Организация бухгалтерского учета и аудита расчетных операций
Министерство общего и профессионального образования
Костромской Государственный Технологический Университет
Кафедра бухгалтерского учета
Организация
бухгалтерского учета
и аудита расчетных
операций
Курсовая работа
|Выполнили: |студенты ЭФ группы |
| |96-Б-24 Виноградов Д.В. и|
| |Мозголин А.А. |
|Научный |Смирнова Н.Д. |
|руководитель: | |
Кострома – 1999
|Введение |3 |
|I. Бухгалтерский учет расчетных операций |4 |
|1.1. Учет операций с банками |4 |
|1.2. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |17 |
|1.3. Учет прочих расчетных операций |38 |
|1.4. Бухгалтерский учет взаимозачетов |52 |
|1.5. Роль и место ценных бумаг в расчетных операциях предприятия |58 |
|II. Аудит расчетных операций |70 |
|2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками |72 |
|2.2. Расчеты по претензиям |75 |
|2.3. Расчеты по авансам полученным |76 |
|2.4. Расчеты с покупателями и заказчиками |76 |
|2.5. Расчеты с подотчетными лицами |77 |
|2.6. Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами |78 |
|2.7. Расчеты по оплате труда |79 |
|2.8. Расчеты по совместной деятельности |82 |
|2.9. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |84 |
|Заключение |87 |
|Список литературы |88 |
Введение
В условиях нашей развивающейся рыночной экономики и еще не
устоявшегося налогового законодательства и нормативно-законодательной
основы бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в
уже существующих и появление новых документов.
Расчетные операции являются одним из важнейших объектов бухгалтерского
учета на предприятии. Они ведутся каждой организацией независимо от формы
собственности, наличия основных средств и т.д.
В данной курсовой работе мы постарались рассмотреть наиболее важные и
новые документы, регулирующие учет и аудит расчетных операций, а также сами
процессы учета и аудита различных видов расчетных операций и их варианты.
В работе дано определение аудита, его цели и основные принципы, его
регулирующие, и принципы его проведения.
Нижеизложенное ни в коей мере не претендует на полноту рассмотрения,
изложения и анализа документов, а является простым обзором нормативно-
законодательной базы и организации и проведения учета и аудита расчетных
операций.
1. Бухгалтерский учет расчетных операций
1.1 Учет операций с банками
В рыночной экономике между предприятиями и банками постоянно
совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств.
Всевозможные расчеты, происходящие между предприятиями, также ведутся при
помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной
формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной
выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расчеты
выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их
своевременное завершение служит необходимым условием процесса производства.
Расчеты совершаются в двух формах: путем безналичных перечислений
через систему банка или в виде платежей наличными деньгами.
Проведение кассово-расчетных операций через банк позволяет государству
всесторонне контролировать финансово-хозяйственную деятельность
предприятий. Банк контролирует предприятия и в части соблюдения ими
установленных фондов заработной платы, лимитов на командировки и
хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов предприятий с
госбюджетом по налогам, сборам, за своевременной оплатой счетов и платежных
требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под
определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный
срок и т.п.
Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах,
очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном
хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо
правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь
эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния
бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций.
Перед бухгалтерским учетом в области учета денежных средств, расчетов и
кредитов стоят следующие основные задачи:
- своевременное и правильное проведение необходимых расчетов, как путем
безналичных перечислений, так и наличными деньгами;
- полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения
денежных средств и расчетных операций;
- соблюдение действующих правил использования денежных средств по
назначению в соответствии с выделенными лимитами, фондами и сметами;
- организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных
средств и состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения
возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль за наличием и сохранностью денег в кассе, на расчетном и других
счетах в банках;
- контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности
перечисления сумм за материальные ценности, а также средств, полученных в
порядке кредитования.
Порядок открытия и ведения расчетных
и прочих счетов в банках
В соответствии с законодательством РФ о предприятиях и
предпринимательской деятельности каждое предприятие вправе открывать в
любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения
денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных,
кредитных и кассовых операций. Большая часть расчетов между предприятиями
осуществляется безналичным путем – перечислением денежных средств со счета
плательщика на счет получателя. На этом счете сосредотачиваются денежные
средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, и проводятся
платежи другим предприятиям, а также выдача наличных денег в кассу
предприятия. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк.
Порядок производства и виды расчетов регламентируется письмом ЦБ РФ «О
безналичных расчетах РФ» №14 от 9 июля 92г. (редакция 26.12.97); порядок
оформления документов для безналичных расчетов в банке указан в «Положении
о расчетных документах» №911, утвержденном 16 сентября 83г. (редакция
30.07.88).
