совокупности до теоретической линии регрессии минимальный.
а0 – показывает величину постоянных затрат, а коэффициент а – долго
переменных затрат в расчете на единицу продукции.
Вторая проблема также может быть решена путем периодического расчета
полной себестоимости внесистемно (в зависимости от целей управления).
Таким образом, данная система позволяет анализировать затраты и
результаты деятельности, дает возможность управлять величиной прибыли,
которая является важнейшим показателем деятельности предприятий в условиях
рыночной экономики.
2. Анализ безубыточности производства.
Задачи анализа безубыточности
Анализ безубыточности базируется на зависимости между выручкой от
реализации, издержками и прибылью в течении краткосрочного периода, когда
производство продукции ограничено определенными производственными
мощностями, увеличение или уменьшение которых за короткий отрезок времени
невозможно. Однако привличение дополнительных трудовых или материальных
ресурсов в течении короткого промежутка времени вполне реально.
В основе анализа безубыточности лежит деление совокупности затрат по
снабжению, производству и реализации продукции на постоянные и переменные.
Задачи анализа безубыточности:
1. определение точки безубыточности;
2. определение количества единиц продукции, которая надо реализовать для
получения запланированной прибыли;
3. установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на
запланированном уровне;
4. выбор наиболее эффективных технологий производства;
5. принятие оптимального производственного плана.
Отсюда совершенно очевидно, что анализ безубыточности является одним из
методов анализа спроса в условиях рыночной экономики.
Рассматриваются два подхода к анализу безубыточности: экономический и
бухгалтерский.
Экономическая модель безубыточности.
Для увеличения объема реализованной продукции предприятие должно
снизить цену единицы продукции. Это причина того, что выручка от реализации
не возрастает пропорционально общему объему продаж. Более того, в какой-то
момент положительный эффект от увеличения объема продаж окажется ниже
отрицательного влияния снижения цен. Экономическая модель поведения затрат,
объема производства и прибыли графически выглядит так, то линия совокупного
дохода (ОE), возрастающая в начале, постепенно замедляет подъем, а затем
опускается вниз. D
Затраты и выручка B С
от реализации, DE E
A
F
Объем
производства и реализации
O продукции,
натуральных единиц
Рис. 1.14. экономическая модель поведения затрат и выручки от реализации
AD – поведение совокупных затрат;
AB – на начальном этапе производство и совокупные затраты резко возрастают.
Это происходит за счет "давления" большей массы постоянных затрат на
незначительный объем производства;
BC – крутизна линии совокупных затрат уменьшается, поскольку постоянные
затраты в составе совокупных при росте объема производства занимают меньший
удельный вес. В это период оборудование эксплуатируется на уровне проектной
мощности, используется преимущества организации труда: непрерывные графики
основного производства, специализация, массовый или серийный выпуск
продукции.
В точка C и D линия совокупных затрат опять круто возрастает. Это
происходит потому, что при эксплуатации оборудования выше проектного уровня
возникают его непредвиденные обстановки. Одновременно усложняются графики
работы основного производства, возникают сбои в материально-техническом
снабжении и нехватка ресурсов и, как следствие всего того, кризисные
ситуации. В результате увеличиваются удельные затраты на единицу продукции
и линия совокупных затрат стремится вверх.
Линия AF отражает поведение суммарных постоянных затрат предприятия.
Бухгалтерская модель безубыточности.
При построении бухгалтерской модели делается допущение о
неизменности переменных издержек и цены реализации единицы продукции, в
результате чего зависимость выручки от реализации и совокупных затрат от
изменения объемов производства и реализации носит линейный характер.
Выручка от реали- Выручка от реализации по
Совокупные затраты по экономической
зации, сов.затраты, бухгалтерской модели
модели
DE
Совокупные затраты по бухгалтерской модели
Постоянные затраты по бухгалтерской модели
0 Q1 Q2
Объем производства и реализации продукции,
натуральные единицы
Рис. 1.15. Бухгалтерская модель поведения затрат и выручки от реализации.
Отличие бухгалтерской модели безубыточности от экономической: в
первой лишь одна точка безубыточности, а не две, как в экономической
модели. Значит, с увеличением объема производства зона прибыли
увеличивается и наиболее выгодным становится производство при максимальной
загрузке производственных мощностей.
Бухгалтерская модель отражает совокупные затраты и выручку от
реализации не для всех уровней производства, а лишь для того, который
предприятие предпологает достичь или который она обычно обеспечивала в
прошлом. Для этих уровней производства оно имеет информацию о затратах. На
рис. 1.15. предпологаемый уровень представлен отрезком Q1Q2. В
бухгалтерской модели линия совокупных затрат показывает лишь достаточное
точное соответствие в определенном диапозоне производства. При этом
допускается, что удельные переменные затраты на единицу продукции в этом
диапозоне постоянны, поэтому линия совокупных затрат прямая.
