Представленная в счете прибылей и убытков информация предназначена не
только для оценки прошлой деятельности предприятия, но и для
прогнозирования будущих ее результатов. Счет движения денежных средств
призван служить двум целям. Главная задача заключается в объяснении причин
увеличения или уменьшения суммы денежных средств предприятия за
определенный период времени.
Продолжение вопроса 3
Для решения этой задачи указываются основные источники поступления средств
и статьи их расходования с указанием соответствующих сумм за отчетный
период. Конкретные поступления и платежи отнесены к различным категориям, в
зависимости от того, связаны ли они с основной хозяйственной,
инвестиционной или финансовой деятельностью, и благодаря этому счет служит
своей второй цели – он дает возможность судить о воздействии каждого из
направлений деятельности на движение денежных средств предприятия.
Соответственно, счет позволяет оценить ликвидность и платежеспособность
предприятия, а также его способность покрывать непредвиденные расходы и
использовать неожиданно представившиеся возможности.
Под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и
предоставления учетной информации для нужд управления, а целью
управленческого учета является создание и поддержание информационной
системы в организации. Следовательно, основная задача управленческого учета
- подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих
решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация
самого процесса управления.
Существенную часть управленческого учета составляет учет и анализ затрат
(себестоимости). Управленческий учет связан с подготовкой информации для
руководства предприятия (совершенствование производства, снижение затрат и
т.п.), которая может быть использована при принятии решений при
планировании и прогнозировании. Данные управленческого учета составляют
коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Информация управленческого
учета должна быть более подробной, регулярной, четкой и ориентированной на
будущее, чем данные финансового учета.
Финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности
организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам,
налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. С этих
позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны,
поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности
организации. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых
бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения,
периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта
анализа деятельности организации в целом.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой
базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в
соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Налоговый
учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о
порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций,
осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода,
а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для
контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
исчисления и уплаты в бюджет налога.
Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной
политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом
(распоряжением) руководителя организации.
Исходя из данных налогового учета, в соответствии с положениями главы 25 НК
РФ налогоплательщик устанавливает порядок налогового учета доходов и
расходов и составляет расчет налоговой базы.
4. Двойная запись в БУ.
Хоз. оперции заносятся на счета БУ с применением метода двойной записи, что
означает запись каждой хоз. операции не менее как на 2-х взаимосвязанных
счетах. Каждая хоз. операция запис-ся дважды: -- на дебит одного счёта –на
кредит другого. Метод двойной записи хоз. операций в БУ обусловлены не
столько техникой ведения учётной регистрации, сколько экономической
природой смены форм ст-ти в процессе кругооборота средств труда, предметов
труда и денежных средств. Для ведения учёта необходимо правильно определить
счета, затрагиваемые каждой операцией. Определение того, на каких счетах
будет отражаться хоз. операция наз-ся контировкой. Сама запись на бух
счетах и указанием сумм наз-ся бух. проводкой.
Взаимосвязь счетов, на кот. отражаются операции наз-ся корреспонденцией
счетов, а сами взаимосвязанные счета наз-ся корреспонджентами.
Корреспонденция счетов бывает простая и сложная. Простой называется кор-я
счетов, когда один счёт дебетуется и один кредитуется. Сложные кор-ции
счетов бывают двоякого рода. В первом случае один счёт дебетуется, и
одновременно несколько кредитуются, во 2-м случае несколько счетов
дебетуется и 1 кредитуется.
Примеры.
Предприятие снимает с расчетного счета (51) деньги и привозит их в кассу
(50).
Приход Расход
50 ---- 51 50 000руб
+ -
Предприятие выдает з/пл (70) из кассы своим работникам:
Приход Расход
70 ---- 50 50 000руб
Счет 50 присутствует в 2ух записях => он закрывается. Но нельзя написать 51
---70. Это наз-ся «двойная запись».
В данном случ. можно видеть баланс. Баланс – это равновесие. Левая часть
(приход) равна правой (расход).
Баланс исп-ся только при БУ.
Бух. отчетность формир-ся на базе данных БУ. Баланс предприятия опред-ет
его состояние в обобщенных денеж. единицах на опред-ую дату. Актив баланса
– это средства пред-ия, располагается с левой стороны. Пассив баланса – это
источники образования средств, располагается справа.
Хоз-ые средства предприятия подразд-ся на осн-ые (срок службы > 1 года),
оборотные и заемные.
Принцип двойной записи заключ-ся в том, что каждая хоз-ая операция приводит
к изменению как минимум двух учетных объектов. Напр., в нашем случ.
получение ден. средств с расчетного счета в банке на сумму 50 000руб.
привело к уменьшению ден. средств на расчетном счете на 50 000руб. и
увеличению ден. средств в кассе пред-ия на 50 000руб. Взаимосвязь двух
счетов в бух. проводке наз-ся корреспонденция счетов.
В нашем примере счет 50 корреспондирует со счетом 51 и 70.
Счет – это бух. док-нт, на к-ом сгруппированы и отражены хоз-ые операции.
Счет 50 с наличными, счет 51 – с безналич. ден. средствами.
Схема счета.
