Задача обеспечения отдыхающих и больных качественным медицинским
обслуживанием связана с контролем за полным и эффективным использованием
предназначенных медикаментов.
В бухгалтерском учете санаториев медикаменты, перевязочные и прочие
спецматериалы отражаются в суммарном выражении. При учете медикаментов
санаторно-курортные организации могут пользоваться согласованной с Минфином
СССР и утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от
02.06.1987 г. № 747 «Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных
средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических
учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР».
В санаториях, имеющих аптеку, ответственность за учет медикаментов в их
количественном и суммарном выражении возложена на заведующего аптекой; при
отсутствии аптек - на старшую медицинскую сестру, которая является
материально ответственным лицом за эти материалы.
В бухгалтерии и в аптеке аптекарские запасы учитываются в денежном
суммарном выражении.
Количественный учет в аптеке должен осуществляться по следующим группам
ценностей: ядовитые вещества; этиловый и денатурированный спирт;
остродефицитные и дорогостоящие медикаменты; оборотная тара, стоимость
которой не включена в цену медикаментов, а показана в счетах отдельно.
Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному
учету в аптечных организациях и лечебно-профилактических учреждениях,
приведен в приказе Минздрава России «О правилах выписывания рецептов на
лекарственные средства и их отпуске» от 10.11.1997 г. № 326.
Целесообразно в целях усиления ответственности список остродефицитных и
дорогостоящих медикаментов утверждать руководителем санатория.
Медицинское оборудование, инструменты и предметы санитарии и гигиены,
хранящиеся в аптеке, учитываются в аптеке и в бухгалтерии санатория как
основные средства и (или) материалы по видам и количеству, а в бухгалтерии
- и по стоимости.
При поступлении аптекарских запасов заведующий аптекой проверяет ценности
на предмет их соответствия данным, указанным в счете-фактуре, по количеству
и качеству. Особое внимание следует обращать на срок годности и срок
реализации спецматериалов и медикаментов. После проверки, если расхождения
и нарушения не выявлены, на счете-фактуре выполняется надписью «Ценности,
поименованные в настоящем счете-фактуре, мною проверены и приняты» и
ставится подпись и ее расшифровка.
Отпуск отделениям санатория, кабинетам, прочим службам и хозяйствам
медикаментов, перевязочных средств, лекарств осуществляется заведующим
аптекой по требованиям и рецептам.
При получении лекарств; содержащих ядовитые вещества, этилового,
денатурированного спирта, остродефицитных и дорогостоящих медикаментов, по
которым ведется количественно-суммовой учет, выписывается отдельное
требование, подписываемое руководителем санатория или уполномоченным на это
лицом.
Лекарства, содержащие ядовитые вещества, должны учитываться в отделениях
и кабинетах санатория в специальном журнале, страницы которого
пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью руководителя. Аптекарские
и вспомогательные материалы учитываются в бухгалтерии и в аптеке только в
денежном выражении, а в расход списываются ежеквартально.
Для определения суммы израсходованных вспомогательных аптекарских
материалов на конец каждого квартала составляется «Акт переучета
вспомогательных материалов». Его составляет комиссия, в которую входят
заведующий аптекой и бухгалтер; а утверждается акт руководителем санатория.
Предметно-количественный учет аптекарских запасов ведется в книге,
страницы которой пронумерованы, прошнурованы, опечатаны и скреплены
подписью руководителя и главного бухгалтера. На каждое наименование
ценностей, учитываемых количественно, открывается отдельная страница.
«Отчет о приходе и расходе аптекарских запасов» составляется в двух
экземплярах. Первый экземпляр, подписанный заведующим аптекой,
представляется в двухдневный срок после окончания отчетного месяца в
бухгалтерию под расписку на другом экземпляре - копии. Отчет после проверки
утверждается руководителем санатория; утвержденный отчет является
основанием для Списания бухгалтерией израсходованных аптекарских запасов.
Стоимость невозвратной тары, включенной в цену медикаментов и прочих
спецматериалов, списывается в расход вместе с ними. По возможности тара
может быть реализована.
