- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 64;
- соответствие записей аналитического учета с записями в журнале-
ордере №8, главной книге и балансе;
- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;
полученные в СКВ авансы должны числиться в валюте на дату
возникновения задолженности по курсу ЦБ РФ до момента их зачета в
уменьшение задолженности покупателей; возникающая курсовая разница
списывается на внереализационные результаты.
2.4 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
При проверке необходимо установить:
- заключены ли договора поставки продукции;
- реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено
актами инвентаризации (сверки) расчетов;
- правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с
покупателями и заказчиками»; при этом построение аналитического
учета должно обеспечить возможность получения данных о
задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками,
обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по
которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в
банках, по которым денежные средства не поступили в срок);
- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
- соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в
журнале-оредере №11, главной книге и балансе.
2.5 Аудит расчетов с подотчетными лицами
При проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить
внимание на следующее:
- имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в
командировку;
- правильность возмещения командировочных расходов (суточные,
квартирные, стоимость проезда);
- имеется ли командировочное удостоверение с отметкой в месте
пребывания в командировке;
- правильность и своевременность составления авансовых отчетов;
- правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;
- наличие оправдательных документов;
- полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;
- правильность возмещения затрат на представительские расходы;
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ,
услуг) производится в пределах смет предприятия и только при наличии
оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата и
место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица,
участники со стороны предприятия, величина расходов;
- правильность возмещения затрат при краткосрочных
загранкомандировках;
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с
подотчетными лицами;
- правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71
«Расчеты с подотчетными лицами»;
- соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере
№7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и главной книге.
2.6 Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
При проверке необходимо установить:
- правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в
пользу других предприятий и лиц, а также своевременность
перечисления удержанных сумм получателю;
- правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в
общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями,
квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;
- правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие
договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей,
порядок погашения кредита и т.д.;
- полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового
коллектива беспроцентным ссудам; необходимо проверить
обоснованность выдачи этих ссуд, правильность оформления документов
на выдачу ссуд (кроме суммы, должен быть установлен срок и порядок
погашения ссуды); особое внимание следует обратить на полноту и
своевременность погашения ссуд; на практике встречаются случаи,
когда ссуды умышленно своевременно не погашаются, и по истечении
срока исковой давности списываются за счет предприятия (один из
многих способов ухода от налогообложения физических лиц);
- полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на
индивидуальное жилищное строительство;
- правильность отражения в чете депонированной заработной платы;
необходимо сверить записи по счету 76 с записями в книге учета
депонированной зарплаты; в случаях перечисления депонированной
зарплаты с расчетного счета необходимо уточнить правильность
указанных адресов получателей; на практике встречаются случаи,
когда умышленно неправильно указывались домашние адреса
получателей, а возвращенные в связи с этим переводы в кассу
предприятия не приходовались; также имеются случаи начисления
оплаты труда работникам за не выполнявшиеся работы, которая
депонировалась и присваивалась кассиром;
- своевременность и полноту начисления и поступления взносов
родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
- правильность составления бухгалтерских проводок по расчетом с
дебиторами и кредиторами;
- правильность ведения аналитического учета по счетам 73 и 76;
- соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в
журнале-ордере №8, главной книге и балансе.
2.7 Аудит расчетов по оплате труда
Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате
труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении
оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета
расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются
аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда», 88 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»),
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с
депонентами»), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты
труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о
временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д.,
нормативные документы, регулирующие эти операции.
Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда
следует с установления соответствия показателей аналитического учета по
счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же
дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в
главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче)
расчетно-платежных ведомостей.
При выявлении расхождений необходимо установить их причины.
Также необходимо сверить данные по счету 76 (субсчет «Расчеты с
депонентами») с данными книги учета депонированной зарплаты.
Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их
заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по
начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом
особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.
При повременной оплате труда проверяются правильность применения
тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение
количественных и качественных показателей работы, правильность применения
норм и расценок.
При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты
устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет
выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в
документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.
При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других
первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли
случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует
проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в
нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава.
Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее
оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в
нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить
на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия
и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака
по переделке работ, выполненных с низким качеством.
При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое
внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов.
Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются:
- выборочная проверка правильности начисления оплаты труда;
- порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных
условий работы;
- документальное оформление и оплата простоя;
- документальное оформление брака продукции и его оплаты;
- доплата за работу в ночное время;
- оплата труда за работу в сверхурочное время;
- оплата работы в праздничные дни;
- начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное
действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и
т.п.);
- начисление пособий по временной нетрудоспособности;
- проверка правильности удержаний из заработной платы; в соответствии
с законодательством из заработной платы могут быть произведены
следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный
фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также
сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение
задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание
ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального
ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за
товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по
исполнительным документам; за брак продукции; другие удержания из
заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.
Подоходный налог удерживается в порядке и размерах, установленных
законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими
изменениями и дополнениями.
Удержания в пенсионный фонд производятся в размере 1% от совокупного
дохода.
Удержание по исполнительным листам производится только при наличии
этих листов либо на основании личного заявления работников.
Удержание за товары, проданные в кредит, производится на основании
поручения-обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданам
товаров длительного пользования в кредит (постановление Правительства РФ от
9 сентября 1993 г. №895).
Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником,
производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия
работника) либо по решению суда.
В заключении проверки необходимо установить:
- правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда;
- правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции
(работ, услуг);
- правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты
труда;
- правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных
данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты
труда;
- соответствие записей аналитического учета по счету 70 «Расчеты по
оплате труда» и 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» в части
расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной
плате, записям в журналах-ордерах №8, 10 (при журнально-ордерной
форме учета), главной книге и балансе.
2.8 Аудит расчетов по совместной деятельности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|