- приобретением основных средств на условиях обмена;
- поступлением в виде вклада в совместную деятельность.
Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных
классификационных групп и инвентарных объектов. Поступающие основные
средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для
оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная)
приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), на каждый объект в
отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том
случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты
одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, постройки (выпуска), краткую
характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту
инвентарный номер, дату ввода в эксплуатацию, источник финансирования
приобретения и другие сведения, необходимые для аналитического учета
основных средств. На недвижимость и транспортные средства должны быть
оформлены документы, подтверждающие государственную регистрацию.
Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования (форма
ОС-14), а сдача его в монтаж
- актом о приемке-передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15).
Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных
дефектов в оборудовании (форма ОС-16).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие
записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую
документацию (паспорт, чертежи и прочее), относящуюся к данному объекту
передают в технический отдел предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных
средств другой организации акт составляет в двух экземплярах – для сдающей
и принимающей основные средства стороны.
Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта,
производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи
отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма
ОС-3). В акте указывают изменение в технической характеристике и
первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией.
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (отдела,
участка) в другой, а также их передаче из запаса (со склада) в эксплуатацию
оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств
(форма ОС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчество, должности
сдатчика и получателя; основание для перемещения основных средств;
название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния
объекта. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) –
сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной
карточке – основном регистре аналитического учета, а второй остается у
сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном
списке основных средств.
Основные средства пищевой промышленности имеют свои специфические
особенности:
- многообразие оборудования;
- наукоёмкость оборудования (множество операций требуют не только
автоматизации производства, но и автоматизированного контроля за
изготовлением продукции);
- высокая стоимость оборудования (из-за сложности изготовления и
применения высоколегированных и специальных металлов);
- высокий удельный вес в стоимости продукции;
- различие в производственной и технологической структурах;
- формирование и развитие производственных фондов на основе
амортизации и инвестиции в новое строительство, на приобретение
нового оборудования и его модернизацию.
На основе инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в
бухгалтерии автоматически формируется ведомость движения основных средств.
Общий итог этой ведомости ежемесячно сверяется с оборотом по дебету и
кредиту соответственно синтетических счетов 01 «Основные средства», 02
«Износ основных средств», 001 «Арендованные основные средства».
В зависимости от источников поступления основных средств в учете
могут быть сделаны следующие записи;
- при поступлении основных средств в качестве вклада в уставной
капитал на их согласованную стоимость дебетуется счет 08
«Вложения во внеоборотные активы» и кредитуется счет 75/1
«Расчеты с учредителями по вкладам в уставной капитал». Затем
делается проводка Дт 01 Кт 08. Данный порядок отражения в учете
поступления основных средств введен с 2000 года в соответствии с
Изменениями в Методические указания по бухгалтерскому учету
основных средств (утверждены приказом Минфина от 28.03.00 №32н)
- при приобретении за плату по договору купли-продажи бывших в
эксплуатации основных средств делается запись только на
фактическую стоимость их приобретения: Дт 01 Кт 08; срок их
полезного использования уменьшается на срок их эксплуатации у
продавца;
- с 2000 года в связи с введением Положений по бухгалтерскому учету
«Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ
10/99), утвержденных соответственно приказами Минфина РФ от
06.05.99г № 32н и № 33н, полученные по договору дарения или в
иных случаях безвозмездного получения объекты основных средств
рассматриваются как доходы будущих периодов с последующим
отнесением в размере амортизационных отчислений на финансовые
результаты как внереализованные доходы. При вводе объекта в
эксплуатацию производятся записи: Дт 08 Кт 98/2 «Доходы будущих
периодов по безвозмездно полученным активам» и Дт 01 Кт 08; при
наличие амортизации – Дт счетов учета производственных затрат Кт
02 «Износ основных средств» и одновременно в размере начисленной
амортизации Дт 98/2 «Доходы будущих периодов по безвозмездно
полученным активам» Кт 99;
- выявление в процессе инвентаризации излишки основных средств
приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью: Дт 01 Кт
99 «Прибыли и убытки». Бухгалтерии необходимо определить причину
возникновения излишка и виновных в этом лиц.
