наименование операции без пояснительного текста.
2. Осуществляется арифметическая проверка данных бух учета, в виду
суммы каждой хоз операции записывается одновременно по дебету
одного счета и кредиту другого, то итоги оборотов по дебиту и
кредиту всех счетов за отчетный период должны быть равны м/у собой.
Виды бухгалтерских проводок.
1. Простые проводки. В этом случае Д-т одного счета
корреспондируется с кредитом другого, т е в корреспонденции
участвуют только 2-а счета.
2. Сложные проводки. При их написании Д-т одного счета м/т
корреспондируется с кредитом нескольких счетов и наоборот.
Д-т 68 К-т 51 (перечисление налога в бюджет каких
нибудь)
Д-т 69 К-т 51 (перечисление единого соц налога)
Д-т 60 К-т 51 (оплата поставщику)
Д-т 50 К-т 51 (поступление в кассу наличных денег)
3. Отрицательные бух проводки (сторнированные).
В ряде случаев для исправления допущенной в учетной записи
ошибки, а также, когда обычная запись уменьшения величины
объекта учета искажает экономическое содержание операции хотя
при этом не изменяется арифметический результат применяется
отрицательная бух проводка, сделанная методом «красного сторно».
Сущность метода в том, что сумма уменьшения записывается на
той стороне счета на которой как правило фиксируется увеличение
объекта учета, но красным цветом как бы «-» числом. И при
подсчете оборота такая запись вычитается из общей суммы.
Схема учетного процесса на предприятии.
Весь учетный процесс м/о разбить на 3 составляющие:
1. Первичный учет
2. Текущий
3. Обобщение учетных данных
1. Первичный.
Все хоз операции проводимые предприятием должны быть подкреплены
оправдательными учетными документами, которые и являются основой
первичного учета.
Первичные бух документы должны содержать все необходимые реквизиты.
Только в этом случае они являются действительными. Для большей части
первичных документов такими реквизитами являются:
- наименование документа
- дата составления документа
- наименование организации от имени которой составляется документ
- содержание хоз операции
- измерители в натуральном и денежном выражении
- наименование должностей лиц, подписывающих документ
- личная подпись указанных лиц и их расшифровка (ФИО)
- печать организации, если этого требует закон
Первичный документ должен составляться в момент свершения хоз
операции или сразу же после этого. Первичные документы м/т иметь
унифицированную или произвольную форму.
Унифицированные первичные документы разрабатываются Минфин РФ и
используются организациями и п/п-тиями без изменения.
Произвольная форма первичных документов предприятия м/т видоизменятся
и разрабатываться произвольно.
Внесение изменений (исправлений) в кассовые и банковские первичные
документы не допускаются. В остальных документах исправления сделанные
корректорным способом заверяются личными подписями лиц ранее его
подписывавшими, дата внесения исправления и если это необходимо то печать
п/п – тия.
В бухгалтерии первичные документы:
1. проверяют по форме и содержанию
2. расценивают или таксируют их т е производят денежную оценку товарно-
материальных ценностей указанных в документе.
3. группируют т е осуществляют подбор однородных документов в пачке и
подводят по ним общие итоги за весь период. На основе пачки перв
документов составляется сводная ведомость.
4. различают или контируют т е определяют корреспонденцию счетов по
каждой хоз операции отраженной в документе. Затем данные заносятся в
счета аналитического и синтетического учета, а использованные
документы сдаются в архив. Путь перв док-та от момента их выписки и до
сдачи в архив на хранение наз-ся документооборотом.
Лекция 3
Текущий учёт.
Он осуществляется с помощью счетов бух учета в целях повседневного
контроля за производственно хозяйственной деятельностью предприятия. Он
представляет информацию характеризующую состояние не только отдельных
объектов учета, но и их элементов и поэтому ведется в 2-х направлениях.
1. Синтетический учет который осуществляется на синтетических
счетах 1-го порядка и дает сводные обобщающие данные о
состоянии каждого объекта бух учета. Синтетические счета имеют
единую табличную форму, их количество определяется кол-вом
объектов учета на предприятии, а код наименования и основные
корреспонденции планов счетов бух учета.
2. Аналитический учет который ведется на аналитических счетах 3-
го порядка и дает подробную информацию о состоянии каждого
элемента объекта учета. Аналитические счета имеют
многообразную форму которая определяется содержанием объекта
(ведомости, журналы, карточки и т.д.)
Между счетами синт и анал учета существует тесная связь:
1) и те и др выполняются на основании первичных документов
2) сальдо одного синт счета = сумме остатков по всем анал счетам к
ниму относящимся
3) оборот по кредиту или дебиту одного синт счета д/б равен сумме
оборотов по дебиту или кредиту всех анал счетов к ниму
относящихся.
4) если синт счет А, то и анал – ие счета относящиеся к нему тоже
и наоборот.
Хоз операции на основе первичных документов фиксируются сначала
в регистрах синт учета, а затем в регистрах анал учета.
Закрываются в конце отчетного периода учетные регистры в
обратном порядке.