Порядок открытия счетов регламентируется Инструкцией Госбанка СССР о
расчетных, текущих и бюджетных счетах №28 от 30 октября 86г. (редакция
31.08.90) с дополнениями и изменениями в соответствии с письмами Госбанка
СССР №1009 от 11 августа 87г., №301 30 июня 90г., №320 от 30 августа 90г. и
другими.
В банковских учреждениях предприятиям, объединениям, организациям и
учреждениям открываются расчетные, текущие и бюджетные счета.
Расчетные счета открываются хозяйствующим субъектам, состоящим на
хозяйственном расчете, наделенным собственными оборотными средствами и
имеющим самостоятельный баланс, наделенным статусом юридического лица.
Расчетные субсчета открываются хозяйствующим субъектам, имеющим отдельные
нехозрасчетные подразделения – магазины, склады, филиалы и т.п. – вне
своего местонахождения. Такие счета открываются по ходатайству владельца
основного счета и используются для зачисления выручки и производства
расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.
Текущие счета в учреждениях банка открываются хозяйствующим субъектам,
не состоящим на хозяйственном расчете, не наделенным собственными
оборотными средствами и не имеющим самостоятельного баланса. Текущие счета
открываются структурным единицам производственных и научно-производственных
объединений, другим хозрасчетным подразделениям организаций и учреждений,
расположенным вне их местонахождения. Текущие счета открываются также:
учреждениям и организациям, состоящим на государственном бюджете,
руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов;
предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за
счет республиканского бюджета для целевого использования; кооперативам по
месту нахождения филиалов.
Расчетный счет
Для хранения временно свободных денежных средств и безналичных
расчетов каждому предприятию в избранном им банке открывается прежде всего
расчетный счет. Через него и осуществляются расчеты путем записей (переноса
сумм) с расчетного счета одного предприятия или объединения на расчетный
счет другого.
Расчетные счета открываются всем юридическим лицам вне зависимости от
форм собственности, находящимся на полном хозяйственном расчете и
составляющим самостоятельный баланс.
Для открытия расчетного счета в банк представляется заявление,
учредительный договор и устав, заверенные нотариусом. На основании этих
документов банк открывает временный расчетный счет. На него зачисляются
суммы, внесенные учредителями в уставный фонд. После регистрации
предприятия в органе местной власти и налоговой инспекции в банк
представляются зарегистрированный устав и карточка с образцами подписей
руководителя и главного бухгалтера предприятия, заверенные нотариусом, для
открытия постоянного расчетного счета. Об открытии счета главный бухгалтер
учреждения банка на подлинном экземпляре устава предприятия делает отметку
с указанием номера счета и заверяет этот факт гербовой печатью. Банк
присваивает расчетному счету предприятия специфический порядковый номер.
Предприятие, которому открыт расчетный счет, является его владельцем. Оно
распоряжается в пределах предоставленных ему прав всеми средствами,
числящимися на этом счете.
В бухгалтерии предприятия расчетному счету присваивается код 51 без
открытия субсчетов. Однако по усмотрению бухгалтера в современном учете при
использовании ПЭВМ рационально иметь 2 субсчета: «Зачислено» (и несколько
аналитических счетов к нему по приходу), «Списано» (и несколько десятков
аналитических счетов (видов операций) к нему по расходу). Этот счет
активный, и сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия
находится на хранении в банке на определенное число. В бухгалтерском учете
на предприятии согласно Плану счетов и инструкции по его применению,
поступления средств на расчетный счет отражаются по дебету, а списание – по
кредиту. Кредитовые обороты по счету 51 записываются в журнале-ордере №2, а
обороты по дебету отражаются в разных журналах-ордерах. Однако, учитывая
важность точности учета и необходимость контроля дополнительно к журналу-
ордеру №2 ведется ведомость №2, в которой учитываются все суммы, отнесенные
в дебет счета 51.
Одним из основных документов, необходимых для учета операций по
расчетному счету, является банковская выписка. Как правило, предприятия
получают такие выписки периодически (ежедневно) или в другие согласованные
с банком сроки. К выписке прилагаются документы, полученные от других
предприятий и организаций, на основании которых происходит списание или
зачисление средств на расчетный счет. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен
помнить об одной особенности. Денежные средства клиента в банковском учете
фактически являются кредиторской задолженностью, вследствие чего
поступления на расчетный счет клиента записываются по кредиту, а списание с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|