При обнаружении порчи медикаментов и других аптечных запасов составляется
акт. Его составляет комиссия, назначаемая руководителем санатория, с
обязательным участием главного бухгалтера и заведующего аптекой. При
составлении акта выясняются и указываются причины порчи, определяются
виновные лица. Стоимость аптекарских запасов, испорченных по вине
материально ответственного лица, относится на его счет. Пришедшие в
негодность медикаменты и прочие ценности уничтожаются в присутствии
комиссии, составившей акт; в этом акте выполняется надпись с указанием
способа уничтожения ценностей за подписями членов комиссии.
С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств,
заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Постоянно действующая комиссия, назначаемая приказом руководителя
организации, ежемесячно должна проверять состояние учета, хранения,
расходования наркотических препаратов, Проверка фактического наличия других
лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету,
осуществляется не реже двух раз в год.
Установленные нормы естественной убыли применяются только в случаях
выявления недостачи указанных ценностей при проведении инвентаризации
медикаментов и медспецинструментов. Нормы естественной убыли медикаментов и
ваты в аптеках применяются лишь к товарам, реализованным в период между
инвентаризациями.
Списывать естественную убыль медикаментов при отсутствии фактических
потерь нельзя.
Инвентаризация ценностей, находящихся в аптеке, осуществляется ежегодно.
Запасы, подлежащие предметно-количественному учету, инвентаризуются не реже
одного раза в полугодие по каждому наименованию в отдельности.
Целесообразно в учетной политике санатория установить конкретные сроки
проведения инвентаризации медикаментов, перевязочных материалов и
спецматериалов.
Заключение.
Как уже было сказано, в последнее время вновь растет интерес к
отечественному санаторно-курортному комплексу. Санаторно-курортные
организации повышают качество обслуживания, и, в связи с этим, неуклонно
растет число отдыхающих и прибывающих для оздоровления. Санаторно-курортный
комплекс вновь стал в России прибыльным бизнесом.
В свете всего вышесказанного, необходимо обратить внимание на учет
операций, связанных с деятельностью санаторно-курортного комплекса. В связи
с последними изменениями законодательной базы бухгалтерского учета и
налогообложения, следует в значительной степени пересмотреть систему
ведения учета в той или иной организации интересующей нас сферы. Однако это
затрудняется отсутствием каких-либо отраслевых методических рекомендаций,
непосредственно регламентирующих бухгалтерский учет в санаторно-курортных
организациях.
Для более эффективного учета необходимо пересмотреть образцы и реестр
первичных документов, применяемых при осуществлении санаторно-курортными
организациями своей деятельности. С одной стороны, следует, по возможности,
уменьшить количество первичных документов и регистров бухгалтерского учета
для более эффективной работы бухгалтерии. Однако, с другой стороны, мы
рекомендовали бы избегать чрезмерного сокращения и упрощения вышеназванных
объектов для сохранения полного контроля за деятельностью организации и
пресечению возможных злоупотреблений.
Все вышесказанное имеет важность еще и потому, что в последнее время
вновь возобновлена практика санаторно-курортного лечения за счет средств
государственного бюджета и внебюджетных фондов социального страхования. Для
того, чтобы иметь возможность обслуживать отдыхающих, прибывших по таким
путевкам и курсовкам, а также для последующих расчетов с госбюджетом и
внебюджетными фондами, следует иметь в своем распоряжении бухгалтерский
аппарат, полно и позрачно отражающий расходование средств.
Проблеме бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных
организациях посвятили свои труды такие авторы, как, например, Фараджаева
Г.С., Кисилевич Т.И., Шарыпова О.И.
Вкратце подводя итог рассмотренной нами теме, среди особенностей
организаций санаторно-курортного комплекса можно отметить следующие:
Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс,
имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основе
государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.
Основной вид деятельности - комплекс услуг по лечению, оздоровлению и
отдыху - оформляется бланками строгой отчетности.
В санатории функционируют вспомогательные и обслуживающие производства
и хозяйства, каждое из которых представляет самостоятельную отрасль со
свойственными ей закономерностями развития.
Большинство санаторно-курортных учреждений имеет ремонтные и
строительно-ремонтные группы, автомобильный парк, некоторые - собственные
котельные, прачечные, жилые дома, детские дошкольные учреждения, ангары,
подсобные хозяйства.
