- контроля за соблюдением законод-ства и нормативных док-тов, регулирующих
правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки
активов, обяз-ств и СК;
- выявления резервов лучшего использования собственных ОС и обор. ср-в,
фин. резервов и заемных источников.
Осн. цель аудита фин. отчетов – объективная оценка полноты, достоверности и
точности отражения в отчетности активов, обяз-ств, собственных ср-в и фин.
рез-тов деят-ти пр-ия за опр. период, проверка соответствия принятой на пр-
ии УП действующему законод-тву и нормативным актам. Осн. цель аудита может
дополняться обусловленными договорами с клиентом задачами выявления
резервов лучшего использования фин. ресурсов, анализом правильности
исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению фин. положения пр-
ия, оптимизации затрат и результатов деят-ти, доходов и расходов.
Задачи аудитора. В ходе ауд. проверки устанавливается правильность
составления баланса, ф.№2, достоверность данных пояснительной записки. При
этом определяется:
- все ли активы и пассивы отражены в отчете;
- все ли документы использованы в отчете;
- насколько фактическая методика оценки им-ва отклоняется от принятой при
опр-ии УП пр-ия.
ф.№2 аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и
н/о прибыли.
Для достижения осн. цели и предоставления заключения, аудитор должен
составить мнение по сл. вопросам:
- общая приемлемость БО (соответствует ли БО в требованиям, предъявляемым к
ней, и не содержит ли противоречивой инф-ции);
- обоснованность (существуют ли основания для включения в БО указанных там
сумм);
- законченность (вкл. ли в БО все надлежащие суммы, в частности все ли
активы и пассивы принадлежат компании);
- оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);
- классификация (есть ли основания относить эту сумму на тот счет, на к-рый
она записана);
- разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго, даты составления
баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в к-ром были
проведены);
- актуальность (соотв-ют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в
книгах и журналах аналит. учета, правильно ли они просуммированы,
соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);
- раскрытие (все ли категории занесены в БФО и правильно отражены в отчетах
и приложениях к ним)
Аудиторы в процессе своей деят-ти решают также ряд задач, связанных с
оказанием ауд. услуг:
- проверка ведения БУ и составления БО, законности хоз. операций;
- оказание помощи в орг-ции БУ;
- оказание помощи в восстановлении и ведении учета, составлении БФО;
- оказание помощи в налоговом планировании и расчете налогов;
- консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления БО и
др. услуги.
2.11. Виды аудита
Внутренний и внешний аудит. Внутр. аудит явл. неотъемлемым и важным
элементом управленческого контроля. Потребность во внутр. аудите возникает
на крупных пр-ях в связи с тем, что верхнее звено рук-ва не занимается
повседневным контролем деят-ти орг-ции и низших управленческих структур.
Внутр. аудит дает инф-цию об этой деят-ти и подтверждает достоверность
отчетов менеджеров. Внутр. аудит необходим - для предотвращения потери
ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри пр-ия. Ф-ии
внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных
пр-ий, подчиненные гл. бух. или фин. директору, однако ф-ии внутренних
аудиторов шире и вкл. в себя: контроль за состоянием активов и недопущение
убытков; подтверждение точности инф-ции, используемой рук-вом при принятии
решений; подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
анализ эфф-ти функционирования системы внутреннего контроля и обработки инф-
ии и др. В рамках внутреннего аудита осущ-ся не только детальный контроль
за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством
менеджмента.
Внутр. и внеш. аудит дополняют друг друга. Ф-ии внутреннего аудита могут
выполнять не только работники пр-ия, но и приглашенные независимые
аудиторы.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, явл. одним из
видов консультационных услуг клиенту для повышения эфф-ти использования его
мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Аудит хоз. деят-ти - систематический АХД орг-ции, проводимый для опр-ых
целей. При аудите хоз. деят-ти предполагаются объективное обследование и
всесторонний анализ опр. видов деят-ти. Цели: оценка эфф-ти управления;
выявление возможностей улучшения хоз. деят-ти; внесение рекомендаций,
касающихся улучшения деят-ти. Аудит хоз. деят-ти может быть проведен как по
заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и
гос. органов.
Аудит на соответствие требованиям - анализ определенной фин. или хоз. деят-
ти субъекта для опр-ия ее соответствия предписанным условиям, правилам или
законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля,
установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками
пр-ия, к-рые выполняют ф-ию внутр. аудиторов. Если же условия установлены
кредиторами, то т.к. выполнение этих условий часто находят отражение в фин.
отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом фин. отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным гос. актами, проводится
ревизорами, работающими в гос. органе, осуществляющем контроль за
исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, к-рым поручается такой
контроль.
Аудит ФО и специальный аудит.
Аудит ФО представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения
заключения о соответствии ее, установленным критериям и общепринятым
правилам БУ. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашёнными
компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита ФО публикуются и
рассылаются широкому кругу пользователей. Специальный аудит — это проверка
конкретных вопросов в деят-ти пр-ия, соблюдения определенных процедур, норм
и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и
эфф-ть деят-ти управляющих, правильность составления налоговой отчетности и
др.
Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит проводится в
случаях, установленных непосредственно законод-ством или по поручению гос.
органов. V и порядок проведения обязательного аудита регламентируются
законод-ством.
Основные критерии отнесения деят-ти подлеж. обязат. аудиту:
по струк-ре капитала: если есть доля в УК ин. капитала.
по орг.-правовой форме: АООТ;
по видам деят-ти: банки, кред. орг-ции ,биржи, страх. орг-ии, внебюдж.
фонды, инвест. инст-ты, благотвор. фонды.
по фин. пок-лям: V выр-ки от реал-ции > 500 тыс. МРОТ, ст-ть активов на
конец года > 200 тыс. МРОТ.
