реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

БУ в торговле

реферат

уровень коммуникации и транспорта, который тогда существовал, гарантировал

невозможность выкупа золота по этим банкнотам. Эта практика через некоторое

время вызвала состояние общей нестабильности в экономике, которая может

быть охарактеризована как паника. Паника — это такая ситуация, когда люди

начинают волноваться за судьбу своих вкладов и закрывают свои счета. Когда

все вкладчики вдруг требуют свои вклады, банк закрывается, поскольку он не

может вернуть их всем. Это в свою очередь вызвало банкротство и

производственных предприятий. Таким образом, спады, кризисы объяснялись

нестабильностью финансового сектора, который при определенных условиях

вызывает спад экономической активности во всех сферах национальной

экономики.

Подобный подход к трактовке проблемы цикличности сегодня отходит на

второй план, он признается изначально поверхностным, так как исходит из

анализа только сферы обращения. В настоящее время цикличность

рассматривается в связи с производством и обращением. В центр анализа

выносится динамика промышленного производства, ВНП, подушевого дохода. При

этом динамика цен, процента, оборота трактуется лишь как индикатор

общеэкономических изменений.

Существуют психологические объяснения циклов, связывающих деловую

активность со сменой настроений, переходами от массового оптимизма к

пессимизму. Большое место психологическая теория заняла в работах Пигу. Под

психологическими причинами Пигу понимает “перемены в человеческих мыслях,

возникающие помимо тех изменений в ожиданиях, которые вызываются

изменениями активных факторов, на коих строится суждение”.

Пигу строит свой анализ на той роли, которую играют ожидания прибыли

от затрат в промышленности. С наступлением каждой из фаз цикла одновременно

происходит соответственно перемена ожиданий людей, и от цикла к циклу эти

перемены бывают одни и те же. С введением такого элемента как “ожидания”

или “расчёты на будущее” возникает проблема неопределённости этих ожиданий.

Как правило, прогноз будущих событий не может быть абсолютно верным, и чем

больше события отдалены во времени, тем менее точен прогноз и тем сильнее

вероятность нарушений. А так как каждое экономическое решение - часть

экономического плана, который простирается в более или менее отдалённое

будущее, то в каждой экономической деятельности есть элемент неуверенности.

В связи с этим следует ввести такие термины как оптимизм и пессимизм.

Психологические теории имеют в виду что-то большее, чем то, что во время

подъёма люди придерживаются более оптимистических, а во время спада более

пессимистических взглядов, только то, что во время подъёма люди инвестируют

более свободно и делают это с неохотой во время спада. Оптимизм и пессимизм

рассматриваются в этих теориях в качестве факторов, имеющих тенденцию

вызывать или усиливать рост или падение вложений. Следует отметить, что

невозможно предсказать, с какой силой будут реагировать предприниматели на

изменения в экономике, или в какой степени они увеличат или уменьшат сумму

инвестиций.

В период, когда происходит рост спроса на продукцию многих отраслей

промышленности и расширение выпуска их продукции, производители в тех

отраслях, которые не испытали ещё повышение спроса на свою продукцию,

склонны ожидать, что оно наступит. Кроме того, когда в течение некоторого

времени происходит рост спроса и цен, люди имеют обыкновение всё с большой

уверенностью ожидать, что и в дальнейшем рост спроса и цен будет

происходить в таких же или примерно таких же размерах, то есть они слишком

уверенно рассчитывают на то, что нынешнее положение сохранится и в будущем.

“Самой главной и существенной чертой бума является то, что инвестиции,

которые фактически в условиях полной занятости принесут 2%, производятся из

расчёта 6%”. Именно под влиянием такого рода идей здоровый экономический

рост начинает постепенно выливаться в опасное разбухание. На этом этапе,

как правило, ошибки оптимизма обнаруживаются, наступает реакция, и

возникают ошибки противоположного характера. Оптимистические прогнозы, в

конце концов, приводятся в сопоставление с фактами. Когда эта проверка

вещей оказывается неутешительной, уверенность оказывается поколебимой,

наступает разочарование. Пессимизм и нежелание инвестировать приводят к

сокращению покупательской способности. Деньги не инвестируются и не

расходуются на товары производственного назначения, а идут на покрытие

убытков. Поскольку сбережения не инвестируются, то всё, что способствует

увеличению размеров сбережений, оказывает гнетущее воздействие. Цены

падают, и это усиливает пессимистические настроения.

Каждое экономическое явление имеет свой психологический аспект.

Психологические факторы выдвигаются в качестве дополнительных к другим

экономическим факторам. Ряд экономистов объясняет экономический цикл

внешними причинами: возникновение пятен на солнце, которые ведут к неурожаю

и общему экономическому спаду; войнами, революциями и другими политическими

потрясениями; освоением новых территорий и связанной с этим миграцией

населения, колебаниями численности населения земного шара; мощными

прорывами в технологии, позволяющими коренным образом изменить структуру

общественного производства, и другими причинами. Объяснение экономических

колебаний сводит дело к техническим новшествам и совершенствованием, к

вовлечению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территорий. Эта

точка зрения присуща таким экономистам как Виксель, Шпитгоф, Шумпетер.

Эпохи повышенной экономической активности представляют собой периоды,

на протяжении которых развитие техники и открытие новых ресурсов создают

благоприятную основу для роста, и, в первую очередь, для роста инвестиций.