Сравним выручку от реализации в экономической и бухгалтерской
моделях. Очевидно, что при построении линии выручки от реализации в
бухгалтерской модели было сделано допущение, что в предпологаемом диапозоне
объемов производства цена единицы продукции неизменна. Отсюда линия выручки
прямая. С точки зрения адекватности действительности такое допущение
приемлемо в краткосрочном периоде для предприятий, спрос на продукцию
которых неэластичен по ценам или если основными факторами спроса является
неценовые, например потребительские предпочтения, реклама и т.д. Более
того, в длительном периоде уменьшить объем реализации можно, как правило,
только при помощи цены, считая ее уровень. Поскольку область применения
анализа безубыточности ограничивается краткосрочным периодом, допущение о
неизменности цен в бухгалтерской модели не вступает в противоречие с
действительностью.
Точка безубыточности.
При анализе безубыточности используют не только графический, но и
математический подход к отражению о обработке исходной информации о
затратах и результатах производственно-коммерческой деятельности
предприятия. При разработке и применени математических формул следует иметь
в виду, что постоянные затраты являются постоянной совокупной (суммарной,
общей) величиной для всего объема производства, а переменные отражают
затраты на единицу продукции и изменяются в зависимости от изменения объема
производства. значит, удельная прибыль в расчете на единицу продукции также
будет изменяться в зависимости от уровня производства.
Математическая зависимость между прибылью, объемом производства и
затратами будет такой:
NP = pq – ( c + vq); формула 1
NP – чистая прибыль;
q - количество проданных единиц продукции, натуральные единицы;
p – цена реализации единицы продукции, DE;
v – переменные затраты на единицу продукции, DE;
c – совокупные, постоянные затраты, DE.
На чистую прибыль влияют факторы:
- объем производенной или реализованной продукции;
- цена единицы реализованной продукции;
- переменные затраты на производство, реализацию и управление;
- постоянные затраты, связанные с производством, реализацией и
управлением предприятием.
Прежде всего необходимо определить объем производства и реализации, при
котором предприятие обеспечивает возмещение всех затрат.
Точка безубыточности- это такой объем продукции, при реализации
которого выручка покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не
позволяет предприятию получить прибыль, но и убытки тоже отсутствуют. В
соответствии с чем согласно формуле 1 точка безубыточности будет на уровне
производства, на котором
c + vq = pq – NP формула 2
поскольку NP = O,
pq = c + vq формула 3
Для определения точки безубыточности можно также использовать
показатель валовой, или марженальной прибыли (MR). К определению того
показателя приводятся различные подходы: "разница между продажной ценой и
удельными переменными затратами называется валовой прибылью на единицу
продукции" или "из цены продажи продукции вычитаются переменные расходы или
частичная себестоимость продукции (ЧС) и определяется маржинальная
прибыль". Во всех случаях его расчет и использование основаны на том, что в
предпологаемом диапозоне производства цена продукции и удельные переменные
затраты постоянны. Следовательно, и разница между продажной ценой и
переменными затратами на единицу продукции должна быть постоянна. Для
обеспечения безубыточности производства эта разница, или маржинальная
прибыль, должна покрыть постоянные затраты.
Цена единицы = Удельные постоянные + Удельные переменные
продукции затраты
затраты
Или в точке безубыточности маржинальная прибыль равна удельным
постоянным затратам, так как в этом случае:
Цена единицы – Удельные переменные = Удельные постоянные
продукции затраты
затраты
При соблюдении этого правила каждая единица продукции не приносит ни
прибыли, ни убытка.
Тогда:
Точка безубыточности = Совокупные постоянные затраты
Удельные постоянные затраты
Или:
Точка безубыточности = Совокупные постоянные затраты
Маржинальная прибыль
Формула безубыточности:
Qкр. = С
MR
Qкр. – критический объем продаж, или точка безубыточности, натур.ед.;
MR – маржинальная прибыль, DE, MR = p – v;
Целевая прибыль и планирование объемов производства.
Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем
продцукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения
желаемой величины прибыли в планируемом периоде. Очевидно, что выручка от
реализации продукции должна быть достаточно высокой и обеспечивать покрытие
всех затрат и получение запланированной прибыли. Так как прибыль равна
разности между выручкой от реализации продукции и затратами, выручка будет
равна сумме прибыли и совокупных затрат, которые складываются из постоянных
и общих переменных затрат, или
pq = np + c + vq;
но
pq – vq = np + c.
E MR = np + c – совокупная (общая, суммарная) маржинальная прибыль
должна, во-первых, покрывать постоянные затраты и, во-вторых, быть
достаточной для получения запланированной прибыли. Но так как MR = p – v,
плановое количество продукции (Qпл.), которая предприятие должно произвести
для получения необходимой прибыли, можно рассчитать по формуле:
Qпл. = np + c
MR
Определение цены в анализе безубыточности.
Анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно
продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить
запланированную прибыль.
Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно
должно прежде всего определить минимально допустимую цену, по которой ее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|