К основным, на наш взгляд, отраслевым особенностям и проблемам
бухгалтерского учета санаторно-курортных организаций, которые в полной мере
необходимо учитывать в учетной политике субъекта, относятся:
1) необходимость контроля и учета процесса движения бланков строгой
отчетности - путевок, курсовок и других, разрешенных к применению без
контрольно-кассовых машин;
2) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по освобожденным
от уплаты налогом на добавленную стоимость и подлежащим обложению налогом
на добавленную стоимость услугам;
3) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам
деятельности, осуществляемым в различных режимах налогообложения, в том
числе переведенным на уплату единого налога на вмененный доход;
4) определение понятий для бухгалтерского учета терминов «недозаезд»,
«досрочный отъезд», «опоздание», применяемых конкретной санаторно-курортной
организацией. Для отражения в бухгалтерском учете недозаездов и досрочных
отъездов должна быть выработана единая методология, основанная на понятии
«доход» в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п.1 ст.39
Налогового кодекса Российской Федерации «Реализация товаров, работ или
услуг»;
5) наличие и возможность установленных «Правилами санатория» «сухих
пайков», порядок их выдачи, учета и налогообложения;
6) определение условий, порядка и учета возврата частичной оплаты
стоимости путевки при необходимости досрочных выездов;
7) калькулирование статей расходов путевок различных категорий, в том
числе детских, в зависимости от комфортности номера, наличия усиленного
питания, большого количества медицинских и лечебных процедур и т.д.
Различия в отпускной цене путевок должны подтверждаться расчетами и
планируемыми расходами по каждой статье калькуляции;
8) разработка системы скидок на санаторно-курортные путевки при их
продаже потребителям посредниками (турагентами) в зависимости от сезонности
и сроков поступления авансов (предоплат);
9) разработка и внедрение норм и нормативов, не установленных
нормативными актами, их регулярный пересмотр, пересчет на фактически
отработанные санаторием койко-дни и обслуженное количество отдыхающих.
Например, списание моющих и дезинфицирующих средств для нужд столовой
санатория должно производиться с учетом фактического количества питающихся
и рекомендованными нормами расхода каждого используемого средства;
10) определения порядка фиксации не предоставленных отдыхающим
лечебных процедур в связи с их добровольным отказом или по рекомендации
врача;
11) включение в калькуляции на календарный год праздничных и иных
событий, предусматривающих дополнительное питание, которое приводит к
удорожанию койко-дня, а также прочих дополнительных расходов по статье
«Культурно-досуговые мероприятия»;
12) составление меню-раскладки, учитывающего профиль заболеваний,
диетическую направленность и необходимое количество килокалорий;
13) обоснование методов распределения в бухгалтерском учете
общехозяйственных расходов между видами получаемых доходов, в том числе
облагаемых разными налоговыми режимами;
15) необходимость внедрения специализированных первичных бухгалтерских
документов;
16) обоснование норм расходов на озеленительные мероприятия, на
содержание паркового хозяйства с учетом произрастающего количества одно- и
многолетних зеленых насаждений, их Ценности, площади земли и т.д.
Таким образом, курортное дело необходимо для населения Российской
Федерации, оно нуждается в развитии, следует на государственном уровне
трансформировать курортное дело в отрасль, которая объединила бы вопросы
эффективности использования курортных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов.
Источниками успешного развития экономики санаторно-курортной отрасли и
эффективного функционирования организаций этой отрасли являются становление
и развитие системы внутреннего контроля, основной элемент которой -
бухгалтерский учет.
Список использованной литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, ч.1, 2. М.: ООО «ТК Велби,
2002.
2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ №№ 1/98 – 16/02). М.: ООО «ТК
Велби, 2002.
3. Ерофеева В.А., Принцева С.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит в
системе управления организацией в условиях становления рыночных
отношений: Учеб. пособие – СПб.: Изд-во СПб Университета экономики и
финансов, 1995.
4. Кисилевич Т.И. Внутренний контроль в санаторно-курортных организациях.
– М.: Финансы и статистика, 2002 г.
5. Фараджаева Г.С. Планирование оборотных средств в санаторно-курортной
системе профсоюзов. – М.: Тип. Фин.-хоз. отдела Президиума Верховного
Совета РСФСР, 1980.
6. Кисилевич Т.И., Шарыпова О.И. Бухгалтерский учет в санаторно-курортных
организациях. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.
7. Кисилевич Т.И., Шарыпова О.И. Особенности бухгалтерского учета в
санаторно-курортных организациях. – М.: Финансы и статистика, 2002 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|