Полноту и своевременность оприходования основных средств
устанавливают путем сопоставления даты оприходования по счету 01 «Основные
средства» с датами указанными в первичных документах. Несвоевременное
оприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, что
приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и
финансовых результатов деятельности организации.
С 2000 года принятие объектов основных средств и отражение их в
учете должно осуществляться не только на основании акта приёмки-продажи
основных средств (ОС-1), но и при наличие документов, подтверждающих
государственную регистрацию основных средств. Это относится, главным
образом, к объектам недвижимости, на которые право собственности
(возникновение, ограничение, переход и прекращение) в соответствии с
Гражданским кодексом РФ (ст.218,223) подлежит государственной регистрации.
Перемещение основных средств из одного структурного подразделения
(цеха, отдела) в другие оформляют накладной на внутреннее перемещение. По
данным накладных, подписанных получателем и сдатчиком, составляют
группировочную ведомость (машинограмму) учета движения основных средств
внутри организации.
В ЗАО «Перелешинский сахарный завод» основные средства поступают в
результате капитальных вложений на строительство (возведение или
сооружение) объектов основных средств и на приобретение за плату по
договорам купли-продажи, при этом используется счет 08 «Вложения во
внеоборотные активы».
2.2. Учет амортизации основных средств
Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются и частями по
мере износа передают свою стоимость на вновь изготовленную продукцию
(работы, услуги).
По жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим
аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства,
специализированным сооружениям судоходной обстановки и тему подобным
объектам, амортизация не начисляется. Не подлежат амортизации объекты
основных средств некоммерческих организаций.
Объекты основных средств. Полученные по договору дарения и
безвозмездно в процессе приватизации. А также приобретенные за счет
бюджетных организаций, ранее числящихся в составе не амортизируемых
объектов, подлежат амортизации в общеустановленном порядке с 2000 года.
Амортизация объектов основных средств производится одним из
следующих способов начисления амортизационных отчислений:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ описания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования;
- способ списания стоимости пропорционального объему продукции
(работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных
средств производится в течении всего его срока полезного использования.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
- при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта
основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока
полезного использования этого объема;
- при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости
объекта основных средств на начало отчетного года и нормы
амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования
этого объекта;
- при способе списания стоимость по сумме чисел лет срока полезного
использования – исходя из первоначальной стоимости объекта
основных средств и годового соотношения, где в числителе – число
лет остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе –
сумма чисел лет срока службы объекта.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из
натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и
соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и
предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного
использования объекта основных средств.
Приведем примеры расчета годовых сумм амортизации различными
методами.
Дано: принята в эксплуатацию установка первоначальной стоимостью 180
тысяч рублей, срок полезного использования составляет 4 года.
При линейном способе годовая норма амортизации составит 25 %
(100:4), сумма амортизационных отчислений – 45тыс руб. (180*25%) или
(180:4). В этом случае сумма начисленной амортизации каждый месяц
одинакова, что способствует равномерному списанию затрат на издержки
производства.
При способе уменьшаемого остатка организация решила применять
удвоенную норму амортизации. Годовая сумма амортизационных отчислений в
первый год эксплуатации установки составит 90 тыс. руб. (180*50%), во
второй год 45 тыс. руб. [(180-90)*50%], в третий год – 22,5 тыс. руб. [(180-
90-45)*50%], в четвертый год 22,5 тыс. руб. [180-90-45-22,5] . При методе
уменьшаемого остатка сумма износа по годам уменьшается, это оказывает
соответствующее влияние на формирование себестоимости продукции – она по
годам уменьшается.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования сумма чисел лет эксплуатации составит 10 (1+2+3+4). В первый
год эксплуатации основных средств коэффициент соотношения составит 0,4, а
сумма амортизационных отчислений – 72 тыс. руб. (180*0,4), во второй год –
коэффициент соотношения составит 0,3, а сумма амортизационных отчислений 54
тыс. руб. (180*0,3), в третий год коэффициент соотношения составит 0,2, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|