России и действующее эффективно. Оно

умножает экономическую мощь нашей страны и богатство, увеличивает (в случае

экспорта продукции) валютные поступления, создает новые рабочие места,

содействует решению экономических, социальных и экологических задач.

Относительно просто обстоит дело с представительством интересов во внешних

связях, в системе международных отношений. В данной сфере именно государство

выступает как единственный и полномочный представитель своих интересов их

выразитель и защитник.

Во внутренне жизни страны дело обстоит сложнее. Государство также призвано

быть выразителем общих интересов и оно осуществляет эту функцию, как правило

тем лучше и успешнее, чем более демократичным и правовым является его

устройство. Такой подход к роли государства предполагает отказ от его

одностороннего рассмотрения. Теоретической и методологической основой подобного

осмысления функций государства служит относящаяся еще к 60 -70 -м годам

дискуссия о двух сторонах государства: как орудия классового господства и как

выразителя общих интересов всех классов и социальных групп, их взаимодействия и

целостность.

Если последние обстоятельство позволяет рассматривать государство как

неотъемлемое звено в механизме представительства общих интересов, то его

классовая природа позволяет понять, почему государство не способно быть

единственным выразителем национально-государственных интересов. Борьба за

власть всегда была и остается ареной острейшей политической борьбы. И каждая

партия и политическое движение, стремящееся к этой власти, обосновывает свои

притязания тем, что они лучше других способны выразить общие интересы.

Как правило, это удается партиям, выражающим интересы тех классов и

социальных групп, которые на данном этапе в наибольшей степени совпадают с

национально-государственными интересами страны. Здесь можно сделать два

вывода. Во-первых эффективная реализация национально-государственных интересов

предполагает не монополию одной партии, а систему сдерживающих сил,

гарантированное признание прав меньшинства, гласный демократический контроль за

деятельностью всех ветвей власти, все то что образует правовое государство.

Во-вторых, надежное представительство государственных интересов требует участия

всех институтов гражданского общества.

Параграф 2. Россия и кредитная политика Международного Валютного Фонда и

Международного Банка Реконструкции и Развития.

Существует мнение, что ряд депутатов Государственной думы, представители

определенных партий и движений пытаются показать МВФ и МБРР в роли проводников

международного диктата по отношению к России, в качестве источника «вредоносных

для страны преобразований».29

Правительство, в свою очередь, нередко злоупотребляет ссылками на авторитетных

кредиторов (тем самым отчасти способствуя их превращению в политические пугала)

для обоснования своего понимания реформ. Анализ российской политики этих

ведущих мировых кредитных учреждений - ведущих не по объемам находящихся в их

распоряжениями финансовых ресурсов, по месту и роли, которую они играют в

экономическо-политической структуре мировых финансовых рынков показал : объем

кредитных вложений этих институтов в российскую экономику хоть и велик, но не

может взять ее «на буксир»; для страны таких размеров как наша никакой внешний

кредитор не решит ни проблему инвестиционных ресурсов, ни проблему

государственных финансов. Основной долгосрочный вклад этих наших партнеров - в

создание работоспособного экономического механизма. Не то сколько распределено

средств, а то, куда и на каких принципах распределяются ресурсы; не то, в какой

мере покрыт дефицит бюджета за счет данных кредитов, то, насколько

правительство заинтересовано проводить жесткую политику и насколько эффективна

финансовая система.30

Переговоры о сотрудничестве МВФ начал еще Советский Союз, который в 40-х

годах был одним из основателей этой организации. В 1991 году, после распада

СССР, предпринимались усилия по сохранению постсоветского экономического

пространства в отношении внешних должников и кредиторов, прежде всего

беттон-вудсских институтов. Так, к примеру, проект договора об Экономическом

союзе, подготовленный в сентябре 1991 года Г.Явлинским, Е.Ясиным и др. По

заказу Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР,

предполагал общее членство государств- участников в МВФ и МБРР, а также в ГАТТ.

По отношению МВФ и Всемирному банку Экономический союз должен был выступить в

качестве правового наследника СССР.

В действительности ряд обстоятельств, среди которых не только проблема

суверенитета или дифференцированный подход мирового финансового сообщества к

различным постсоветским странам, но едва ли не в первую очередь различие в

концепциях и практическом воплощении реформ в разных странах бывшего СССР,

предопределили утопичность такого рода планов сохранения формального единства.

Постсоветским государствам пришлось поодиночке решать проблему членства в

бреттон-вудсских институтах и доступа к их кредитным ресурсам.

Российская Федерация вступила в МВФ 1 июня 1992 года; наша квота в фонде

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.