Схема счета построена по принципу обозначения в виде развернутого журнала
(или буквы «Т», или самолетика)
Д-т счет 60 К-т
24 000,00 = (51) | 20 000,00 = (01)
| 4 000,00 = (19)
Дебит = «он должен»
Кредит = «нам верят»
Счет 60 «Поставщики и подрядчики»
Проводка для счета:
Счет по безналу
Д-т 60 --- К-т 51 = 24 000руб.
Оплачен счет поставщика, в т.ч. НДС = 4000руб., что указано в платежном
поручении. Деньги заплатили, а товар не получили.
После принятия товара
Д-т 01 --- К-т 60 = 20 000руб.
Счет 01 «основные средства»
Организация приобрела компьютер.
Счет 19 «НДС, уплаченный предприятием».
Д-т 19 --- К-т 60 = 4000руб.
Д-т Счет 60 (февраль) К-т
24 000,00 (51) | 20 000,00 (01)
| 4 000,00 (19)
Обороты за февраль
24 000 | 24 000
Сальдо на конец периода (01.03.03)
нет |
Обороты за месяц – это сумма ден. средств по дебиту и кредиту за период.
Сальдо – это остаток ден. средств на счете БУ на опред-ые отчетные даты.
(как правило на 1-ое число текущего месяца – начальное сальдо; на 1-ое
число последующего месяца – конечное сальдо).
5. Основные принципы ведения и организации БУ.
1.Принцип — основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как
науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него
утверждения.
Основными принципами бухгалтерского учета, по нашему мнению, можно считать
следующие.
Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных
явлений, фактов и операций, предопределенное использованием двойной записи
на счетах, т. е. одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета
и кредиту другого бухгалтерского счета.
Принцип двойной записи заключ-ся в том, что каждая хоз-ая операция приводит
к изменению как минимум двух учетных объектов.
2. Принципы объективности учета.
Предусматривается, что объектом учета явл-ся опред-ая ед-ца информации, к-
ая м.б. измерена в количественном и стоимостном выражении. От ее учета
зависит получение или утрата опред-ых рес-ов и эк-ких выгод. Единицей учета
явл-ся хоз. ед-ца.
3. Принцип периодичности.
Согласно ПБУ, для подведения итогов и финансового рез-та за опред-ый период
времени принимается месяц. Отчетными периодами для организаций явл-ся
квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Отчетным годом явл-ся период с 1 янв. по 31 дек. текущего года.
4. Принцип денежной оценки.
Ден. ед-ца явл-ся общим измерителем объектов учета, а также базой для
анализа имущественного и финансового состояния организации. Организация
осущ-ет оценку имущества в нац-ой валюте.
В БУ записи по валютным счетам произв-ся в рублях, определяемых путем
пересчета инвалюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату проведения
операции.
5. Принцип начисления и концепция составления.
Факты хоз. жизни относ-ся к тому отчетному периоду, в к-ом они были
совершены, и следовательно, отражаются в ден. оценке в БУ независимо от
фактического времени поступления или выплаты ден. средств, связанных с
этими фактами.
6. Принцип рациональности.
Предполагает рац-ое и доступное для проверяющих органов ведение БУ.
7. Принцип неизменности учетной политики.
8. Принцип составления и публикации отчетности.
Его основная цель – предоставление пользователям полезной информации об
имущественном и финансовом состоянии предприятия.
6. Учетная политика организации.
Учетная политика предприятия.
--это совокупность способов и приемов ведения БУ.
--это принятая совокупность первичного наблюдения, стоимостного измерения,
текущей группировки, итогового обобщения фактов хоз. жизни и др-их способов
ведения БУ.
Учетная политика – финансовое и налоговое планирование деят-ти орг-ии.
Учетная политика может уточняться один раз в течение года.
В учетной политике утверждают: варианты учета и оценки объектов учета,
рабочий план счетов БУ, формы первичных учетных док-ов, порядок проведения
инвентаризации активов и обязательств орг-ии, правила документооборота и
технология обработки учетной информации, порядок контроля за хоз-ми
операциями, др-ие решения, необходимые организации.
УПО- это принятая ею совокупность способов ведения БУ, первичного
наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов хоз деят-ти. Разработка учётной политики, как элемента
системы нормативного регулирования явл-ся обязат для всех организаций.
Разрабатывается учётная политика главным бухгалтером и подлежит оформлению
приказом руководителя организации. Вместе с приказом по учётной политике
утверждаются её основные Эл-ты: 1. план счетов БУ 2. формы первичных д-ов
по кот предусмотрены типовые формы 3. порядок проведения инвентаризации
имущества и обязательств 4. методы оценки активов и обязательств 5. правила
документооборота и технология обработки учётной документации. 6. порядок
контроля за хоз операциями 7. др решения необходимые для организации БУ.
Основное содержание учётной политики может быть сгруппировано по 3-м
направлениям: 1.организация бух службы в с-ме управления. Этот аспект
раскрывает: а) организационную форму бух службы б) права и обязанности глав
буха в) состав подчинённость и распределение обязанностей учётных
подразделений г) порядок взаимодействия бух служб. 2. Техника обработки
учётной информации. Этот аспект включает: а) выбор формы учёта б) рабочий
план счетов с указанием всех субсчетов в) образцы форм всех первичных д-тов
разработанных в организации г) график документооборота д) формы учётных
регистров е) порядок проведения инвентаризации ж) содержание и порядок
предоставления внутр отчётности з) с-ма внутреннего и внешнего контроля. 3.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|