Инициативный (добровольный) аудит осущ-ся по решению пр-ия, на основе
договора с аудитором (ауд. фирмой). Хар-р и масштабы такой проверки
определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (ауд. фирмой) впервые для данного
клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как
аудиторы не располагают необходимой инф-цией об особенностях деят-ти
клиента, системе внутр. контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осущ-ся аудитором (ауд. фирмой)
повторно или регулярно. Практика работы ауд. фирм свидетельствует о
преимуществах согласованного аудита.
2.12. РЕГУЛИРОВАННИЕ АУД. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во всех странах с рын. эк-кой гос-во активно осуществляет регулирование
ауд. деят-ти. Оно опр-ет обязательность аудита, выделяя значимые для гос-ва
пр-ия, фин. затруднения к-рых могли бы существенно повлиять на эк-ку. Гос-
во же определяет требования и к аудитору (образование, калификация, порядок
сдачи экзаменов, ответственность …). Как правило, регул. ауд. деят-ти в
развитых странах гос-во осущ. посредством законов, оставляя при этом
значительные возможности саморегулирования аудита со стороны общественных
орг-ций аудиторов.
В России современный этап развития аудита начавшийся в 1987 характерен
появлением первых ауд. фирм и практически полным отсутствием регул-ия
аудита.
Развитие ауд. деят-ти потребовало работы над законом об аудите, первым
результатом к-рой был Указ Президента от 22.12.93 №2263 «Об ауд. деят-ти в
РФ» и последовавшее за ним Постановление Прав-ва от 6.05.94 №482 «Об
утверждении нормативных док-тов по регул-ию ауд. деят-ти в РФ». Оба эти док-
та сыграли положительную роль в развитии и становлении аудита в России.
Регул-ие ауд. деят-ти развивается по 3-м направлениям:
1) Гос. регул-ие; 2) Гос.-общественное регул-ие; 3) Регул-ие на уровне
ауд. фирм.
1-е направление вкл. в себя те нормат. док-ты, через посредство к-рых гос-
во влияет на формы и способы развития аудита, его роль в эк-ке. К таким док-
там относ.:
1.1. Временные правила ауд. деят-ти
1.2. Порядок проведения аттестации и лицензирования на право осущ. ауд.
деят-ти
1.3. Основные критерии деят-ти эконом. субъектов, по к-рым их БО подлежит
обязательной ежегодной ауд. проверке.
2-е направление состоит из регул-ия ауд. деят-ти с помощью единых
национальных правил (стандартов). В настоящее время введены 11 стандартов
ауд. деят-ти:
1. Планирование аудита. 2. Документирование аудита. 3. Ауд. доказательства.
4. Изучение и оценка систем БУ внутреннего контроля в ходе аудита. 5. Ауд.
выборка. 6. Действия аудитора при выявлении искажений БО. 7. Письменная инф-
ия аудитора руководству эконом. субъекта по результатам проведения аудита.
8. Письмо-обяз-ство ауд. орг-ции о согласии на проведение аудита. 9.
Использование работы эксперта. 10. Дата подписания ауд. заключения и
отражение в нем событий, происшедших после даты составления БО. 11. Порядок
составленияауд. заключения о БО.
3-е направление – непосредственное внутрифирменное регул-ие с помощью
правил и методик, создаваемых на основе нац. стандартов. Сюда относится и
договорная работа.
2.13. Проверка правильности учета ДС
При проверке прав учета ДС необх проверить операции по кассе, р/сч, в/сч,
спец. счетах в банках, ден док-там, переводам в пути и КФВ. Осн источниками
проверки кассовых операций явл. ПКО, РКО, кас. книга, книга аналит. учета,
хранящаяся в кассе, акты инвент-ий кассовой наличности, лимит хранения
наличных денег в кассе, согласованный с учреждением банка, учетные
регистры, ж-о №1, обор. ведомость и Гл. книга. Проверяя кассовые операции
необходимо установить как соблюдается положение с ведением касс. операций,
как соблюдается законность совершенных операций с нал. ДС. Одной из задач
проверки явл. установление правильности оформления док-тов, по к-рым произв-
ся операции, связанных с получением и выдачей нал. ДС:
1. РКО и ПКО д.б. заполнены без помарок и четко.
2. на РКО и ПКО должен стоять штамп «оплачено», «получено».
3. ведомости на выдачу ЗП д.б. росписи лиц, получивших деньги или отметка
«депонировано».
4. внимательно проверить подписи док-тов.
5. ПКО и РКО имеют раздельную порядковую нумерацию, пропуски номеров могут
натолкнуть на злоупотребление. Также необх проверить не совмещают ли
выполнение обяз-тей кассира и бухгалтера пользующиеся правом подписи в
кассовых док-тах. При проверке следует проверить исп-ие полученных из банка
нал. денег по целевому назначению, своевременность и полноту возврата в
банк неисп-х ДС, соблюдение установленных правил расчетов нал. ДС, не
превышались ли остатки нал. ДС лимита, злоупотребления по кассе (вкл. в
платежные док-ты вымышленных лиц, не приходование ДС, списание суммы в
больших размерах, чем следует по док-там, проводят повторное списание ДС по
одним и тем же оправдательным док-там). При проверке сч. 51 аудитор
устанавл сколько на пр-ии имеется р/сч и при наличии таких сч. необх
проверить как ведется аналит. и синт. учет по каждому из них. Осн. инф-ия
по р/сч содежится-ся в банковских выписках и приложенных к ним первичных
док-тах: аудитор проверяет подтверждение каждой операции отраженной в
выписке, соответствующими первичными док-тами. При этом аудитор должен
выявить:
1. неправильное перичисление авансов.
2. перечисл денег в кач-ве предоплаты по бестоварным счетам.
3. расчеты с прочими деб. и кред.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|