В такие периоды темп технического прогресса намного ускоряется по сравнению

с тем, что можно было бы ожидать при обычном действии многочисленных

изобретений, каждое из которых имеет относительно небольшое значение. В

длительные периоды экспансии вводится в действие новая, можно сказать

революционная техника, которая глубоко меняет характер всей экономики. Эта

техника, создаёт основу для огромного увеличения массы капитальных благ и

роста инвестиций.

Процветание, по мнению Шпитгофа, начинается тогда, когда новые

изобретения открывают новые возможности для инвестиций в основной капитал.

Для того чтобы предприниматели произвели крупные инвестиции, требуется

побуждение, а без него производство основного капитала в широких масштабах

не будет иметь место. Крупные нововведения влекут за собой создания новых

предприятий и нового оборудования. Процветание не возникает всего лишь как

результат изобретений или открытий. Оно является результатом практического

развёртывания нововведений, которые являются движущей силой периода

процветания.

Как правило, банкиры и инвесторы скептически относятся к новым

рискованным начинаниям, и далеко не каждый способен добиться финансовой

поддержки. Но после того, как новый замысел воплотится в действующее

предприятие, другим уже нетрудно доставать кредит и капитал для аналогичных

предприятий. Если новый процесс успешно приведён в действие, то другие

могут попросту копировать его. Каждый раз, когда появляется несколько

удачных новаторов, их примеру тот час следуют другие. Таким образом,

движущий толчок, даваемый новатором, порождает движение последователей,

привлечённых соблазном возможностей извлечения прибыли.

Бум - это явление, вызываемое движениями предпринимателей,

устремляющихся к новым возможностям. Бум может усиливаться преувеличено

оптимистическими ожиданиями. Сущность бума можно свести к внедрению в

производственную систему нововведение.

“Дисперсия представляет собой не что иное, как реакцию экономической

системы на бум или приспособление экономической системы к тому состоянию, к

которому приводит её бум”. Нарушения, возникающие из нововведений, не

могут рассосаться постепенно, на ходу, потому что почти все из них носят

капитальный характер. Они рассматривают существующую систему и вызывают

необходимость особого процесса приспособления. В период рецессии

экономическая система переходит к новому состоянию равновесия, следующему

за нарушениями, вызванными бумом. Если нововведения появляются одновременно

и в большом количестве, то условия меняются резко, и процесс приспособления

становится чрезвычайно трудным. Постепенно, однако, это приспособление

осуществляется, и достигается новое состояние равновесия. Период депрессии

можно определить как период, на протяжении которого завершается

приспособление к новой промышленной ситуации, которая создаётся в

предшествующий период внедрения нововведений. Перестройка системы является

неизбежной. Этот процесс и воплощает в себя сущность депрессии, и его

осуществления связано с потерями, сопротивлением, крушением надежд.

6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦИКЛОВ НА ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО И

КРАТКОВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Экономический цикл проникает всюду, он ощущается практически во всех

укромных уголках экономики. Взаимосвязь элементов экономики почти никому не

дает возможности избежать ледяных объятий депрессии или лихорадки инфляции.

Однако мы должны иметь в виду, что экономический цикл разными путями и в

разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы

экономики.

Что касается производства и занятости, то обычно от спада больше всего

страдают те отрасли промышленности, которые выпускают средства производства

и потребительские товары длительного пользования. Особенно уязвима

строительная промышленность. Производство и занятость в отраслях

промышленности, выпускающих потребительские товары кратковременного

пользования, обычно меньше реагируют на цикл. Отрасли промышленности и

рабочие, связанные со строительством жилых домов и промышленных зданий, с

тяжелым машиностроением, с производством сельскохозяйственных орудий,

автомобилей, холодильников, газовой аппаратуры и тому подобных товаров,

испытывают тяжелый удар. И напротив, отрасли промышленности, которые

производят товары длительного пользования, в фазе подъема получают

максимальные стимулы для развития. Эти примеры убедительно показывают

уязвимость этих отраслей промышленности от циклических колебаний.

Покупку товаров длительного пользования можно на какой-то срок

отложить. Когда экономика начинает испытывать трудности, производители

часто перестают приобретать более современное оборудование и строить новые

заводы. При такой конъюнктуре просто нет смысла увеличивать запасы

инвестиционных товаров. Во всех случаях фирма еще может использовать

наличные мощности и здания, и их хватает с лихвой. В благоприятные периоды

средства производства обычно заменяются до их полного износа. Однако когда

наступает спад, фирмы ремонтируют свое устаревшее оборудование и пускают

его в дело. Поэтому инвестиции в средства производства резко сокращаются.

Возможно, что некоторые фирмы, имеющие избыточные производственные

мощности, даже не стремятся к возмещению всего капитала, который они в

настоящий момент потребляют. В таком случае их чистые капиталовложения

могут стать отрицательной величиной.

Многие из этих соображений справедливы и по отношению к товарам

длительного пользования. Когда наступает спад и семейный бюджет приходится

сокращать, прежде всего рушатся планы на приобретение товаров длительного

пользования, таких, как бытовая техника и автомобили. Люди не покупают

новые модели. По-другому дело обстоит с пищевыми продуктами и одеждой, то

есть потребительскими товарами кратковременного пользования. Семья должна

есть и одеваться. Эти покупки нельзя надолго откладывать. Правда, в какой-

то степени количество этих покупок будет уменьшаться и, конечно, ухудшаться

их качество, но не в той мере, как с товарами длительного пользования.

Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные

товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией,

когда на рынке господствует сравнительно небольшое количество крупных фирм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.