М/у 1 и 2 существует учет с помощью суб счетов или счетов 2-го
порядка, находящихся между синт и анал учетом. С его помощью
осуществляется доп учет по укрупненным однородным группам
отдельных объектов учета. Формы суб счетов также табличны,
перечень их и наименование определены планом счетов бух учета в
отдельных случаях такое право предоставляется самим
предприятиям.
3. Обобщение данных текущего учета представляет собой
совокупность способов контроля за правильностью данных по
счетам бух учета. К основным регистрам этого направления учета
относятся оборотные ведомости по счетам синт или анал учета,
шахматная оборотная ведомость по счетам синт учета, сальдовая
оборотная ведомость синт учета и наконец баланс.
|№ счета |Сд н |Оборот за отчетный |Сд к |
| | |период | |
| |По Д-ту |По К-ту |По Д-ту |По К-ту |По Д-ту |По К-ту |
| | | | | | | |
|01 | | | | | | |
|… | | | | | | |
| | | | | | | |
|99 | | | | | | |
|Итого |SСд н |SСд н |Sоб по |Sоб по |SСд к |SСд к |
| |по Д-ту |по К-ту |Д-ту |К-ту |по Д-ту |по К-ту |
В приведенной оборотной ведомости д/б 3 пары = м/ собой итог:
1. SСд н (Д-ту) = S Сд н (К-ту)
2. Sоб по (Д-ту) = S об по (К-ту)
3. SСд к (Д-ту) = S Сд к (К-ту)
Неравенство хотя бы в одной паре свидетельствует об ошибке при
составление ведомости или при подсчете остатков на синт счетах или же при
записи хоз операций на них.
Оборотн ведомости составляются и по анал счетам, но их форма носит
произвольный характер, зависящий от конкретного объекта учета.
По данным баланса осуществляется контроль за наличием и структурой
имущества и источников его формирования, а также для фин состояния и
платежеспособности предприятия.
Все хоз операции предприятия по своему влиянию на стороны делятся на 4-
ре:
1. вызывают изменение только в А баланса. Одна статья его
увеличивается, а другая уменьшается, т.е. видоизменяется состав
имущества без изменения общей его стоимости. Итог баланса при этом
не меняется. К этому типу относятся все операции по использованию
материальных ценностей в процессе производства, выпуска готовой
продукции, её отгрузки, оплате приобретаемых мат ценностей,
получении различных денег с расчетного счета в кассу и наоборот
сдача их в расчет счет из кассы.
2. вызывает изменение только в П баланса. Одна его статья увелич, а
другая уменьшается, т.е. видоизменяется соотношение источников
формирования имущества предприятия. Итог баланса при этом const. К
этому типу относятся операции связанные с начислением различных
выплат за счет чистой прибыли предприятия, удержанными из зарплаты
предприятия и др.
3. вызывает изменение в А и П баланса одновременно в сторону
увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму
хоз операций по А и П. К этому типу относятся операции по
начислению амортизации, зарплаты и ЕСН, включаемых в состав
себестоимости продукции, поступление авансовых платежей от
заказчиков и некоторые другие.
4. вызывает изменение одновременно в А и П баланса в сторону
уменьшения его статей. Итог баланса уменьшается на сумму хоз
операций этого типа. Сюда относятся операции связанные с оплатой
всех видов кредиторских задолженностей, например перечисление
налогов в бюджет, выплата зарплаты, перечисление поставщику за уже
полученную продукцию и т.д.
Исправление ошибок в учетных регистрах.
1. Корректурный.
Используется в случаях если ошибка не затрагивает
корреспонденции счетов или когда она быстро обнаружена и не
отражена в итоговых учетных записях. Ошибка зачеркивается тонкой
линией так чтобы м/о было прочесть ошибочный текст. Над ошибкой
надписывается правильный текст или сумма. Исправление
подтверждается подписями и оговоркой «исправленному верить».
2. Способ дополнительной проводки.
Применяется в случаях когда корреспонденция счетов определена
верно, но занижена сумма хоз операции.
Пр-р:
С р/с в кассу получено наличными 15000 руб.
Д-т 50 К-т 51 - 15000 =
Сделана ошибка: Д-т 50 К–т 51 - 10000 =
Исправление: Д-т 50 К–т 51 - 5000 =
3. Способ красного сторно
Применяется тогда, когда:
а) неверно определена корреспонденция счетов, ошибочная
запись повторяется, но красным цветом и затем записывается
верная корреспонденция обычным цветом. При подсчете итогов сумма
записанная красным цветом вычитается из общего итога
Пр-р:
Надо:
Д-т 50 К-т 51 – 15000 =
Неверно:
Д-т 51 К-т 50 – 15000 =
Исправлено:
Д-т 51 К-т 50 – 15000 =
Д-т 50 К-т 51 – 15000 =
б) Также этот способ применяется когда корреспонденция
определена верно, но сумма хоз операции завышена:
Пр-р:
Д-т 50 К-т 51 – 15000 Надо
Д-т 50 К-т 51 – 20000 Ошибка
Д-т 50 К-т 51 – 5000 Исправление
Лекция 4.
Учет формирования уставного капитала предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|