В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и
доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы
сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том,
какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие —
выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в
последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с
отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их
исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами
делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.
Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом,
с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента
знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим
законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых
случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух
экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному
бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр
остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего
контроля за устранением выявленных недостатков.
После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием
руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и
замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и
подписывают его.
Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку
достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия,
подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы
аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка
осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то
подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.
Возможны четыре вида аудиторских заключений:
заключение без замечаний (безоговорочное заключение);
заключение с замечаниями (заключение с оговорками);
отрицательное заключение;
заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.
Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было
обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение
устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако
такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух
вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие
исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена
недостаточно профессионально или недобросовестно.
Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных
легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки
состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам
аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений
и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем
бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.
Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если
аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния
бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены
прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою
вышестоящую организацию.
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами
по методике В.И. Подольского
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки
расчетов с подотчетными
лицами
Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами
аудитор должен составить примерную программу изучения документов в
зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора
информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с
подотчетными лицами можно использовать вопросник, приведенный в Приложении
2.
По результатам опроса ответственных работников проверяемого
предприятия по вышеназванному вопроснику аудитор может сделать следующие
выводы:
Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных
средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии
установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы
деньги на хозяйственные нужды.
В нарушение п. 11 ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22
сентября 1993 г. N 40) лицам, не отчитавшимся за полученные ранее
подотчетные суммы, выдаются новые авансы.
Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует
проверить не допускается ли под видом командировочный расходов скрытое
авансирование работников предприятия.
В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ суточные, возмещаемые сверх
норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме того,
со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд,
Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
В нарушение Налогового кодекса РФ для целей налогообложения учет
командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.
В нарушение ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ,
УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ (утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от
05.08.92 N 552) сметы представительский расходов не разрабатываются и не
утверждаются руководителем предприятия.
В нарушение Налогового кодекса РФ для целей налогообложения учет
представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.
В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ выдача денег под отчет на
расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах,
превышающих необходимые.
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления
возможных нарушений
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о
состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный
вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на
основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений
разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными
процедурами являются:
Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих
наличные деньги их кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на
это право, утвержденному руководителем предприятия.
Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств
лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.
Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования
подотчетных сумм целям на которые они выданы.
Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.
Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет
чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя
предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет
чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых,
решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных
сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды.
Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по
командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в
командировку.
Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных
расходов. Нормы возмещения командировочных расходов определены:
ПИСЬМОМ Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (ред. от 27.05.96) "ОБ ИЗМЕНЕНИИ НОРМ
ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ЦЕН" — в
пределах РФ — суточные (22 руб.), расходы по найму жилья (145 руб.; без
документов — 4,5 руб.);
ПИСЬМОМ Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) и ПИСЬМОМ
Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94) — соответственно суточные и
расходы по найму жилья при загранкомандировках (в зависимости от страны);
ПИСЬМО Минфина РФ от 27.12.96 N 110 "О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ
КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" — нормы
суточных при командировках во все страны — бывшие республики СССР.
Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных
расходов в пределах норм и сверх норм.
Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения
командировочных расходов сверх установленных норм. Кроме того, со
сверхнормативных расходов начисляют взносы в Пенсионный фонд, Фонд
обязательного медицинского страхования и в Фонд занятости населения (в Фонд
социального страхования отчисления не производятся). При оплате работникам
расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и ее пределы,
в облагаемый доход работника не включаются:
суточные в пределах норм, установленных законодательством;
расходы по найму жилья в пределах норм;
фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд
до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и
комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах
отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз
багажа, пользование постельными принадлежностями в поезде, расходы по
получению загранпаспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену
чека в банке не наличную иностранную валюту.
Процедура 2.2.2 — проверка правильности выделения НДС в сумме
командировочных расходов. Суммы НДС выделяют по
проезду к месту служебной командировки и обратно;
затратам на пользование в поездах постельными принадлежностями;
хранению багажа;
расходам по найму жилого помещения в пределах норм.
Процедура 3.1.1 — проверка правильности отражения в учете НДС по
приобретенными подотчетным лицами материальным ценностям. НДС выделяется и
относится на счет 19 лишь при покупке ТМЦ у организаций оптовой торговли
при наличии приходного кассового ордера, накладной и счета-фактуры с
выделенной отдельной строкой НДС (ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95
N 39 (ред. от 29.12.97) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"). При покупки ТМЦ в розничной торговой сети суммы
НДС не выделяются и относятся на себестоимость вместе с их стоимостью.
На многих предприятиях независимо от того, у какой организации
приобретены материальные ценности, только на основании того, что они
приобретены за наличный расчет, НДС не выделяется и вместе со стоимостью
материальных ценностей списывается на издержки производства, что приводит к
их завышению и соответственно занижению налогооблагаемой прибыли.
Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров
представительских расходов сметам. Представительские расходы — это затраты
предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий,
организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с
целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также
участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и
ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты,
связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого
аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным
обеспечением, посещением культурно зрелищных мероприятий, буфетным
обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы,
оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|